музыка
6949

Авиазаводчанин с гитарой: Как улан-удэнец случайно познакомился с рок-музыкантом Башлачёвым

Автор-исполнитель Игорь Общих рассказал о своём творчестве и музыкальных «тусовках» 80-х

Фото: личный архив И. Общих, О. Алексеева

Про работника Улан-Удэнского авиационного завода и по совместительству автора-исполнителя Игоря Общих я узнал совсем недавно - на творческом вечере «Арт-Стихия: Пламя», где поэты, музыканты и художники знакомили гостей со своим творчеством. Игорь пронзительно исполнил под гитару несколько своих трогающих за душу песен. Вот и решил я написать о нём небольшой рассказ, перед этим, конечно же, расспросив его о самых интересных фактах биографии.

«Пережил всех супостатов»

Наш герой родился в Улан-Удэ. Сюда в 1936-м, в год начала строительства авиазавода, с Алтая переехал его дед. И дед, и бабушка, и отец работали на авиазаводе. Игорь продолжил трудовую династию. Но перед этим были школа и годы выживания на Машзаводе.

- Школьные годы я посвятил нумизматике и выживанию в школе. Пережил всех супостатов, надо сказать. Тогда Машзавод был поделён на два лагеря, не на жизнь, а на смерть бившихся друг против друга. В моей школе меня причисляли к враждебному лагерю. Считал низостью доказывать обратное, - вспоминает Игорь Общих.

Любовь к созданию стихов у мальчика проснулась в третьем классе - на уроке родной речи учитель Нина Дмитриевна дала задание придумывать рифмы к словам, что очень понравилось школьнику. Тогда же он начал и петь - так получилось легче выучить стихотворение Фёдора Тютчева про грозу в начале мая.

- Но творчество в семье не поощрялось. Все племянницы мамы (она была завучем, потом директором вечерней школы) легко сочиняли рифмованные поздравления - так что баловство всё это. Огород, картошка, поросята - вот что важно. Одна отдушина - чтение, - рассказывает Игорь.

Пионерское движение по сбору макулатуры тоже внесло свою лепту в литературное становление нашего героя. В школьных закоулках пачками лежали разные периодические издания, где главным сокровищем были журналы «Юность» 1960-х годов под редакцией Бориса Полевого и Валентина Катаева.

- Журналы дали столько забытых теперь авторов. Прекрасная проза, поэзия! Самых лучших «не пустили», конечно, но вот их почитателей печатали вовсю. Лучше всего об этом говорится в повести Аксёнова «Таинственная страсть» (можно и сериал глянуть). И лучший, на мой взгляд, конечно же, Пастернак! - делится впечатлениями о литературной юности Игорь Общих.

Вскоре юноша сочинил текст на музыку группы Eagles «Отель Калифорния» и с тех пор стал брать гитару в руки. В 19 лет он перебирал струны самопальной «Музимы», и, по его собственному признанию, «получалось всё окей».

По московским КСП

В начале 80-х Игорь от завода уехал учиться в Москву. Там он оказался единственным, кто знал песню Высоцкого «Банька по-белому». Напомним, что в те годы Владимира Семёновича в Советском Союзе особо не жаловали, а потому песню Игорь узнал благодаря землякам-морякам, привезшим её из заграничных походов.

В Москве наш земляк стал посещать КСП, что расшифровывается как «Клуб самодеятельной песни». Это неформальное социальное движение, объединившее любителей бардовской песни.

- Сосед по общежитию позвал нас на концерты КСП. Была зима, почему бы нет. То в «Ленинке» Александр Городницкий выступал, то на «Горбушке» все остальные. Так у всех и побывали, кроме Александра Суханова, которого очень почитали за пластинку в журнале «КСХ», - вспоминает Игорь Общих. - В этой тусовке была довольно строгая дисциплина, и, когда начались весенне-летние так называемые слёты КСП в разных локациях Подмосковья, нас предупреждали, чтобы никакой антисоветчины и хулиганства в становищах палаточных. Грушинский фестиваль был ещё не знаком нам и москвичам многим. Там я прославился исполнением текста под музыку группы Dschinghis Khan про оного хана. Текст был от Димы из Донецка.

Подыграл Башлачёву

Там же, в Москве, с Игорем произошёл знаменательный случай, значение которого он осознал лишь через 20 лет. Весной 1983 года в общежитии МИНХ (тогда - Московский институт народного хозяйства им. Плеханова, сейчас - Российский экономический университет) в компанию студентов друзья-дагестанцы привели парня с разбитыми накануне кулаками. Его задержали дружинники за драку в чужом общежитии, а утром дали пачку повесток в военкомат, чтобы он их разнёс, доложил и получил обратно свой изъятый паспорт.

- Сидели мы, пели песни группы «Воскресение», и тут этот парень попросил подыграть его чтению стихов. Память у меня хорошая, и, когда через 20 лет просто услышал название «Пора собираться на бал», дошло, наконец, что, возможно, тот парень был сам Александр Башлачёв. Очень похож внешне. И представился Сашей, рассказал, что сам из Череповца, учился в Свердловске. Ну и текст, опять же, да и другие стихи подобные. О Башлачёве я услышал в день его гибели. Александр Градский в феврале 1988-го закончил этим известием передачу о рок-музыке, которую вёл на «первой кнопке» Всесоюзного радио тогда. Потом - Гимн СССР и до утра тишина, - рассказывает Игорь Общих. - Потом пошли публикации, пластинку купил. Но ни разу не поставил на проигрыватель. И новая алмазная игла лежит, но в конце 80-х так не до этого стало вдруг...

Отметим, что этот случай был в 1983 году, а всесоюзную славу Башлачёв приобрёл в 1985-м.

Александр Башлачёв. Фото: skillbox.ru

Дружба с зачинателями рок-музыки

Вернувшись в Улан-Удэ, Игорь стал работать на родном авиазаводе, воспитывать дочь и дружить с зачинателями рок-музыки в Бурятии - Владимиром Батуриным и Владимиром Кашириным. Сам при этом кроме работы ничем не занимался. Стихи если и писал, то «в стол». Тусовки 90-х тоже прошли мимо. 

- Разумеется, группы тогда были, но в основном вторичные, подражательные хоть кому, пока от того же Батурина в его 40-летие не услышал рассказ о некоем «великом и ужасном Уголке» (Алексей Фишев, лидер панк-рок-группы «Оргазм Нострадамуса». - Прим. авт.). А тут и сам «Угол» позвонил юбиляру. Но угораздило же Вову сказать, что у него в гостях друзья с Машзавода. Так и не довелось познакомиться нам с Алексеем. Только видео посмотрели, где он стихи свои читал, и клипы группы «Оргазм Нострадамуса», - с сожалением говорит Игорь.

Зато познакомился мужчина с другим выдающимся рок-музыкантом с нелёгкой судьбой - Иваном Долгановым, создателем группы «Проникающая радиация», и по сей день вспоминает его как фееричного гитариста, сочинившего реальные хиты.

Так как Игорь Общих от музыки не далёк, задаём ему вопрос: а как ему нынешнее поколение творцов-музыкантов?

- Надо сказать, что современное общество Улан-Удэ не только переняло, но и во многом превзошло и нулевые годы даже. Проходящие мероприятия, такие как «Арт-Стихия», например, просто поражают творческой зрелостью совсем юных участников! Никита Либровский круто пишет, Diggi Dotz зажигает нормально, Юля Яневич просто фантастические пьесы играет, Настя Потапова такие вещи сочиняет и так поёт! Оценку им и другим даёт зритель, восторгаясь их мастерством. Да и панк-вечеринки стали выше просто эпатирования публики и стёба, - отмечает автор-исполнитель.

«Не рвусь делиться с публикой»

Подсчёт своих же песен музыкант не вёл, но «первой нормальной» называет свою композицию «Дорогой скорби».

- При свете луны карандашом в блокноте записал слова. Как раз в те дни, когда неведомый мне Башлачёв догорал в сердцах наших. Я не работаю над текстами. Начинаю вдруг писать, всё бросив. Я не очень рвусь делиться с публикой, так получается, - говорит он.

Сегодня Игорь продолжает работать на авиазаводе. Иногда появляется на мероприятиях с гитарой. Кстати, любимому заводу и всем, кто строил его и самолёты в годы войны, он посвятил песню-клип, сделанную его товарищем Александром Токаревым из кино- и фотохроник, «По небу летит самолёт».

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях