На планерке мне было дано редакционное задание: написать об интересном человеке, который внес свою лепту в культуру или искусство республики. Поинтересовался у старожилов Дома печати, и они мне подсказали: напиши об Иване Игумнове - талантливом поэте, журналисте, авторе нескольких сборников замечательных стихов, члене Союза писателей России.
Честно признаюсь, мне это имя ни о чем не говорило. Иван Ильич ушел из жизни еще до моего рождения. Но, как часто бывает в таких случаях, на помощь пришел интернет. На сайте «Культура и искусство Бурятии» нашлась скупая справка: «Игумнов Иван Ильич, поэт, журналист. Родился 10 сентября 1947 года в селе Унгуркуй Кяхтинского района. Автор сборников «Память детства», «Родство», «Такова родова» и других».
На других ресурсах информация оказалась не богаче. Лишь в архиве журнала «Байкал» за январь 2017 года обнаружил небольшую публикацию Татьяны Бурлаковой к 70-летию поэта и несколько его стихотворений.
Путь от токаря до поэта
- Иван Ильич прожил недолгую жизнь - всего 54 года, - рассказывает журналист Татьяна Бурлакова, редактор его последнего сборника «Такова родова». - Родился в селе Унгуркуй на берегу реки Жарчихи. Окончив школу-интернат в Кяхте, он начал работать токарем на Улан-Удэнском авиазаводе. Там он впервые попробовал свои силы в журналистике, публикуя заметки в заводской многотиражке. Производственная травма круто изменила его судьбу. После службы в армии он поступил в Хабаровскую высшую партийную школу, где изучал журналистику, русский язык и литературу. Вся его дальнейшая жизнь была связана с прессой: районные и республиканские газеты, отделы, очерки, редакторская работа.
Но среди строк газетных статей всегда пробивался голос поэта. Этот голос звучит особенно ярко в его поэтических сборниках: «Память детства», «Родство», «Приметы», «Надежда, Вера, Любовь и София», «Такова родова», которые стали настоящими литературными памятниками деревням и селам его родного края.
Энциклопедия жизни сельской
Главная тема творчества Ивана Игумнова - родное село. Оно дало ему всё: первые уроки жизни, краски для стихов, героев для его рассказов.
«И уезжаю к зимовью
К Жарчихе, что любить учила…»
«А сон - как матери наказ
Я помню - раньше и сейчас:
Ручей - родник мое начало».
Сельские пейзажи, заботы, хлопоты, будни простых тружеников - всё это оживает в его стихах. Особенно ярко звучит тема семьи. Его герои - родные люди: отец, мать, бабушки, дедушки, дядьки, братаны, сестреницы.
«Мозаика из разных фотокарточек,
В нехитрой раме - судьбы и года,
А с них глядят задумчиво, по-старчески
Моя родня».
Игумнов как никто другой знал жизнь села. В годы журналистской работы он объездил всю Бурятию, включая самые отдаленные уголки. В его стихах звучат голоса глубинки:
«И бабкин голос, строгий и певучий,
Услышу я сквозь мыслей толкотню...»
Он писал о том, что ему было близко и дорого. Герои его стихов - простые сельские труженики, их заботы, мысли и переживания.
«Придет сентябрь. Поля и сопки
Зарей осенней уберет,
И хлебом пахнущее солнце
На стол положит хлебороб».
На презентации книги «Такова родова» президент Бурятии Леонид Потапов назвал трилогию Ивана Игумнова «энциклопедией сельской жизни конца XX века». И это не преувеличение. Здесь немало раздумий поэта. Трилогия включает поэмы «Вера, Надежда, Любовь и София», героини которых ведут монологи о трудностях и радостях деревенской жизни. Эти имена не случайны: в селах они давно стали символами веры, надежды и любви.
Пророческие строки
Его стихи проникнуты особой теплотой, но вместе с тем и болью за судьбу деревни. В предисловии к своему последнему сборнику «Такова родова» он писал:
«Судьба села… Когда-то волновавшая, казалось бы, всех, она с наступлением перестройки покрылась пылью забвения, особенно литературного».
Эта боль за умирающее село проходит через многие его произведения. Он видел, как рушились устои, как исчезали некогда полные жизни деревни, и знал, что их возрождение потребует усилий не одного поколения. Его строки звучат почти как предостережение:
«И сердце грусть занозит.
Обманы, день за днем,
Не лесом, пень за пнем,
Года глаза елозят…
Что станет с тем селом?»
Его строки стали пророческими. Он предчувствовал упадок сельской жизни. И хотя его жизнь оборвалась слишком рано - в январе 2001 года, его слова до сих пор актуальны. Не меньше сердце Ивана Игумнова болело и за газету «Правда Бурятии», где он работал до последних дней. Лихие 90-е принесли безденежье, задержки зарплат и реформы, которые подорвали журналистику.
Иван Игумнов очень ждал выхода своей книги «Такова родова», но на издание не хватало средств. Тогда не хватало средств не только на издание книги, но и на зарплату. Не было «живых» денег. Платили чайниками, утюгами, постельным бельем, пивом, конфетами, телевизорами, стиральными машинками… В канун нового, 2001 года в редакции появились «живые» деньги, и коллеги навестили его с зарплатой и поздравлениями. Он встретил их радушно, угощал чаем и своей любимой жареной картошкой.
- Иван Ильич живо интересовался делами редакции, нашей книгой, много шутил, - вспоминает Татьяна Бурлакова. - А девятого января его не стало.
Чтобы имя звучало
Книга «Такова родова» вышла уже после смерти Ивана Ильича благодаря поддержке президента Бурятии. Но, как показывает время, имя Игумнова стало забываться. Творчество нашего талантливого земляка, говоря его же словами, «оказалось на отшибе внимания». На сайтах о литературе и культуре лишь несколько строк об этом талантливом поэте.
- Его творчество достойно большего. Его стихи можно изучать в школах, книги - включать в программы по краеведению и родной литературе, - уверена Т. П. Бурлакова. - Они глубокие по смыслу и содержанию, написаны хорошим литературным языком. Они о Родине, родной природе, о благодати земли, о быте, о приметах, о любви, о вековой мудрости наших предков. В них всё наше село, вся наша душа. Как говорил сам поэт:
«Храню я в дальней стороне
Заботы, хлопоты деревни…»