21 марта свой профессиональный праздник отмечают мастера создания самого сложного театрального жанра, кукольники. В преддверии этого профессионального праздника журналист «Информ Полиса» посетил театр кукол «Ульгэр», где побеседовал о трудоемком процессе создания кукол-актеров с художественным руководителем театра Эрдэни Жалцановым и художником-технологом Чимитой Зундуевой.
Создатели кукольного волшебства
В этом театре куклы можно назвать главными действующими лицами. Они должны уметь играть, быть выразительными, оживать на сцене, создавать атмосферу сказки, волшебства. Интересно, кто их придумывает и создает?
– Придумывают и создают самые преданные люди театра, настоящие волшебники, – говорит Эрдэни Жалцанов. – Художники, бутафоры, художники-технологи, которые лепят из папье-маше, из глины, из пластилина, вырезают из дерева. В результате их кропотливой работы рождается кукла, которая начинает жить в руках талантливых актеров в разных сказках, легендах. Всем этим делом, конечно, управляет режиссер. Вместе с актерами, вместе с художником. Вот в таком творческом союзе рождается сказка.
Режиссер с художником придумывают замысел истории, художник начинает работать над эскизом, ищет образы. Ну, конечно, все происходит опять же в тандеме с режиссером. Затем это утверждается на художественном совете. И начинается творческий процесс рождения образов кукол, рождения спектаклей.
От эскиза до сцены
Как поясняет художник-технолог Чимита Зундуева, создание куклы – это многоэтапный процесс, требующий мастерства и точности. Первым делом художник разрабатывает эскизы, определяя внешний вид и характер будущего персонажа. Затем команда художников приступает к изготовлению куклы из различных материалов – дерева, пластика, папье-маше или глины. Иногда процесс может занять несколько дней, а если кукла оснащена сложным механизмом, например, подвижными глазами или пальцами, то и несколько недель. У каждого художника есть свое видение. Есть художники, которые делают более монументальные, грубые черты лица, а есть и те, кто, наоборот, любит делать помягче.
– Не всегда размер куклы показывает ее сложность. Бывает так, что большая фестивальная кукла может занять намного меньше времени, чем маленькая. Производство кукол занимает около месяца независимо от размера. Сейчас я работаю над маленькими куклами для нового спектакля и потратила на них уже полтора месяца. Понятно, что я делаю не одну куклу, а пять одновременно, но это все равно очень долго, – рассказывает Чимита Зундуева. – Когда ты делаешь куклу, как будто изобретаешь заново велосипед. Ну понятно, что он уже изобретен, но ты должен через себя это еще раз пропустить. То есть куклу изготавливаешь с нуля. Потому что у нее разные характеристики абсолютно по всем критериям: и рост, и размер куклы, и пропорции. Самая простая кукла – это перчаточная, которая надевается на руку, а самые сложные куклы – марионетки, потому что управляются нитями. К каждой кукле подход индивидуальный.
Тонкости кукольного искусства
Надо сказать, что у Чимиты Зундуевой очень редкая профессия – художник-технолог производства кукол. Готовят такие кадры в Санкт-Петербурге на единственном факультете в России. Мало таких специалистов в России, которые умеют делать механику кукол. «Ульгэру» повезло, Чимита в профессии уже пятый год, отучилась там и приехала.
– На сегодня в театре больше всего планшетных кукол. Это такие куклы, которые можно поставить на какую-то поверхность. Для этого используются столы или какие-то декорации. При отыгрыше ролей актеры обычно прятались за ширмой, но так было раньше. Теперь актер может полноценно жить с куклой в одной роли и играть ее вместе. Это называется живой план, – объясняет художник-технолог Чимита. – Допустим, красиво одетая кукла показывает индийский танец, и в такой же костюм может быть одета актриса. То есть происходит тандем куклы и живого человека.
Театр кукол очень разножанровый. Есть перчаточные куклы, тростевые, паркетные, теневые, ростовые и так далее. Артист театра кукол должен уметь делать практически все. Иногда бывает так, что какую-то конкретную роль может сыграть только определенный актер.
– Все как в настоящем театре. Не каждый актер может схватить поставленный режиссером, драматургом характер куклы, – отмечает Эрдэни Жалцанов. – В таких случаях куклы делаются под конкретного актера. В «Ульгэре» пока конкретно с таким запросом не сталкивались, максимум только просили укоротить или удлинить ручку куклы.
– Мы по репертуару показываем спектакли, у нас поток актёров. Бывает так, что работает актёр, допустим, по контракту один год и увольняется. Не всегда кукла делается конкретно под какого-то актёра. У нас в театре все куклы универсальны, – подытожила Чимита.
Творческая мастерская
И вот мы попали в святая святых любого театра – мастерскую, где создаются куклы, где происходит вся магия их появления на свет. Здесь трудится дружная команда, в которой каждый знает свое дело. Одни отвечают за костюмы, декорации.
Здесь Чимита Зундуева показывает, из чего и как создаются главные действующие лица всех спектаклей театра «Ульгэр». В основном кукол делают из дерева. Из современных материалов применяются литьевой пластик и силиконовые формы. Их в основном используют для создания одинаковых деталей.
Самым нелюбимым процессом своей работы художника-технолога Чимита называет создание папье-маше.
– Создание папье-маше занимает обычно целый день, потому что нужно делать по 8–10 слоев. Иногда это бывает неоправданно, потому что форма может оказаться в пузырях. Приходится снимать верхний слой и начинать все сначала.
Также здесь работают с полимерной глиной. Она облегчает процесс работы, потому что ее нужно просто распределить по форме и поставить запекаться в духовку. После запекания готовую форму сразу же можно красить, не используя предварительную обработку.
Костюм как часть образа
Своих «актеров» в театре одевают, что называется, с иголочки. Костюм тоже очень важная составляющая куклы, ведь он может отображать ее характер, менять ее внешность. Такой важный элемент стараются делать из натуральных материалов, кожи, флиса, трикотажа. Бывает, что со временем костюмы садятся, их расставляют, расширяют, ведь в «Ульгэре» актеры не толстеют, получается, что, наоборот, худеют костюмы.
Как предметы обретают жизнь
Встречи зрителей с театром всегда большое событие: открывается занавес и начинается кукольная сказка, магия, оживление этих персонажей, кукол. Парадокс заключается в том, что мастера театра кукол могут оживить любой предмет.
– А кукольник – он в каждом предмете видит какую-то суть, пытается понять, например, чем живет эта сумка, какая у нее история. Или книга. Или шарик воздушный. Эта магия возникает на сцене, вот этим как раз и привлекает зрителей наш театр, – говорит художественный руководитель.
Возвращение в родные стены
Большие планы и надежды театр кукол связывает с обновленным зданием, которое сейчас находится на стадии реконструкции.
– Надеемся, что в сентябре мы туда вернемся и начнем жить полноценной жизнью. И на этой обновленной сцене, которая будет трансформироваться, двигаться, опускаться, подниматься, мы планируем восстановить наши лучшие спектакли. Также перед собой поставим очень много таких целей художественной направленности, куда должен двигаться театр, в каком направлении, какие цели должен перед собой ставить, воплощать. Будут спектакли по пьесам и сочинениям авторов Бурятии, – мечтает Эрдэни Жалцанов.