школа
991

Движение вперед, поиск и радость побед

Как работает школа для детей с интеллектуальными нарушениями и что ей помогает в развитии

Фото: Минобразования РБ

За историю 35-летнего существования школа неоднократно меняла свое название, но эти изменения не касались главного её предназначения – обучения детей с нарушениями в интеллектуальном развитии. Именно это являлось и является той отправной точкой, которая приводит в движение весь школьный механизм, заставляя его двигаться с учетом интересов и потребностей каждого ученика.

Пройден путь длиною в три с половиной десятилетия, вложен огромный труд нескольких поколений учителей, выпущены из стен школы сотни учеников.

Более 10 лет директором ГБОУ «СКОШ № 3» является Валентина Цэдашиева, почётный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования РБ.

КАК РАБОТАЕТ ШКОЛА

– Валентина Лхамадиевна, в чем заключается специфика работы с детьми с интеллектуальными нарушениями?

– С целью диагностического, коррекционно-реабилитационного, психологического и социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе создана система психолого-педагогического сопровождения учащихся. Функционируют психологическая и логопедическая службы, отработана программа взаимодействия специалистов, действует психолого-педагогический консилиум, организована командная работа: классный руководитель – тьютор – педагог-психолог – учитель-логопед.

Медицинское сопровождение учащихся осуществляется путем проведения ежегодных диспансеризаций, работы медицинской сестры, еженедельного приема врача-педиатра и врача-психиатра. Консультирование родителей, приём учащихся, ежедневные осмотры – залог профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.

Готовность к профессиональному самоопределению учащихся с интеллектуальными нарушениями является одним из условий их социализации в обществе. Поэтому в приоритете у педагогов – формирование у детей любви к труду, способности к самообслуживанию, пониманию ответственности за свою жизненную перспективу и способности вносить вклад в социально-экономическое развитие Республики Бурятия.  Обучение осуществляется по трем профилям: столярное, поварское и швейное дело. Открытие в 2021 году нового, четвертого, профиля трудового обучения «Персонал сферы обслуживания» обеспечивает подготовку детей с более сложными диагнозами к выполнению обязанностей рабочего по комплексной уборке.

ЦИТАТА: Участие в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», в региональной подпрограмме по развитию и совершенствованию системы комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов позволило значительно совершенствовать материально-техническую базу школы, наполнить её новым содержанием, совершенствовать образовательный процесс.

– В вашей школе есть еще и структурные подразделения. Как они работают?

– Открытие структурных подразделений способствует расширению образовательного пространства и созданию многофункциональной среды учреждения. С 2017 года школа осуществляет образовательный процесс для обучающихся, воспитанников ГБУСО РБ «Детский дом-интернат для детей-сирот с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии «Журавушка». Сегодня педагоги успешно работают над формированием развивающей образовательной среды, отработкой приемов и методик работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.

С 2018 года школа является базовой площадкой регионального этапа национального чемпионата «Абилимпикс» по столярному делу. Учащиеся школы ежегодно становятся победителями регионального этапа, участвуют во всероссийских этапах чемпионата.

– Ваша школа ведет большую работу в Улан-Удэ и Бурятии по оказанию помощи родителям детей с ОВЗ, педагогам специальных и инклюзивных школ.

– Центр комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов (направление – дети с аутизмом, ТМНР) функционирует на базе школы с 2019 года. Свыше тысячи педагогов города и республики стали участниками вебинаров, семинаров, практико-ориентированных интенсивов, содержательных консультаций и супервизий по проблемам образования детей с РАС и ТМНР.

  • У вас проводится работа с родителями?

– Работа с родителями – это совместное решение актуальных проблем развития и воспитания детей. Совет родителей выступает полноправным участником образовательного процесса. Совместно с педагогами определяются эффективные пути развития и коррекции нарушений в интеллектуальном развитии учащихся. Проводятся совместные спортивные и познавательно-развлекательные мероприятия.

КОЛЛЕКТИВ

– Валентина Лхамадиевна, расскажите немного о своем коллективе.

– Повышение кадрового потенциала – приоритетное направление в деятельности администрации школы. Ведь от того, какой учитель работает с особыми детьми, зависят и образовательные результаты. Сегодня это высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать любые задачи, творческий, активный, открытый к поиску.

Основным ядром являются опытные педагоги, обладающие высоким профессиональным мастерством, имеющие высшую и первую квалификационные категории, – 76 %. Это учителя: П. А. Хонгорова, отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель РСФСР; Т. Н. Колмакова, почетный работник воспитания и просвещения РФ, заслуженный учитель Республики Бурятия;  Е. Б. Цыпылов, почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации; Н. В. Полякова, почетный работник общего образования РФ; Т. В. Медведева,  Н. П. Симонова, почетные работники воспитания и просвещения РФ; Е. В. Бальжинимаева, отличник просвещения РФ; Михальченко Е. В.  награждена нагрудным знаком «Молодость и профессионализм»;  О. Е. Филатова, Н. А. Черноус, И. А. Игнатченко, Б. В. Белянкин отмечены почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации.

Школа выступает открытым образовательным пространством через реализацию дополнительных функциональных возможностей учреждения.

Коллектив школы – инициатор и организатор мероприятий различного уровня: республиканских конкурсов профессионального мастерства, межрегиональных научно-практических конференций, творческих фестивалей, семинаров-совещаний, вебинаров и т. д.

За хорошие результаты в обучении и воспитании детей с ОВЗ, активное участие в инновационной деятельности за последние 5 лет школа отмечена благодарственными письмами, грамотами.

Кроме того, она награждена дипломом лауреата Международного профессионального конкурса учебно-практических и методических материалов «Развивающая среда образовательных учреждений» (2022). В 2024 году во Всероссийском конкурсе «500 лучших образовательных организаций страны – 2024» коллектив школы победил в номинации «Лидер в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся – 2024».

– Действительно, к своему 35-летию ваша школа пришла со значительным багажом. Что позволяет добиваться таких результатов?

– Тип управления, сложившийся в школе, основан на методологии деятельностного подхода и рассматривает управление как взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Такое взаимодействие является оптимальным и даёт стабильно положительные результаты.

Взаимодействие администрации с профсоюзным комитетом школы – один из факторов успешности коллектива. Профсоюзный комитет под руководством председателя Татьяны Владимировны Медведевой, администрация школы на протяжении 10 лет демонстрируют высокий уровень социального партнерства по созданию благоприятного микроклимата, защите прав и предоставлению социальных гарантий работникам, организации отдыха и оздоровления коллектива, поддержания корпоративного духа. Коллектив живет интересной, насыщенной жизнью.

Сегодня наша школа – это особый многогранный мир, который живёт, радуется победам, строит планы на будущее, отражая все запросы такого быстротечного, но значимого времени.

В соответствии с национальным проектом «Образование», направленным на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,  9 школ Республики Бурятия реализуют исключительно адаптированные основные общеобразовательные программы. В ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3» оборудованы две мастерские столярного дела по предпрофильному обучению, кабинет швейного дела и кабинет кулинарии. В столярных мастерских учащиеся работают на новых верстаках, осваивают работу на современных станках, что позволит им в будущем успешно освоить профессию столяра. Современным оборудованием оснащен кабинет швейного дела. Учащиеся получили возможность обучаться основам профессии на оборудованном рабочем месте с современными швейными машинами, оверлоком, паровыми утюгами, манекеном. Создание условий позволяет успешно использовать полученные знания в дальнейшей жизни. Обновилась и пополнилась материально-техническая база кабинета кулинарии. Кроме обновления материально-технической базы большая работа проведена по повышению квалификации педагогов школы.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях