транспорт
551

Привет из прошлого

Нужен ли Улан-Удэ новый автовокзал?

Фото: архив «ИП»

В столице Бурятии действуют несколько автомобильных вокзалов, которые соединяют Улан-Удэ и районы республики. Главным из них считается автостанция на улице Советской, построенная еще в советское время. С прошлого года активно обсуждается вопрос о том, чтобы построить новое современное здание автовокзала взамен этого. Действительно ли это необходимо, разберемся далее. 

«Нельзя назвать воротами в Улан-Удэ»

Активно о строительстве нового автовокзала заговорили в 2024 году. В начале декабря зампред правительства Бурятии Евгений Луковников и мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков побывали на автовокзале Байкал, который находится на улице Советской. Отсюда автобусы уходят в разные районы республики. 

По словам градоначальника, здание уже давно не отвечает нормам. 

- Помещения старые, некомфортные, площадей не хватает. Назвать его воротами в Улан-Удэ для наших гостей из районов Бурятии никак нельзя, - отметил он. 

Шутенков и Луковников в итоге приняли решение в 2027 году, когда начнется активное строительство в центре города, перенести автостанцию. 

Мэрия Улан-Удэ должна подыскать подходящий участок для будущего строительства. Власти обещают учесть мнение как водителей, так и пассажиров. 

- Планируется, что новая автостанция будет оборудована комфортным залом ожидания, билетными кассами, санузлами, комнатой отдыха для водителей. Площадь территории, в отличие от нынешней, также должна соответствовать нормативным требованиям и обеспечивать безопасность пассажиров, - сказал Евгений Луковников. 

Позже зампред вместе с представителями мэрии посмотрели один из вариантов для развития сети автовокзалов - территорию на проспекте Автомобилистов, через дорогу от «Вегос-М». 

- Во-первых, это район с развитой транспортной инфраструктурой. Ходят и автобусы, и трамваи, что удобно для жителей и гостей города. Практически 70 % городских маршрутов проходят здесь. Во-вторых, уже есть готовое здание в составе МУП «Городские маршруты», находящееся в муниципальной собственности. Его в свое время возводили как раз-таки под автовокзал, - пишет Луковников. 

Этому зданию требуются косметический ремонт, ремонт фасада и оборудование территории - новый асфальт, обеспечение зоны посадки/высадки пассажиров, места отстоев и разворотов для автобусов. 

Чуть позже во время прямого эфира глава Бурятии Алексей Цыденов заявил, что автовокзал не станут переносить из центра города на проспект Автомобилистов. 

- Это неудобно и далеко. Там будут северные направления, «старый» автовокзал будет пока на старом месте, но рассматриваем для него место по улице Борсоева. Предварительно вопрос уже проработан с инвесторами, - сообщил глава. 

Пока место для нового автовокзала еще не выбрано, рассмотрим, в чем недостатки нынешнего здания и каким должен стать главный автомобильный узел Бурятии. 

Разрозненная сеть

Всего в Улан-Удэ порядка пяти точек, откуда в разные районы республики уезжают автобусы. В большинстве из них нет залов ожидания и отдыха, туалетов, комнат матери и ребенка, камер хранения багажа, пунктов питания, парковок и доступа для маломобильных граждан. Хоть автостанция Байкал и более масштабное сооружение, но оно было построено еще в советское время, когда стандарты качества были другими. 

Под одним из постов о переносе здания автовокзала комментарий оставило правительство Бурятии. По информации Минтранса РБ, старое здание, расположенное на территории ТЦ «Пионер» (бывший автовокзал Селенга. - Прим. автора), принадлежало частному собственнику, поэтому возможности восстановления или дальнейшего его использования нет. 

- По данным администрации города Улан-Удэ, здание автовокзала, расположенное на ул. Советской, не соответствует современным требованиям и нормам. Помещения выглядят устаревшими и некомфортными, а площадей недостаточно для обеспечения удобства пассажиров, - пишет правительство. 

Оно отмечает, что на железнодорожном вокзале уже располагается кассово-диспетчерский пункт межмуниципальных и межрегиональных автобусных маршрутов. Однако размещение полноценного автовокзала на этом участке невозможно, поскольку земельный участок относится к федеральной собственности. 

- При размещении нового автовокзала будут учтены его транспортная доступность, пропускная способность, минимизация дублирования городских маршрутов, соответствие нормативным требованиям к автовокзалам и автостанциям и другим нормативным актам. В связи с этим разрабатывается дорожная карта по переводу маршрутов из северного и северо-восточного направления в наш город на автовокзал, расположенный в здании «Городских маршрутов». Это позволит обеспечить более комфортные условия для пассажиров и повысить эффективность работы транспортной системы, - сообщает чат. 

Современные требования

Сегодня требования к транспортной инфраструктуре значительно возросли. За последние годы в Улан-Удэ обновили здание железнодорожного вокзала, построили новый современный терминал аэропорта, в Бурятии отремонтировали сотни километров федеральных и муниципальных автодорог. 

Да и на развитие туристического потенциала республики выделяют миллиарды рублей. Ежегодно появляются новые авиарейсы, строят гостиницы, открывают маршруты, сопутствующую инфраструктуру, включая злополучные туалеты. Все это приносит плоды, и в 2024 году республику посетили 600 тысяч человек, но что они видят? 

Если взглянуть на Улан-Удэ глазами туриста, то, приезжая в аэропорт или на железнодорожный вокзал, видно полноту гостеприимства, развитие республики, ее культуру. Однако что делать тем гостям, которые хотят самостоятельно путешествовать по республике? Как люди должны узнать, из какой точки города уезжает нужный им маршрут? Где посмотреть расписание? Можно ли купить билеты онлайн? А если не знаешь русский язык? Что уж говорить, если обывателям неизвестно, как доехать до Иволгинского дацана, кроме как на такси. 

Даже если турист узнал, куда ему нужно, как он доедет до автовокзала? И, если повезет, это будет полноценное здание, а не обычная остановка без ориентиров. Что ждет там туриста? Зал ожидания, кафе, санузел, гостиница, камеры хранения… Маловероятно. 

При этом проблемы современного межмуниципального сообщения гораздо глубже, чем может показаться. Одной из самых серьезных является отсутствие контроля багажа пассажиров. К тому же водители автобусов часто перевозят посылки с неизвестным содержимым, что в нынешних реалиях просто недопустимо. Взгляните только на обновленный железнодорожный вокзал или новый терминал аэропорта Байкал. По аналогии с ними, автовокзал Улан-Удэ должен быть оборудован пунктами досмотра багажа, металлоискателями и другими мерами безопасности. 

Все эти проблемы и недостатки вкупе наталкивают на идею, что автовокзал, подобно аэропорту и ж/д вокзалу, должен быть один. Станция должна обеспечивать централизованное отправление всех автобусных рейсов, удобную транспортную доступность из любых районов города, современные условия ожидания, четкое расписание, возможность бронирования мест, включая англоязычное обслуживание, высокий уровень сервиса, соответствующий статусу столицы Бурятии как туристического центра. 

Сейчас сложно представить, что автовокзал Улан-Удэ может выглядеть как новый терминал аэропорта. Но именно это и нужно. Красивое, комфортное здание с приветливым персоналом, откуда можно путешествовать в любую точку республики.

Автор: Дмитрий Коломенский

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях