Культура семейских (или старообрядцев) имеет в Бурятии особое значение. Как известно, эта особая ветвь вероисповедания появилась XVII веке в результате реформы патриарха Никона, приведшей к расколу Русской православной церкви. Те, кто не согласился с религиозными нововведениями, вынуждены были покинуть родные земли и переселяться в другие концы России, в том числе и в Сибирь. По сей день семейские Бурятии сохранили свои обряды и обычаи. Они носят яркую одежду, красиво и протяжно поют, пекут хлеб в русской печке, используют в речи забытые нами слова и многое-многое другое.
А помогает сохранять эту интересную культуру жительница Бурятии Мария Маганова. Она рассказала, как оставила ради этого успешную карьеру юриста, почему полюбила всей душой быт старообрядцев и что планирует делать, чтобы эта уникальная часть нашей культуры не канула в прошлое.
Сильный внутренний отклик
Мария Маганова родилась в старообрядческом селе Билютай, что на границе Мухоршибирского и Бичурского районов. Родители её - потомки семейских.
В 2011 году наша героиня окончила БГУ и получила профессию юриста. Однако рабочая практика началась ещё за год до получения диплома: она представляла интересы клиентов в судах, сопровождала сделки, давала консультации. А в 2022 году Марию пригласили в качестве юриста в региональное общественное движение «Сохранение культурного наследия», больше известное как проект «Старый город» - некоммерческую организацию, которая занимается реставрацией памятников архитектуры исторического центра Улан-Удэ.
В этом проекте женщина работает и по сей день. Вдобавок с марта 2024 года она стала специалистом Координационного центра по культуре семейских (старообрядцев) при ГАУК РБ «Республиканский центр народного творчества».
- Последние несколько лет я стала задумываться о корнях, о своей принадлежности к старообрядческой культуре. Когда слышала семейский распев или видела традиционный костюм, то ощущала очень сильный внутренний отклик. В 2022 году я впервые пришла в Центр народного творчества записаться в семейский народный хор «Истоки». Туда я отходила около года и даже выступила на отчетном концерте. Тогда же создала телеграм-канал «Заметки о семейских», в котором начала публиковать воспоминания из своего детства о традициях, говоре. Среди моих знакомых оказалось много потомков старообрядцев, которые тоже активно включились: рассказывали о традициях своей семьи. Я всё больше вовлеклась в сообщество семейских: знакомилась с активистами, экспертами, мастерами… В какой-то момент поняла, что эта культура стала занимать большое место в моей жизни и я не могу этим не заниматься, - делится она.
Коллег Марии, да и её саму до сих пор удивляет, как она приняла такое непростое решение. Юридическая практика шла успешно: постоянно обращались клиенты, было много значимых дел, развивался личный бренд… Но Мария оставила всё это и «ушла в культуру».
По её словам, сильное влияние оказала работа в проекте «Старый город», общение с руководителем проекта Аюной Пивоваровой.
- До этого я работала только с предпринимателями, коммерческими организациями, и в первое время меня искренне удивляло, как сильно может заряжать некоммерческая деятельность. Я стала проникаться идеями проекта, важностью и ценностью сохранения наследия. Именно в этот момент задумалась: а как сохраняется наследие старообрядческой культуры? У меня возникло много идей по популяризации и сохранению семейской культуры. И тут ко мне обращается моя знакомая Маша Ханхунова, специалист информационного отдела Центра народного творчества, с просьбой предложить идеи для контента о семейских. На тот момент в центре не было специалиста по культуре семейских. Видя мой энтузиазм, меня пригласили на эту должность. Я сомневалась, мне казалось, я не могу бросить юриспруденцию, своих клиентов… Меня поддержал мой дорогой муж Артём Маганов, - рассказывает наша собеседница.
Работа координационного центра
Как специалист Координационного центра по культуре семейских (старообрядцев) Мария курирует проведение республиканских конкурсов, занимается наполнением сайта «Семейские.РФ» новостями и видеоконтентом, оказывает методическую и организационную поддержку старообрядческим коллективам, мастерам и так далее.
Здесь уточним, что с 2022 года в Бурятии действует подпрограмма о сохранении культуры старообрядцев. Координационный центр создан как раз в целях реализации мероприятий, предусмотренных этой подпрограммой.
Так, в 2024 году центр провёл три республиканских конкурса: детского творчества по сохранению культуры семейских «Корольки», культуры и быта «Хранители отчих традиций» среди частных подворий и домов культуры и конкурс на создание концертных программ среди любительских коллективов, сохраняющих культуру старообрядцев.
На основе материалов конкурсов изданы набор открыток, пособие по детскому фольклору «Корольки». В конце декабря прошла презентация книги «Семейские узоры» мастера по семейской росписи Ирины Акинфеевой.
Также отсняты два видеоцикла. Первый - о современном поколении семейских «Ой, чо бравые!» (10 видеоинтервью), второй - о значимых церковных событиях для старообрядца «Семейский календарь» с владыкой Сергием (15 выпусков).
Помимо этого, учёными БГУ и БНЦ проведена экспедиция в Мухоршибирский район Бурятии в целях изучения традиционного семейского костюма и включений его в республиканский реестр объектов нематериального культурного наследия.
В сентябре этого года в селе Шаралдай Мухоршибирского района пройдёт межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры «Путь Аввакума», в рамках которого запланированы конкурс фольклорных коллективов «Раздайся, корогод!», выставка-конкурс мастеров НХП и ДПИ, конкурс презентаций «Моя родословная» и много других мероприятий.
А чтобы прививать эту культуру подрастающему поколению, как уже было упомянуто выше, координационный центр проводит республиканский конкурс-смотр детского творчества «Корольки». Среди участников много детских садов не только из районов, но и из Улан-Удэ.
- Система образования Бурятии, в частности Бурятский республиканский институт образовательной политики, проводит большую работу для знакомства детей дошкольного и школьного возраста с культурой старообрядцев. Разработаны учебно-методические пособия. По опыту конкурса «Корольки» могу сказать, что детям нравятся яркие краски традиционного костюма, они знают его основные элементы, они используют слова из семейского говора, знают игры, исполняют произведения устного творчества старообрядцев, - говорит Мария Маганова.
Сохранить культуру - естественная потребность
Много информации Мария публикует в своём телеграм-канале «Заметки о семейских», главная задача которого - объединить сообщество старообрядцев, создать площадку для диалога, сбора этнографических сведений. Также она помогает «выйти в свет» талантливым и активным представителям этой культуры: организует походы на радио, выступления в лекториях, помогает с проведением мастер-классов.
- За последний год мой телеграм-канал «Заметки о семейских» вырос более чем на 100 человек. Я думаю, что это свидетельствует об интересе к теме. Хочется верить, что всё больше людей задумываются о своей идентичности, - надеется Мария. - За год работы я получила множество прекрасных отзывов от руководителей семейских коллективов, мастеров, воспитателей дошкольных учреждений, людей моего возраста, отождествляющих себя с этой культурой. Это очень вдохновляет. Я не буду лукавить, есть и негативные отзывы, но их единицы. На это я реагирую с пониманием, так как семейские, тем более преклонного возраста, - это достаточно консервативные люди.
Несмотря на специфичность этой культуры, наша героиня не считает свою деятельность уникальной. Она твёрдо уверена, что интерес и желание сохранить свою культуру - естественная потребность человека, живущего в эпоху глобализации.
- Мне очень нравится деятельность по сохранению семейской культуры, многие свои рабочие обязанности я не воспринимаю как работу, - отметила Мария. - Масштабные конкурсы, мероприятия невозможно провести в одиночку - это всегда слаженная работа всего коллектива ГАУК РБ «Центр народного творчества». Когда только вникала в работу, огромную поддержку мне оказала начальник отдела нематериального культурного наследия Баирма Цыдыповна Цыденова. Постоянный партнер координационного центра - заместитель председателя Ассоциации содействия сохранению и развитию этнокультуры старообрядцев Иван Игнатович Калашников. Есть ещё актив семейского сообщества - людей, которые душой болеют за эту культуру и всегда готовы помочь.
А сколько их?
На вопрос, много ли у нас в Бурятии старообрядцев и не уменьшается ли их число, ответить сложно. По некоторым данным, в Бурятии проживает около 200 тысяч человек, относящих себя к семейским. В республике три района их компактного проживания - Бичурский, Тарбагатайский и Мухоршибирский. Также есть несколько сёл в Кижингинском, Хоринском, Селенгинском, Кяхтинском и Заиграевском районах.
- При проведении переписи населения редко кто определяет свою национальность как «старообрядец» или «семейский», вопрос о вероисповедании не задается. Поэтому определить точное число, как и проанализировать уменьшение или рост, не представляется возможным, - сказала специалист координационного центра.
Идеи для развития
Для того чтобы развивать культуру старообрядцев, определённо нужно знать все подходы, способные не только продвигать её в массы, но и заинтересовывать ею других людей, даже тех, кто ничего не знает о семейских.
Для этого у Марии Магановой есть список конкретных идей, которыми она с удовольствием с нами поделилась.
Первое. Необходимо объединять семейское сообщество, а также молодых ребят, которые отождествляют себя с этой культурой (через телеграм-канал и очные встречи).
Второе. Использовать актуальные формы контента, например, рассказывать об истории старообрядчества кратко, доступным для молодежи языком в клипах/рилсах или разработать и использовать в мессенджерах стикеры со словами семейского говора.
Третье. Стилизовать семейский традиционный костюм, чтобы потомки старообрядцев могли транслировать вовне свою принадлежность и выглядеть современно и стильно.
Четвёртое. Переосмыслить традиционные ремесла (ткачество, домовую роспись и прочее) и изготавливать предметы интерьера, домашний текстиль с узнаваемыми элементами.
Восхищаясь культурой
Погрузившись с головой в культуру старообрядцев, Мария и сама стала её частью, поэтому сложно сказать, что конкретно нравится в ней.
- Я люблю старообрядческий говор - это язык моих бабушек и дедушек. Я люблю семейский распев и песни протяжные, грустные. Я восхищаюсь трудолюбием, стойкостью, принципиальностью, некоторой прижимистостью и в то же время гостеприимством и радушием семейских, духовностью. Самая вкусная кухня - у семейских, - говорит она.
Мария мечтает побывать в городе Ветка Гомельской области Белоруссии.
- Это место, которое было основано старообрядцами, когда они были вынуждены покинуть родную землю после реформы патриарха Никона и начавшихся гонений, - рассказывает женщина. - Учитывая, что мои предки старообрядцы, для меня Ветка имеет большое значение как в духовном, так и в исследовательском плане.