профессия
1117

«Каждое расставание с близкими может быть последним»

Дальнобойщик из Бурятии – о нюансах своей работы, опасных моментах в дороге и тяжёлых разлуках с семьёй

Фото: личный архив А. Березина

Про нашего нового героя Александра Березина я узнал благодаря соцсетям. Он дальнобойщик с 12-летним стажем, за это время объехал почти всю Россию, а с конца прошлого года стал развиваться и как блогер  публиковать видео из своих поездок во «ВКонтакте».

В большом интервью Александр рассказал, как практически случайно стал водителем тягача, поведал об опасных моментах и опасностях в дороге, поделился накипевшими дорожными проблемами, а также интересными случаями и нюансами из жизни дальнобойщика.

Как в фильме «Брат-2»

Детство нашего героя прошло в улан-удэнском микрорайоне Мясокомбинат. Родители рано ушли из жизни, и в 13 лет мальчик стал «опекуном» для младшей сестры. В детдом ребята не попали, и знакомая бабушка помогла оформить пенсию по потере кормильца. Так и жили вдвоём в родительской квартире.

Время от времени Саша залазил на крышу местного ДК, откуда смотрел, как ходят поезда, и мечтал когда-нибудь сесть за управление составом. Мечта воплотилась сполна. Сначала парень выучился на штукатура-маляра, а потом получил красный диплом помощника машиниста. В 20 лет он уже водил поезда. Спустя ещё несколько лет в жизнь молодого человека пришла другая авантюрная идея.

 Когда я работал на железной дороге, хотелось двигаться дальше. Но от нашего руководства я узнал, что следующий этап после машиниста машинист-инструктор  уже руководящая должность. И мне говорят: «Сань, вот ты подумай, как к тебе, 23-летнему начальнику, будут относиться мужики, которые уже по 30 лет работают на железной дороге?» Судя по этой логике, мне надо сначала состариться, а потом начать занимать руководящие должности. Я прикинул, что не хочу терять столько времени в жизни, и начал задумываться, как быть дальше,  вспоминает он.

Александр начал помышлять о предпринимательстве, стал изучать, что это такое, при этом совершенно не имея каких-либо связей в этой области.

Однажды он находился с товарищем в районе виадука. Рассматривая пустырь через дорогу (где сейчас находится автомойка), рассуждал, куда можно вложить деньги. Были мысли открыть автомойку или кафе… Как вдруг к ближайшему магазину подъехала фура, из неё вылез довольный мужик и приступил к разгрузке. Улыбка этого водителя подкупила молодого парня, и он тоже решил приобрести огромный грузовик.

Я вспомнил, что у меня дальний родственник, где-то там в деревне, вроде как в Китай ездит на больших фурах. Я с ним связался, он сказал, что в продаже есть несколько машин. И вот одной из них был большой красный «Фрейтлайнер» 2001 года, американский, как в фильме «Брат-2» (18+). Для нашего поколения это было прямо вау, восторженно говорит Александр.

Продал машину, чтоб починить двигатель

К приобретению машины мечты Александр подключил и компанию друзей, так как в одиночку не смог бы получить кредит на покупку. Парни взяли кредиты кто где мог, в итоге совместными усилиями купили «Фрейтлайнер» за более чем 2,5 млн рублей и по чуть меньшей цене сцепку.

Ребята построили и бизнес-модель: каждый из них трудится на своих работах, а деньги, которые приносит фура, направляют на погашение долгов общий ежемесячный платёж по кредитам был около 100 тысяч рублей. Однако не всё пошло по плану.

Вскоре мы поняли, что водители на этом грузовике ездить не хотят, потому что он ломается. Получается, я собрал людей, но не рассчитал их возможности. И когда в первые два-три месяца большегруз начал ломаться, на ремонт нужны были огромные суммы денег. Например, чтобы починить двигатель, мне пришлось продать свою легковушку. Ребята, когда всё это увидели, взялись за голову, приехали ко мне домой с кипой бумаг и сказали, что этот бизнес нерентабелен и мы зря ввязались. Ну а я, коль взялся за гуж, говорю: ребят, давайте ваши бумаги на кредиты, я всю ответственность возьму на себя и всё выплачу без долгов, - рассказывает мужчина.

Так, в 24 года Александр стал дальнобойщиком, вынужденно оставив стремительно развивавшуюся карьеру железнодорожника.   

Первый мой рейс был в Китай. Загрузился в Турунтаево досками, и мне просто сказали: «Езжай в сторону Читы, а после неё направо в Забайкальск, туда приедешь, мужиков спросишь, тебе там всё объяснят». Вот так выглядело моё знакомство с дальнобоем, вспомнил он.

О том, как втянулся в профессию, Александр рассказывает: было очень много долгов и ответственности перед банками - приходилось работать-работать-работать. За рулём своей фуры он уже 12 лет, из них половина ушла на то, чтобы рассчитаться с долгами.

Кабина-квартира

Так или иначе, с машиной Александру повезло. «Американский «Краз», как называют его сами водители, классика дальнобойного жанра.

Это золотая середина между ценой и качеством, самый доступный качественный автомобиль для грузоперевозок,  отмечает мужчина. Он немного шумный, не совсем комфортный, возможно. Есть дальнобойщики с чувствительным, нежным музыкальным слухом, и им тяжело на таких машинах ездить. К счастью, мне медведь на ухо в детстве наступил, и я езжу.

Расход топлива такого автомобиля примерно 38 литров на 100 километров, два бака вмещают 900 литров солярки. Загрузить в него можно 20 тонн груза (общая масса вместе с машиной должна быть не более 44 тонн). А если зацепить трал, то можно спокойно тянуть за собой 40-тонный груз.

Седельный тягач универсален тем, что какой полуприцеп за него зацепил, то он и повезёт. Надо самосвалом поработать  тонар зацепил и поехал насыпное возить. Надо перевезти крупногабаритный бульдозер цепляешь трал. Нужно перевезти круглый лес цепляешь «рогатку» и в лес. Надо продукты перевезти рефрижератор цепляешь. То есть можно возить абсолютно любой груз,  сказал водитель.

Кабина его «Фрейтлайнера»  настоящая мини-квартира. Кроме туалета здесь есть всё необходимое холодильник, кровать, газовая плитка, стояночный кондиционер. Ночевать тут можно и зимой, правда, при температуре ниже 20 градусов машина гудит всю ночь, чтобы печки давали тепло.

«Когда вернусь неизвестно»

За эти годы дальнобойщик исколесил всю Россию от Владивостока до Крыма, от Питера до Кавказа. Пока не бывал только на северах. Успел порулить и по Монголии, Китаю, Белоруссии.

Самый долгий его рейс длился девять месяцев. Тогда Александр возил груз из Китая в Иркутск и Улан-Удэ, как вдруг в 2014 году грянул кризис  машины перестали грузить. В отчаянии мужчина попросил загрузить его фуру хоть чем-то и отправить хоть куда. В итоге китайские бизнесмены отправили его в Новосибирск с замороженными продуктами.

С мыслью: «Где мне взять в этом месяце очередные 100 тысяч», я поехал, можно сказать, в никуда. А как работать, если из международные перевозки остановились? А у меня другой работы нету. 31 декабря приехал домой под вечер, всем своим родным и близким сказал: куда поехал конкретно не знаю, когда вернусь  неизвестно. Обнялись-поцеловались и всё, 1 января в 7 утра сел за руль и уехал в Новосибирск, рассказывает Александр.

В этом большом городе встал вопрос выживания. Мужчина обзванивал разные компании и в итоге через знакомого нашёл логиста на заводе по производству воды.

– Деньги там платили небольшие, но выбирать не приходилось. В Омск, Томск, Кемерово и Барнаул возил воду, обратно тару. Месяца три прожил там, в кабине, иногда у друзей останавливался помыться-побриться, – делится он. Потом как раз Крым стал нашим, интересно было там побывать. Думаю, где мне ещё представится возможность западную часть России посмотреть? Нашёл груз кондитерские изделия с Омска до Симферополя и поехал. Остановился в Краснодаре у знакомого, но основное житьё-бытьё в машине проходило. Работал на заводе мороженого. Возить его летом опасная работа, если с установкой что-то случится, я столько мороженого не съем.  

Так наш герой возил «Коровку из Кореновки» в Крым, Волгоград, Астрахань. А когда нормализовались экономические отношения с Китаем, решил в сентябре вернуться домой. В Анапе загрузился свеклой, довёз её до Новосибирска, оттуда взял продукцию для «Сервико» и прибыл в Улан-Удэ.

От башенных кранов до театра

Каждый перевозчик стремится к стабильности, говорит Александр. Поэтому уже несколько лет он возит в основном почту (чаще всего посылки с «Алиэкспресс») из Китая на запад, обратно – продукты. В прошлом году дважды возил башенные краны, а один раз декорации Русского драмтеатра на гастроли в Читу.

Там люди интересные, творческие. То есть я же соприкасаюсь в основном с грузчиками, руководителями и всё такое, а здесь вообще другие люди. У них репетиции и очень много всего интересного. Театр изнутри посмотрел, говорит водитель грузовика.

По срокам доставки грузов сложилась определённая норма времени. Как правило, заказчики дальнобойщиков не гонят, а, наоборот, делают всё, чтобы водитель ехал с комфортом в светлое время суток. В среднем за день приходится проезжать 500600 километров. Если же изменились погодные условия, из-за которых приходится подолгу стоять в пробках, то шофёр пишет объяснительную, почему задержался.

Про тахограф, «Платон» и диспетчеров

Уже став дальнобойщиком, Александр успел получить в ВСГУТУ красный диплом по специальности «Эксплуатация транспортных средств и механизмов». Это нужно не только для того, чтобы в будущем открыть свою транспортную компанию, но и чтобы более чётко разбираться в существующих проблемах в сфере грузоперевозок.

А их много – это и платные дороги, налоги за «разрушение», ситуации с диспетчерами, качество полотна и так далее.  

Сегодня дорожает всё, кроме перевозок. Большие компании, набравшие в своё время много лизинговых машин, готовы перевозить грузы за копейки и этим давят нас, частников. А мы по такой цене возить не можем – это самоубийственно для нас,  рассуждает Александр.  Другой момент: так как дальнобойщик не может совмещать в себе разные функции, стали появляться диспетчеры  посредники между грузоотправителем и грузополучателем, обычно они забирают со ставки себе примерно 1015 %. Они спрашивают меня, за сколько я готов увезти груз, заказчику потом называют цену меньше, а эту разницу забирают себе. При этом они ничем не рискуют, вся ответственность на дальнобойщике: сломался  ты виноват, упал  ты виноват, разбился  ты виноват, груз испортил или его украли – ты виноват. Нет единого ценного какого-то диспетчера, который давал бы тебе хорошие ставки.

Основной расход каждого дальнобойщика – это неминуемо дорожающая солярка. Естественно, в дороге надо есть. А потом заплатить налоги.  

 Бортовое устройство «Платон» обязано стоять на всех грузовиках максимальной массой свыше 12 тонн. Оно определяет по спутникам, где ты едешь, а потом по тарифу ты должен заплатить 3 с лишним рубля за километр. Я проехал 5 тысяч километров – теперь надо просто отдать больше 15 тысяч за то, что я «разрушал дорогу»,  немного возмущён наш собеседник. В этом рейсе у меня сломалось устройство. У меня была транзитная перевозка из Монголии до Новосибирска, естественно, мне ехать надо было. Теперь сказали, что надо выплатить штраф за то, что оно у меня не работало. Первая рамка, которую проехал без «Платона», фиксирует 5 тысяч рублей штрафа, а остальные по 10. Можете представить, сколько рамок я до Новосибирска и обратно проехал?

Также в каждой фуре обязан стоять тахограф – устройство, контролирующее скорость и режим труда водителей. Свыше восьми часов в день ехать нельзя. Как-то раз за «переработку» на 15 минут Александр даже получил штраф в 6 тысяч рублей.

В этом тахографе должен быть блок СКЗИ, и ты должен его раз в три года менять  то есть у него есть срок годности, как у булочки, как у йогурта, как у какого-то продукта. Ну это же электроника  она работает, пока не «умрёт»! Раз в два года ты должен его калибровать – это тоже стоит денег. То есть для перевозчика постоянно что-то где-то вырастает, разводит руками он. 

«Чёртова гора»

Другой момент, на который обращает внимание, пожалуй, не только дальнобойщик, но и любой водитель, это качество дорог.

В нашем регионе постоянный ремонт дорог, особенно в сторону Иркутска. Дорожники там один кусок делают, второй разбирают, и это длится годами. Ещё очень странный подход: рабочие, видимо, как только тендер выиграли, сразу снимают полотно и годами его не ремонтируют. Такое явление я вижу только у нас, подчёркивает Александр.

Самым опасным местом по всей федеральной трассе от Москвы до Владивостока мужчина назвал перевал Култук, что между Байкальском и Иркутском.

На западе он известен как «Чёртова гора». Он очень опасен, потому что рядом Байкал, влажность, снега, осадки, спуски, подъемы, повороты. Профиль пути очень тяжелый. Сейчас на фурах ездит много молодёжи, а они к грузовикам относятся как в игре «Дальнобойщики-2». Пацанам по 20 лет, они давят на газ, на тормоз, но при этом не знают процессов, которые происходят. Например, они не знают, что могут тормоза запекаться. То есть ты можешь их просто подпалить, когда спускаешься с горы постоянно на тормозах. И в один прекрасный момент у тебя вместо тормозов будут «сопли». Ты на тормоз надавишь, а машина у тебя не остановится. Это очень страшный момент, особенно когда скользко. Поэтому столько аварий. И, к большому сожалению, погибают ни в чем не повинные люди, вздыхает наш собеседник.

Прошедшая зима выдалась очень тёплая, но снежная. Потому было много новостей о километровых заторах на трассах Бурятии.

 У нас нынче был установлен антирекорд  Култук стоял два дня, вообще не двигалось ничего. Потому что некоторые «специалисты», когда скользко, не знают, как себя вести. Вот год или два тому назад мужик умер в такой пробке. Пошёл снег, он не заехал в горку, маленько вниз скатился, переволновался, у него там что-то с сердцем случилось. По рации попросил валидола, ему таблетку дали. А «скорая» просто не смогла физически туда доехать, потому что нет культуры водительской, когда не совсем дешёвые машины, один блатнее другого, стремятся всех объехать по встречке. А там-то всё равно все стоят, он же не понимает этого принципа, что там-то ехать уже некуда. И начинает всё затыкаться, забивается, как тромб... Когда выпадает снег, дорожники, не первый год работающие, как будто бы впадают в какое-то недоумение, словно снег и гололёд случился впервые. Нам эсэмэски прилетают за сутки о том, что будет метель, можно же уборочную технику подготовить заранее,  рассуждает Александр.

Как револьвер с пятью патронами

Мужчина не скрывает: в дороге часто бывает страшно, особенно зимой.

На легковушке нажал на газ  машина едет, нажал на тормоз стоит. На грузовиках тебе надо долго жать на газ, чтобы его разогнать, а потом усиленно тормозить, чтобы остановить. Страшно бывает, когда едешь в скользкую горку и не можешь заехать, тебя подсадит какой-нибудь «специалист». Ты нажал на тормоз, а тебя вниз покатило это называется сорвало. Вот это страшно. Ответственность большая за свою машину и груз, подчеркнул он.  Такие моменты часто бывают, но ты просто адаптируешься к этому. При этом прекрасно понимаешь, что в один момент твоя дальнобойная карьера может закончиться и ты окажешься в огромных долгах перед хозяевами груза, плюс машину дорого восстанавливать. Это как револьвер только в нем не один патрон из шести, а пять.  

Случаев рэкета на дорогах не припоминает, даже у знакомых не бывало. Правда, один раз всё же с криминалом столкнуться пришлось.

Вёз орехи из Уссурийска в Маньчжурию, заправил полные баки до Читы и решил дотянуть до ближайшего кафе, однако устал. Было скользко, а когда гололёд, едешь очень напряжённо болят поясница, спина, шея, руки напряжены, из-за руля выходишь, и тебя трясёт. И я решил остановиться на площадке, уснул. Утром проснулся и обнаружил, что слили солярку и опустошили рундук  место где хранятся инструменты и запчасти, вспоминает Александр.

Зерно успеха

В конце прошлого года наш герой неожиданно для себя стал блогером. В Краснодаре он опубликовал сторис в соцсетях, как кормит шоколадкой с руки белку. Друзья и жена стали настаивать на развитии странички во «ВКонтакте», где Александр мог бы публиковать видео из своих многочисленных поездок.

Сначала думал: да кому это будет интересно? Но, как оказалось, интересно не то, что ты снимаешь, а как снимаешь. Это и стало зерном успеха. Начал публиковать видео из поездок, и пошли просмотры. Я решил, что если наберётся 5 тысяч подписчиков из Бурятии, буду продолжать вести блог дальше возьму камеру хорошую, буду снимать видео на дрон. Сейчас за два месяца у меня уже набралось 3300 подписчиков. Есть все шансы попробовать это развивать. Понимаю, что людям важно показывать не только то, как ты ешь, где ты ездишь, хотелось бы еще другую сторону медали, профессиональную, показать. Мне интересно, как дальнобойная жизнь проходит в других странах, мне хочется порулить на всех пяти континентах,  мечтает мужчина.

«Расставание это всегда тяжело»

Сегодня Александр признаётся, что уже нарулился и хотел бы основать транспортную компанию, чтобы позволить себе путешествовать, развивать блог и проводить больше времени с семьёй любимой супругой и двумя дочками двух и четырёх лет. Сегодня, если рейс из Китая проходит через Улан-Удэ, он всегда едет мимо дома.

 Домой приезжаешь  вкусно поел, дети бегают вокруг, у тебя умиротворение, чувство отдыха, но при этом ты знаешь, что тебе в 6 утра вставать и дальше ехать. Расставание всегда тяжело проходит. Это не совсем приятное чувство, потому что дорога это очень интересная штука... Профессиональный риск, - подытоживает Александр. Ты понимаешь, что можешь уйти и не вернуться. И чем чаще ты из дома уходишь, тем чаще это неприятное чувство возникает. Каждый раз, когда детей целуешь, понимаешь, что это может быть в последний раз, поэтому надо целовать их слаще, и объятия должны быть крепче.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях