театр
3520

Пришла гардеробщицей – стала актрисой

Как девушка из Улан-Удэ прошла путь от ненависти к театру до учёбы в ГИТИСе и работы в Русском драмтеатре

Фото: grdt.ru, личный архив А. Володарской

Александру Володарскую многие ценители искусства могли видеть в нескольких спектаклях легендарного и, наверное, самого нестандартного театра нашего города – МХТ. С детства не желая быть актрисой и недолюбливая театр, в 2019 году девушка пришла работать в «Молодёжку» гардеробщицей, а уже сегодня вошла в труппу Русского драмтеатра имени Бестужева и параллельно получает образование в московском ГИТИСе, крупнейшем в мире театральном вузе.   

Молодая актриса рассказала, чему её научил Молодёжный театр и как даётся учёба в ГИТИСе, почему наотрез отказывается от кинопроб и чем сегодня можно завлечь в театр подрастающее поколение.  

«Устраивало всё, кроме зарплаты»

Саша, расскажи немного о себе: откуда ты, где работаешь сейчас и чем занималась до этого?

– Мне 25 лет, я родилась в Улан-Удэ и здесь окончила колледж искусств имени Чайковского. Уже студенткой я начала работать в Молодёжном художественном театре, но гардеробщицей. Потом начались ковидные времена, и я стала вахтёром там же. У меня была вот такая карьерная лестница. И через год Артём Баскаков (директор и режиссёр МХТ. – Прим. авт.) предложил мне работать актрисой в театре.

Через два года я поступила в ГИТИС на заочный курс Алексея Игоревича Шейнина, сейчас учусь на третьем курсе. И с 22 января этого года я пополнила труппу Русского драматического театра. Спустя три года работы актрисой пришло время уйти из «Молодёжки».

Желание стать актрисой было с детства или появилось позже?

– У меня никогда не было такого, что я хотела быть актрисой. Я хотела быть дворником, стюардессой, лётчицей, хирургом. Год, а может быть, даже меньше, я ходила в театральный кружок. Мне понравилось, но при этом я никак этим не горела.

Я собиралась учиться в 10-м классе, но 28 августа поняла, что не хочу в школу. Ну вот просто не хочу и всё. Мама сказала, что все вступительные в вузы уже прошли и меня никто никуда не возьмёт. Но выяснилось, что в колледж искусств можно попасть хоть 31 августа, но на коммерческий курс. И так я поступила на актёрское. Только на втором курсе поняла, что это сложная профессия, пришло осознание: боже, где я нахожусь. Но я прикипела к этому делу.

Я думала, что получу диплом и пойду дальше, буду пробовать другие профессии. Не совсем понимала, что хочу этим заниматься. А потом вот ковид, оказалась в МХТ, какие-то проекты были, ГИТИС получился, и всё пошло-поехало... И я уже, конечно же, бросить это не могу. Я это дело люблю.

А как ты оказалась гардеробщицей в Молодёжном театре?

– Мой педагог Василий Витальевич Гавин предложил мне подработать. Ну а деньги всем студентам нужны. Надо было стоять в гардеробе в пятницу, субботу, воскресенье. Оплата была две тысячи в месяц, ну то есть никакая. Но я почему-то любила смотреть спектакли, с ребятами общаться и так далее. Для меня это очень было почётно – учиться в театральном и работать в театре. И так стала гардеробщицей в МХТ. Меня в принципе всё устраивало, кроме зарплаты, конечно же. Ну я на неё внимания особо не обращала. Самое главное, я приобрела друзей.

«Молодёжка» учит жизни

Какие роли в МХТ наиболее тебе дороги, больше всего запомнились?

– Первый спектакль  «Две сестры» режиссёра Евгения Мордвина по пьесе «Русская смерть» Ирины Васьковской. Я там играла Надежду, одну из сестёр. Это была моя первая серьёзная роль, за счёт которой я на ступеньку выше поднялась в профессиональном плане.  

Вторая роль запоминающаяся в спектакле «На грани слёз» режиссёра Владимира Витина по пьесе французского драматурга Лагарса. По сюжету там пять женщин, и я играла младшую сестру. Тоже хорошая, напряженная была для меня роль, какое-то время я сильно сопротивлялась, не могла никак войти в неё. А потом тоже поняла, что и эта роль принесла мне что-то.

И последний спектакль в Молодёжном театре тоже режиссёра Владимира Витина  «В ожидании Его» по пьесе драматурга Михаила Хейфеца. Там я играла блондинку – героиню, которой я не являюсь в жизни. Конечно, есть в этой роли куда расти и двигаться, искать, находить, но я рада, что мне выпала возможность просто хотя бы прикоснуться к ней. Наверное, вот три спектакля, которые для меня действительно очень важны.

Помимо спектаклей чем тебе запомнился Молодёжный театр?

– «Молодёжка» – это легендарное место. Я люблю её всем сердцем. Она прям учит жизни. Это не когда ты просто приходишь в театр как актриса, а ты и убираешься, и ремонт делать помогаешь, и так далее. Ты просто отдаёшься.

А научил ли этот театр чему-то ещё, кроме профессиональных навыков? Помогают ли молодым актёрам те, кто служит там уже не один десяток лет? 

– Конечно. Вообще очень важно, наверное, ценить в этой профессии людей, которые для тебя авторитеты, никогда тебя не бросают, направляют, помогают. Могут, конечно, такое сказать, что потом хочется бросить театр и учёбу и уйти действительно работать дворником. Но тебя никогда не оставят, в любом случае помогут. Естественно, сразу вырабатываются уважение, дисциплина, трудолюбие. Но главное, что они учат тебя в любой ситуации оставаться человеком.

В «Молодёжке» всегда ценятся доброе сердце и чистая душа. Если у тебя это есть, то ты можешь в этой профессии расти, чего-то добиваться. Конечно, она очень сложная и требует хорошего образования. Даже после института ты должен постоянно учиться – читать книги, смотреть спектакли, слушать лекции режиссеров, артистов великих.

Какие за первый месяц шаги ты уже успела сделать в Русском драматическом театре?

– Ну, маленькие. Я введена в спектакль Надежды Разуваевой «Жить или нежить», там роль Василисы и полуночницы, и в спектакль Александра Фатеева «Искусство быть счастливым». Вот пока только два спектакля.

«Удивить можно только добрым сердцем»

Теперь расскажи про учёбу в ГИТИСе. Как там оказалась и что даёт тебе этот институт?

– Мы отправились с подругой спонтанно в Москву. Я поступать не хотела, потому что для меня ГИТИС – это же с ума сойти... Кто меня возьмет, зачем я им такая нужна? Мы поехали просто посмотреть Москву, я никогда не была там одна, без мамы, не проездом, хотелось бы все поглядеть. То есть не было цели прям поступить в ГИТИС, но так случилось, что мы сюда всё же попали и поступили.

Первая сессия, по ощущениям, отвратительно прошла, потому что было очень страшно. Там педагоги, которых ничем невозможно удивить, просто они видели всё, наверное, в этой жизни. Их можно как раз таки удивить только добрым сердцем, открытой душой, когда ты всё делаешь честно, понимаешь и всё через себя проживаешь. И первый семестр прошёл как-то вяло, потому что я не открылась, а, наоборот, закрылась. И только, наверное, под конец, когда делали этюды, всё получилось.

А со второго семестра началось просто волшебство! Мы все стали дружить, курс превратился в семью, все стали друг другу помогать, естественно, гулять, ходить на спектакли.

ГИТИС для меня, конечно, открытие, потому что это требовательность в первую очередь. Там не закрывают глаза на то, что ты заочник. С восьми утра до десяти вечера мы находимся в институте, постоянно в работе. Там действительно рост, обучение, где тебя берут и ведут. И мы всегда оттуда приезжаем окрылённые, хочется сразу работать.

Что у тебя в дальнейших планах? Хочется остаться здесь или покорять столицу?

– Хочется уже получить диплом, потому что я сказала себе: делай, что хочешь, и работай, где хочешь, но когда ты получишь диплом, уже точно должна знать конкретно, в каком городе ты хочешь жить, в каком театре работать. Хочется уехать, но ни в Москву, ни в Питер. Нет желания покорять большие города, потому что на это нужны бешеная энергия, бешеная сила и, естественно, бешеные деньги. А вот просто попробовать в другом городе пожить, с другими людьми пообщаться, в другом театре работать, потому что теперь, после «Молодёжки», стало интересно, как идёт жизнь в других театрах. Я не о том, чтобы менять их каждый год, но попасть в какой-то хороший театр другого города хотелось бы.

 А сниматься в кино хотелось бы?

– Точно нет. Я обожаю смотреть фильмы, сериалы и так далее, но сниматься не хочу. Один из одногруппников по ГИТИСу работает в Театре Российской армии, параллельно снимается в кино. И ему это очень нравится, он каждый день что-то постит – я такой классный-классный. А вот я не хочу быть классной. Почему-то, когда даже какие-то пробы скидывают, я их не рассматриваю. Ну просто не хочу. Может быть, это пока. В какой-то момент я пойму: о господи, я же хочу сниматься в кино. И пойду сниматься.

 Мне казалось, что актёры, наоборот, стремятся к какому-то успеху в виде популярности и узнаваемости...

– Нет, такого нет. Кстати, мало у кого-то на самом деле. Даже одногруппники особо не выделяются, не ведут активно соцсети, не ездят на кастинги и так далее. Они работают в театрах и все хорошо живут. У артиста нет жизни за пределами, у тебя дом – работа, работа – дом. И вот так постоянно. Если бы ещё было кино... Может быть, пока я просто чего-то не понимаю.

Ну и кино – это деньги. Другое дело, когда хорошее кино и туда ещё нужно попасть. В основном многие ребята из ГИТИСа рассказывали, что подрабатывают в таких сериалах, как «След» (16+), играют трупов и так далее. Они этого не стыдятся – просто нужны деньги. Но вот чтобы действительно в каком-то крутом кино сняться, надо где-то выделиться.

 Кто твои кумиры? 

– Юра Борисов, Олег Даль, Алиса Фрейндлих, Эмма Стоун. Конечно же, династия Янковских. Я не буду лукавить, Филиппа я уважаю, но Олег и Иван – мои кумиры номер один. Многие грешат, что Иван стал знаменитым благодаря деду, отцу, но это не так, он действительно талантливый человек. Я была на спектакле с его участием и осталась в восторге!

Мальчик, который не согласился с режиссёром

Какими способами сегодня можно привлечь в театр детей и подростков ту категорию, которым, может быть, это направление в искусстве не так интересно?

– Я в детстве сама ненавидела театр, меня невозможно было туда затащить даже на элементарные сказки – я их терпеть не могла. Сейчас молодёжь сама интересуется театром. Подростки любят какие-то кричащие заголовки, их привлекают название спектакля, какие-то провокационные аннотации, возрастной ценз. Допустим, 16+ для них значит что-то интересное, потому что в основном всегда стоит 12+. Ну, потому что вот такой у них интерес. Но и не только это...

Я встретила у театра мальчика лет 11, который ходил на новогоднюю сказку, не помню, в какой театр. И почему-то он решил со мной заговорить. Ну ладно, думаю, хочет высказаться, пусть скажет. И он не согласился с идеей режиссёра того спектакля в том, что в жизни всегда всё заканчивается добром. Он это так долго рассказывал, у него были такие интересные мысли. Видимо, в его понимании режиссёр должен был показать жизнь как раз с такой стороны, что не всё всегда заканчивается хорошо. И меня очень порадовало, что дети думают над спектаклями. 

Что касается того, как привлечь, мне кажется, сейчас как раз таки уже не нужно никого завлекать. Подростки сами идут в театр. И давно не было такого, чтобы дети пришли и шумели. Они сидят и смотрят спектакль, если, конечно же, на сцене что-то происходит.

 Что посоветовала бы тем людям, кто ни разу не был в театре и не знает, с чего начать знакомство с ним?

– В 15 лет у меня был самостоятельный поход на спектакль. Это была узнаваемая пьеса «Ромео и Джульетта» – как раз школьная программа, приезжал Охлопковский театр, стало интересно. И вот после этого похода я поняла, что театр – это неплохая штука. Не то чтобы я полюбила и стала каждый выходной туда ходить, просто стала делать это без сопротивления.

Нужно просто, наверное, понять: я хочу в театр. А вот как приобщиться, здесь секрета не знаю. Как-то, наверное, само по себе должно произойти.

«Хочется всё это бросить, но...»

Если бы не актёрская профессия, то кем бы ты сейчас работала?

– Дворником. Я хотела стать лётчицей. Смотрела Калужское лётное училище и что нужно для того, чтобы к ним поехать и поступить. Но я сразу поняла, что туда не поступлю, просто потому, что там нужно знать физику, математику, а это не моя стихия. Я расстроилась и хотела быть стюардессой. Но там были очень серьёзные критерии – высокий рост, знание английского, идеальное здоровье. И я тоже пролетала.

А сегодня ты чувствуешь себя комфортно в профессии? Есть ощущение, что ты на своём месте?

– Да. На самом деле часто бывают сомнения, хочется в какой-то момент всё это бросить. Но потом ты понимаешь, что это уже часть твоей жизни и не может быть по-другому.

Театральные люди говорят о театре везде – между собой, дома, с друзьями. Постоянно разговоры только о театре. Когда ты немножко от этого отходишь, отдыхаешь, уходишь в отпуск, потом ещё больше хочешь пробовать новое – что-то прочитать, играть у крутого режиссера и чтобы всё было классно! Каждый артист мечтает выйти на сцену, сделать крутой спектакль у грамотного режиссёра и просто сыграть свою роль.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях