С древних времен шляпы были не просто защитой от солнца и холода, а отражением статуса, культуры и индивидуальности. Они подчеркивали стиль королей и аристократов, становились символами эпох и революций. Сегодня искусство создания головных уборов переживает новое рождение, а дизайнеры вдохновляются историей, искусством и модой. Именно этим занимается Виктория Батаин-Николаева из Бурятии. Ее путь начался с увлечения историей костюма и преподавания, а привел к ремеслу, которое объединяет традиции и современность. Работы Виктории нашли признание не только среди ценителей моды, но и в самом Эрмитаже. О том, как шляпа китайского императора оказалась в стенах знаменитого музея, какие секреты кроются в создании идеального головного убора и почему шляпа — это больше, чем просто аксессуар, читайте в нашем интервью.
- Для начала расскажите о себе. Откуда вы? Где прошло ваше детство? Кто вы по образованию, профессии? Кем и где работаете?
- Я родилась в селе Зуткулей Забайкальского края. Несмотря на то, что родители переехали в Улан-Удэ в моем раннем возрасте, воспоминание о счастливом детстве больше ассоциируются с Зуткулеем, так как каждое лето нас отправляли туда на все 3 месяца. Дедушка Батаин Цырендоржи делал сундуки и даже порой доверял мне их раскрашивать. Бабушка Дарима шила бурятские дэгэлы, и я помню очень мелкие, аккуратные стежки и ее тонкую работу. Мое детство ассоциируется с запахом стружек, бабушкиными молитвами (открывая свои коробочки, она каждый день читала тексты на старомонгольском языке) и бескрайними просторами зуткулейских степей.
По образованию я историк костюма, имею опыт преподавания в университете и работы в сфере объектов культурного наследия.
Сейчас я живу в Санкт-Петербурге. Полностью отдалась творчеству, профессии дизайнера шляп. Но продолжаю консультировать по той или иной эпохе и рассказывать о взаимосвязи искусства и головных уборов на своем телеграм-канале BataiV millinery.
- Что стало причиной такого необычного увлечения?
- С юности меня тянуло к красоте, созданию образов. В студенчестве я создавала коллекции одежды, где головные уборы были неотъемлемой частью образа. Очень нравится, когда люди самовыражаются, могут проявить свою индивидуальность. И шляпы могут в этом помочь.
- Как и когда вы занялись созданием шляп?
- Любовь к шляпам была с детства. Помню папу в шляпе «Федора» и маму в очаровательной пилотке и элегантной шляпе с полями. В прошлом году я увидела, что Марина Седова - член Союза дизайнеров России, которая создала культовую шляпу Михаила Боярского, - ведет авторские курсы по изготовлению шляп. И вдруг так захотелось прикоснуться к этому искусству. Прошла обучение у талантливой Марины и начала пробовать свои силы на этом поприще.
Шляпа федора
- Какие шляпки вы делаете? В чем идея или цель вашего бренда?
- Так как я продолжаю изучать разные технологии, то делаю шляпы как из фетра, так и из различных видов соломы и тканей. Идея заключается в том, чтобы каждый человек мог выразить свое «я» через шляпу. Мне интересно прослеживать связь между искусством, историей костюма и головными уборами. Ведь мода циклична.
У нас происходят разные события в жизни, кто-то готов раскрыться именно на мероприятии и быть особенным. Кто-то готов всегда быть с изюминкой и в своем уникальном стиле. В этом заключается моя миссия - помочь раскрыть индивидуальность.
- Сколько времени и средств уходит на создание одной шляпы?
- Абсолютно по-разному. Так как нет ни одной повторяющейся шляпы и каждая требует внимания. Если это историческая реконструкция, то работа с архивами, с источниками занимает достаточно много времени. Если это фантазийная шляпа, то она также просит особого подхода: эскизы, материалы, сочетание цветов и т. д. Поэтому нет единого шаблона.
- Какие шляпки вам больше всего нравится делать? Какая из сделанных любимая?
- На сегодняшний день нравятся шляпы из материала синамей (соломка из волокон тропического растения). Они хорошо поддаются моделированию и дают волю фантазии. Кстати, шляпы из такого материала часто можно увидеть на скачках в разных странах мира. Их можно носить и на свадьбы, и на другие мероприятия. А последняя шляпка в бурятском стиле дала мне идею создать коллекцию стилизованных шляп для летних выходов.
- Откуда черпаете вдохновение?
- Меня вдохновляет связь различных видов искусства, таких как музыка, архитектура, кино и театр с модой. Изменчивая и прекрасная природа также дает много идей.
- Ваша работа - головной убор китайского императора - используется в проектах Эрмитажа. Расскажите подробнее о том, как ваша шляпа шапочка оказалась в Эрмитаже.
- В Эрмитаже планировалась выставка, приуроченная к встрече Нового года и китайскому искусству. Так как я изучала маньчжурский костюм эпохи династии Цин, друзья обратились ко мне за советом и случайно узнали, что у меня новое увлечение. Они с радостью предложили идею создания исторического головного убора. Так головной убор китайского императора оказался в стенах Эрмитажа.
- Желаю вам вдохновения и признания! Пусть ваши шляпы продолжают возвращать элегантность в нашу жизнь.
- Спасибо большое!