ДТП
1010

Наперегонки со смертью. Жители Бурятии погибли в аварии в Сахалинской области

Родные погибших вахтовиков винят в трагедии родственника директора сахалинского завода

Фото: Госавтоинспекции Сахалинской области.

В августе прошлого года на юге Сахалина погибли трое жителей Бурятии - Николай Доржиев, Алтан-Цэцэк Чагдурова и Арюна Доржиева. Они разбились в страшном ДТП при столкновении двух автомобилей. Четверо других пассажиров и водитель выжили. Родственники пострадавших и погибших винят в случившемся водителя.

Уроженцы нашей республики, пострадавшие и погибшие в той аварии, всё лето работали на заводе ООО «НРК «Рыбновский 2», что в селе Рыбное Охинского района Сахалинской области. В то роковое утро вахтовики вместе с несовершеннолетними детьми направлялись с заработков домой. По словам выживших, накануне водитель долгое время не спал, а затем постоянно превышал скорость.

Сидевшие справа погибли

Невеста погибшего 29-летнего Николая Доржиева Валерия Степанова (на фото) рассказала, как потеряла любимого человека, с которым они собирались вскоре пожениться.

- Коля с другими земляками должен был ехать домой с вахты. Но за ними прислали только одну машину - Nissan Patrol. Она была перегружена, считай, семь пассажиров, и все с баулами. В итоге водитель превысил скорость и столкнулся с кран-балкой, ехавшей в попутном направлении. Основной удар пришёлся на правую сторону автомобиля, где рядом с водителем сидел Коля, - рассказывает девушка.

По какой-то причине в тот день водителем для вахтовиков директор завода назначил своего зятя Владислава Коншина. Когда Владислав приехал за людьми, сообщил им, что долго не спал. Его уговаривали вздремнуть перед дорогой, но тот отказался.

- Выжившие говорят, что водитель ехал быстро и постоянно ускорялся. Не знаю, может быть, он уснул за рулём, учитывая, что не выспался, - говорит Валерия. - Все, кто сидел по правой стороне автомобиля, погибли. Изначально, со слов выживших, он не был против того, что виноват, но потом, когда созвонился с адвокатами, принял другую стратегию. Начал нас избегать всячески. Неделю назад ему предъявили обвинение, с которым он не согласился, но и не отказался. Дело в феврале начнёт рассматривать Южно-Сахалинский суд. Все экспертизы мы получили - медицинскую и автоэкспертизу. В последней написано, что водитель крана, который ехал впереди, передвигался со скоростью 4550 км в час. А у водителя Nissan Patrol зафиксировано 95 км/ч.

По словам Валерии, она поехала на Сахалин за телом Николая и заодно позвонила супруге водителя, чтобы из первых уст узнать, что именно произошло.

- Жена Владислава тоже была в панике и стрессе. Я спросила, могу ли я увидеться с её мужем. Она ответила, что он в больнице. Теперь его позиция понятна: по-видимому, он пытается откреститься от вины. Потом он давал показания, что якобы был сильный туман, дорога была скользкая, а у впереди ехавшей машины не было габаритных огней. Но  у нас есть видео, которое ребята сняли по дороге, - на самом деле никакого тумана нет, дорога совершенно сухая. К тому же следователь сразу выехал на место, всё зафиксировал, сфотографировал - на фото видно, что тумана нет, дорога сухая. Есть и видео мимо проезжавших людей, которые снимали эту аварию, - говорит девушка.

Руководство завода на связь с пострадавшими не выходит, говорит Валерия.

- То есть всех кинули. Никому ничего не отвечают, не говорят, - возмущается она. - В том числе по поводу долгов перед работниками. Деньги им выплатили лишь частично. В ноябре обещали остатки, но тишина. У Коли остались мама и папа в Бурятии.

Побежал спасать икру

В салоне иномарки находились двое подростков 16 и 17 лет. 16-летний Цырен-Даба, получивший переломы в той страшной аварии, говорит, что он был единственным, кто не спал в пути и увидел момент ДТП.

- Наш водитель уснул по дороге. Я прямо увидел это. От моих криков он взбудоражился и немного повернул влево, одновременно нажимая на тормоз, и мы врезались в кран-балку, - вспоминает молодой человек. - До этого мы просили водителя ехать помедленнее, но он не слушал нас. Сказал, что у него в багажнике икра. Из-за неё он так торопился. Я сидел на самом заднем сиденье в третьем ряду слева (автомобиль Nissan Patrol может быть оснащен раскладывающимся третьим рядом сидений в багажном отделении. – Прим. ред.). Когда мы кричали, моя сестра не проснулась. Она погибла на месте.

По словам Цырен-Дабы, сразу после аварии их водитель вёл себя странно.

- Меня удивило, что после аварии приехал маленький грузовичок, и они с нашим водителем начали быстренько перекладывать туда икру. Получается, он в такой страшный момент даже не думал о нас, - говорит Цырен-Даба. - Коля был ещё жив, жаловался на боли в ногах. Потом подъехала скорая помощь. Забрали Колю, Арюну и Максима. Я сначала был в шоке, думал, что я цел, но в дальнейшем при обследовании выяснилось, что у меня грудная клетка пострадала, переломы были, шея вывихнула, спина повреждена, ЗЧМТ. Я не мог поднимать руки. Пришлось взять академический отпуск в техникуме.

Недоплатили за работу

К слову, несовершеннолетние на заводе, так же как и взрослые, работали без договора. Точнее, на руки им выдали его неподписанный образец. В нём директором предприятия ООО «НРК «Рыбновский 2» значится некто Александр Борисович Лёгкий, по словам вахтовиков, он друг реального руководителя - Александра Фёдоровича Ефимова.

За трудовое лето людям недоплатили обещанных денег, утверждает молодой человек.

- Мы должны были получить по 200 тысяч, но получили по 120, где-то так. Например, я должен был 220 получить, а в итоге дали 186. Буда и Алдар получили по 156. Договоры у нас были, но не подписаны с обеих сторон. У него в договоре другой человек директором числится, друг его. А на самом деле директор Фёдорович, - говорит Цырен-Даба.

Отношение к работникам на заводе было не очень доброжелательным, вспоминает он. Многие остались в обиде из-за невыплат.

Икра, о которой так переживал зять директора, была контрабандной и стоила больших денег, утверждают Валерия и Цырен-Даба.

Связаться с руководством завода нашей редакции не удалось: Александр Ефимов не ответил на звонок. В открытых источниках нет даже электронной почты предприятия, куда можно было бы направить запрос.

- Уже почти полгода дело не двигается с мёртвой точки. Люди потеряли родных, кто-то получил серьёзные травмы, а водитель на свободе и не понёс никакого наказания, – возмущается Валерия.

«Бегал вокруг, говорил, что сядет»

Пострадавший Максим Тугарин помнит тот злополучный день в деталях. В аварии он потерял друга - Николая Доржиева. Максим подтверждает слова Валерии и Цырен-Дабы о том, что машина, которой управлял Владислав, была перегружена, а сам водитель жаловался на недосыпание и превышал скорость.

- 16 июня 2024 года я вылетел из Улан-Удэ в Южно-Сахалинск на работу рыбообработчиком. Друг предложил. Там я встретил группу людей, которые тоже ехали на заработки. Двое из них были из Бурятии, и одна женщина из Хабаровского края. Встретил нас директор завода Александр Федорович Ефимов, посадил нас в машину, и мы поехали на одну из баз завода, где переночевали. Утром поехали забирать еще одного человека, прибывшего из Бурятии. Потом отправились на перевалочную базу на север Сахалина. Через два-три дня нас довезли до завода в Рыбном, где мы отработали с 20 июня по 22 августа.

Когда пора было ехать домой, нам сказали, что купят билеты на поезд, потом - что довезут на джипах. 23 августа утром мы выехали с завода на КамАЗах, которые совершали перегруз рыбы. Мы были первой партией людей, выезжавших с завода: я, мой друг Коля Доржиев (жених Валерии), Алтана, Арюна и три парня 16 лет - Цырен-Даба, Алдар и Буда. Когда доехали до перевалочной базы, нам сказали помочь в перегрузе рыбы с КамАЗов (примерно 24 тонны). После, когда мы закончили, к нам подъехал Nissan Patrol (водитель Владислав). Нас попросили разгрузить машину и загрузить 6 «кубиков» икры. Пока мы этим занимались, один из начальников завода - Александр Борисович Лёгкий - предложил нашему водителю поспать, но тот ничего конкретного не ответил. Оказывается, до нас он привёз людей, проехав 700 км, и такое же расстояние ему предстояло проехать с нами. Потом мы пошли поесть, и в ходе общения водитель сказал, что он зять директора завода.

Мне казалось, мы не поместимся в его машину, так как нас семь человек и плюс у каждого большой багаж, у некоторых ещё и рюкзаки. С трудом поместились, я сел за водителем во втором ряду. Коля сел рядом с водителем, и у него не работал ремень. В пути мы несколько раз останавливались. Я спросил Влада, как он себя чувствует, предложил ему остановиться у какого-нибудь кафе и поспать в машине. Он ответил, что он в полном «афиге» и, если уснёт, его не разбудишь.

В дороге я, видимо, задремал и проснулся от крика Арюны. Далее был удар. Я выбрался из машины, услышал крики Коли и побежал ему помогать. Но не смог вытащить его, передняя часть машины, где он сидел, была полностью вмята вовнутрь. С трудом получилось вытащить его через лобовое стекло и уложить на обочине. У Коли были тяжелейшие раны на лице, рваные раны на руке и ноге, нога онемела, болел живот.

Водитель бегал вокруг, говорил, что сядет и что всё сделает, чтобы они выжили. Алтана и Арюна были без сознания внутри машины, нам посоветовали их не трогать до приезда скорой. У Арюны были зажаты ноги. Когда приехала скорая, нам сказали, что Алтана погибла. Колю и Арюну повезли в больницу, я с ними. Меня осмотрели, зашили раны и отправили в палату.

Водитель приехал ко мне один раз, поинтересовался, как я. Сказал, что он на антидепрессантах сидит. Вместе с ним приезжали его жена, Александр Фёдорович с супругой. С 29 на 30 августа, если не ошибаюсь, умерла Арюна, через несколько часов Коля.

Александр Фёдорович как-то поинтересовался, не бурят ли следователь по нашему делу. Это меня сильно покоробило. Что касается моего самочувствия, до сих пор бывают головные боли. И морально тяжело вспоминать всё это.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях