волонтеры
8750

Бронежилет с оберегом из дома

Многодетные родители отказались от личной жизни ради помощи бойцам СВО

Фото: архив Добровольческого центра Сила добра 03

Владимир и Оюна Дымшеевы - многодетные родители, волонтёры, организаторы добровольческого центра «Сила добра 03». Под их руководством более 200 добровольцев уже несколько лет оказывают помощь участникам специальной военной операции. Корреспондент «Информ Полиса» побывал в самом сердце центра - на Пищевой, 10а. 

С порога в объятия

Зелёный коридор с приглушённым светом заставлен мешками и коробками с гуманитарной помощью. На каждой посылке подпись - от кого и кому. Полки на стенах, кажется, скоро рухнут об обилия грамот, дипломов и благодарностей от известных федеральных и региональных политиков и организаций. 

Здесь никто не слоняется без дела. В одном помещении шьют тактические пояса, подсумки, балаклавы, пятиточечники, напашники и многое другое, во втором плетут маскировочные сети, в третьем - сам Владимир Дамбаевич за машинкой. Он сшивает детали будущего бронежилета, пошиву которого обучился с нуля. Пенсионер МВД и не помышлял, что когда-нибудь сядет за швейный станок. 

Работа, невидимая глазу большинства, кипит в атмосфере семейного тепла и душевных разговоров. В основном волонтёры говорят о последних новостях с фронта, радуются победам, оплакивают погибших. С приходом Оюны Баторовны коридор наполняется светом. Она приветливо вскидывает руки и заключает меня в объятия. Неожиданно, но приятно. Затем, поставив на стол тортик и сумку, обнимает каждого волонтёра. «Наш ангел прилетел!» - говорит кто-то с улыбкой. 

«Судьба свела нас в вытрезвителе»

- Оюна Баторовна, расскажите историю вашего знакомства с Владимиром Дамбаевичем. Как и когда вы решили создать Центр? Сколько волонтёров он включает в себя сегодня?

- Если считать стабильно приходящих к нам, то человек 120 примерно. Некоторые приходят и уходят, например, студенты, если считать вместе с ними, то больше 200. Женщин у нас больше, но и мужчинами мы богаты (улыбается). Вот на стенде их фотографии. Скоро напротив оформим такую же стену с фотографиями наших женщин. 

Центр «Сила добра 03» был образован 1 октября 2022 года, после того как началась мобилизация. Это коснулось почти каждой семьи. Поначалу у многих ребят были проблемы с покупкой военного снаряжения, и возникла необходимость его шить.   

С Владимиром мы познакомились в 1993 году, когда были юными. Я родом из Кижингинского района, он - из Тункинского. Владимир ухаживал за мной, а потом, когда ушёл в армию, мы утратили связь. Но судьба свела нас после его возвращения из армии, в вытрезвителе (улыбается): в девяностые я работала там помощником медика. Он же устроился в патрульно-постовую службу и периодически привозил к нам лиц в нетрезвом состоянии. Так наша история любви получила продолжение, в 2001 году мы поженились и родили старшего сына. Сегодня мы родители шестерых детей, у нас четыре сына и две дочки. Я, можно сказать, пожизненно в декретном отпуске (смеётся). 

Наш старший сын Анатолий - выпускник школы № 50, Читинского Суворовского военного училища и Дальневосточного юридического института МВД России им. И. Ф. Шилова, лауреат Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце», работает в УМВД России по Улан-Удэ. Сын Эдуард - студент 3-го курса экономического факультета БГСХА, совмещает учебу с работой педагогом в технопарке «Кванториум». Дочь Лилия - ученица 11-го класса школы № 63, активист школы и города. Двойняшки Наян и Аяна - ученики шестого класса, с пяти лет занимаются танцами в детской школе танца «Уян Бэлиг» при театре «Байкал». Сын Агван - ученик третьего класса, активно занимается спортом. 

- Владимир Дамбаевич, когда вы вышли на пенсию и почему решили заняться волонтёрством?

В. Д.: - Волонтёрством занимаюсь со дня основания нашего центра, в свободное от дежурств время освоил пошив бронежилета и многих других необходимых изделий.

Меня постоянно мучило чувство долга, желание сделать больше, поддержать супругу в добром начинании, но времени катастрофически не хватало. Почти 29 лет непрерывно проработал в органах. Я принял решение и летом 2024 года вышел на пенсию.

О. Д.: - Изначально, ещё до пандемии, мы помогали людям: многодетным семьям, малоимущим, кормили борцов, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Во время поисков пропавшего ребенка в Поселье мы на неделю организовали штаб и горячее питание для волонтёров.  Именно тогда я поняла, что у нас много неравнодушных людей и, объединившись, они могут сделать многое.

В время ковида мы с Владимиром ночами возили врачей на работу и по домам. До сих пор помню, как ездили по пустынным улицам. Одномоментно занимались пошивом масок. Организовали по телефону 11 девчонок, совершенно не знакомых нам ранее, они шили на дому, а мы поставляли им материалы. У нас эти маски прямо из рук выхватывали.

Думаю, весь этот опыт нас подготавливал к чему-то большему. И вот теперь у нас добровольческий центр в помощь бойцам. Мы понимаем, что на верном пути и не имеем права останавливаться. Всё, что мы делаем, по зову долга и сердца. А потом, знаете, судьба сводит нас с хорошими людьми, с которыми мы становимся настоящей силой.

Научились и научили других плести сети

- Как вы пришли к тому, что начали плести маскировочные сети?

- Однажды к нам обратилась пятая танковая бригада, попросила помощи с плетением масксетей. Мы тогда даже не понимали, как их делать, да и мало кто понимал в то время. С Владимиром мы поехали в магазин, он начал выбирать подходящий, на его взгляд, материал. В итоге мы остановились на джутовом шпагате - он не горит, а тлеет. Другие материалы плавятся. Владимир своими руками оборудовал станок, на котором теперь плетутся сети. Мы посмотрели в интернете наиболее лёгкий способ плетения - макраме. Найдя основу, стали думать над ленточками. Сначала приобрели материал оксфорд, потом поняли, что нам просто не хватит денег на его регулярную покупку.

В качестве сетей нам как-то предложили волейбольные сети, но в них слишком большие отверстия. Затем в голову пришла идея делать сети из тюля - с мелкими дырочками. Подали объявление о сборе тюля. Люди тогда нас просто закидали! Начали привозить мешками. Но проблема была в том, что тюль белый, а сетку не должно быть видно издалека. Тогда работники бутафорского цеха театра оперы и балета пришли нам на помощь, предложив красить тюль в нужные цвета.

Но однажды мы узнали, что есть хороший материал - спанбонд. Это был обычный укрывной материал, и только в Москве и Санкт-Петербурге производили именно зелёного цвета. Тогда мы заказали первую партию через АНО «Содействие».

В настоящее время работаем с постоянными поставщиками напрямую. Приобретаем спанбонд разной цветовой гаммы и изготавливаем сети под ландшафт местности.

Сегодня у нас несколько точек по городу: КСК ЗММК, БГСХА, наш центр на Пищевой, 10а, техникум строительства и городского хозяйства. Позже, когда о нас узнали по сарафанному радио, стали обращаться очень много людей и организаций, чтобы обучиться плетению сетей. Мы стали выезжать, делиться опытом.

Первую машинку нам купил спонсор. Это была обычная бытовая машинка. На ней начали шить подшлемники и даже носилки. На носилках, кстати, наши первые машинки и сломались. Сегодня у нас уже профессиональное оборудование. Шьём бронежилеты, подсумки, подгранатники, тактические пояса, сбросники и многое другое - всего более 35 наименований изделий.

Министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева не раз заказывала у Владимира Дымшеева его изделия для своего племянника, который участвует в спецоперации.

Принесла драгоценный кусочек хлеба

- Когда у вас появилось своё помещение? В какой момент о вас узнали люди?

- Изначально я пришла на помощь волонтёрам дацанов - там моя давняя знакомая как раз призывала людей шить балаклавы. Я пришла, сказала, что шить не умею, но могу увезти, привезти что нужно. Поездив, поняла, что разброс между дацанами слишком большой, и предложила ребятам найти место ближе к центру. Но они сказали, что должны работать при дацанах.

Тогда пришло решение, что центр пошива должен располагаться в более доступных местах в черте города. Я обратилась к Ивану Александровичу Альхееву и Надежде Сергеевне Далаевой, они помогли нам с помещением на Пищевой, где мы сейчас находимся. Когда я приехала сюда осмотреться, сразу захотела выйти (улыбается). Настолько много работы предстояло, помещения были заброшены. На помощь к нам пришли студенты Байкальского многопрофильного колледжа. С тех пор ребята с нами, каждый день, плетут сети, собирают и шьют тактические носилки. Дети здесь как дома, и полы помыть могут, и чай с нами попить.

О нас стали узнавать, когда только начали развиваться волонтёрские движения, создавались чаты. Огромное спасибо волонтёрам «Своих не бросаем!» - они нас поддержали, рассказывали о нашей работе.

Потом мы сами появились в соцсетях, создали группу в «Вайбере», начали выкладывать туда всё, что мы делаем, где-то призывали на помощь. Люди начали приходить. Некоторые даже приносили еду, чтобы кормить волонтёров. Никогда не забуду бабулечку, которая пришла с половиной булки чёрного хлеба, завёрнутой в платочек. Имени, к сожалению, не помню, но знаю, что она 1941 года рождения. Вот, говорит, принесла вам покушать. И преподнесла она тот кусочек хлеба как самое драгоценное… Настолько она голодала в то военное время, что этот маленький хлебушек до сих пор ценный продукт для неё. Со следующей пенсии, говорит, я вам колбаски принесу. Так и не пришла больше. Очень надеюсь, что жива и здорова та бабулечка.

Поначалу приходили простые люди. Кто чем мог помогал. Потом нашёлся спонсор, который до сих пор с нами и помогает нам регулярно.

Невзирая на возраст и личные проблемы

- Как вам удаётся всё успевать? Заниматься семьёй, организовывать волонтёрскую работу, следить за заявками бойцов, наличием материалов и отправкой помощи.

- Я даже не знаю. Бывает тяжело, конечно. Без поддержки мужа я бы не справилась. Он у меня самая главная опора. К тому же Владимир Дамбаевич научился шить, да ещё как! Дети наши повзрослели на глазах, они видят нашу работу и поддерживают нас. А когда дома тебя понимают, в делах всё тоже хорошо.

Вообще, я считаю, пришло такое время, когда люди объединились, и я вижу, что у нас очень много неравнодушных и добрых людей. Лучшие из лучших остаются с нами и продолжают работать, невзирая на возраст и личные проблемы. Люди приходят разные, но всех объединяют тепло, добро и вера в наше дело. У нас принято при встрече обниматься, и я всех этому научила. Даже если видишь человека впервые - обними. Добрые сердца от этого сразу открываются.

- Как возникла идея пошива бронежилета?

- Поделился с нами выкройкой, показал технику раскроя и пошива бронежилета  боец 5-й отдельной гвардейской танковой Тацинской Краснознамённой ордена Суворова бригады Саян Гергенов. Его нам порекомендовал знакомый волонтёр. Договориться удалось после неоднократных бесед и моей убедительной речи: «Послушайте! Я волонтёр! Только вы можете помочь спасать наших парней!» Видимо, его такой подход ошарашил. Оказалось, что Саян заподозрил нас в желании заработать. Когда он приехал к нам, был очень закрыт, я даже не знала, с какого боку к нему подойти (улыбается).

Мы собрали своих швей, и Саян начал показывать, как шьётся бронежилет. Но в итоге для женщин это оказалось слишком сложным, и из всех только Владимир научился его шить. Ведь он ветеран боевых действий, трижды был в Чечне, и его заинтересованность сыграла важную роль. Плюс Владимир модернизировал бронежилет, чтобы в нём было удобнее двигаться, сидеть и лежать. Правильные выкройки, стежки - это большая ответственность. От ребят сейчас идёт обратная связь, и за нашими «брониками» целые очереди. 

Через год Саян приехал к нам с подарками и благодарностью, сказал, что гордится нами. За его помощь мы ходатайствовали от нашей организации, чтобы ему в правительстве вручили госнаграду Республики Бурятия «По зову долга и сердца». 

- Какую ещё помощь оказываете военнослужащим?

- Каждому обратившемуся безвозмездно выдаём набор подсумков с поясом. Мы всегда наготове, чтобы ребят с пустыми руками не отпустить. В день, бывает, приходят по 20–30 человек. Обязательно провожаем их с обнимашками и благословениями! 

- Продолжаете кормить ребят?

- Да. И не только когда провожаем наши борта, но и в госпитале, ухаживаем за ними, стрижём. Зимой, когда было -40, мы ехали с военными термосами и раскладным столом на аэродром. Представьте, такой мороз, а тут тебе и супчик горячий, и чай двух видов – с мёдом и лимоном, с молоком, и каша вкусная. Ребята на нас так смотрят: «Откуда вы такие?» Это свои удивляются. А бывают же ещё парни проездом - с Уссурийска, Хабаровска, Сахалина. Они вообще поражаются, говорят, нигде такого не видели. Всех провожаем как родных.

- Вы говорили, что ваши волонтёры работают в три смены. Сколько часов в день? Сколько времени вы сами проводите в центре?

- Центр и филиалы начинают работу в 9 часов утра. Со дня открытия мы не закрывались ни на один день, включая праздники. Мы с Владимиром и ночная смена выходим отсюда в час-два ночи.

- А что говорят ваши друзья, родные, бывшие сослуживцы Владимира Дамбаевича? Помогают?

В.Д.: - Некоторые обещают, но мало кто приходит (улыбается). В основном приходят получать или что-то отправить своим. Знают, что мы шьём качественно.

- Какие сегодня у центра есть потребности, трудности?

- Потребность в неравнодушных людях, в материалах. У нас есть спонсоры. Это Эдуард Мосолоев, уроженец Баргузинского района, предприниматель. Сейчас живёт в Москве. Он нам помогает ещё со времён ковида. Купил нам большую часть швейных машин. Максим Ботячков, уроженец Бурятии, живёт в Москве, тоже предприниматель. Каждый месяц отправляет по 10 тысяч и с Китая заказывает пояса, ремни, прицелы ребятам. Я всегда говорю - нам не нужны наличные. Но мы готовы принять помощь в виде оплаты по счетам.

В декабре 2024 года мы организовали благотворительный концерт в поддержку воинов СВО в Театре Бурятской драмы им. Х. Намсараева. Трёхчасовой концерт прошел на одном дыханье, в шоке были и сами артисты, и мы, и гости! На концерте присутствовали и внесли значительный взнос первые лица республики и города, председатель Народного Хурала РБ Владимир Павлов, председатель Городского совета депутатов Чимит Бальжинимаев. С помощью концерта мы собрали один миллион триста тысяч рублей. Огромное спасибо всем неравнодушным! Особенно хочу поблагодарить генерального директора ТД «Юбилейный» Ольгу Раднатарову, генерального директора ТЦ «Титан» Вадима Бредний. На собранные средства по заявкам бойцов мы приобрели автомобиль и дорогостоящие технические средства.

- Чем займётесь, когда закончится СВО?

- Мы тоже задаёмся этим вопросом. Женщины часто спрашивают: «А война закончится, мы что, все расстанемся?» Я отвечаю, что нет. Не знаю, что мы будем делать, но явно что-то придумаем. Предстоит ещё много работы в мирное время.

Анализируя всё, что мы делали и делаем, я понимаю, что волонтёр – это сила. Мы знаем, как помочь там, где иногда не могут наши чиновники. Иногда даже психологически поддерживаем. Бойцы наши не любят ходить к психологам, зато идут к нам. Пришёл как-то один: «Баторовна, поздравьте меня. Я развёлся». Мы поговорили по-свойски, и он понял, что хочет сохранить семью. А потом, когда всё закончится, мы бы хотели, чтобы всех волонтёров как-то объединили. Возможно, это будет какая-то ассоциация. Чтобы отметили каждого, кто внёс свой вклад. Волонтёров у нас очень много. Но я говорю о настоящих тружениках тыла, кто работал и днём, и ночью, и в жару, и в мороз. Отметить вклад спонсоров. Почему бы не зафиксировать за ними какой-то статус, привилегии?

- Как вы себя мотивируете в моменты слабости, усталости?

- Было время, когда наш старший сын говорил: «Может, хватит волонтёрить? За маленькими смотреть надо». А потом пришёл в наш центр и сам проникся, теперь помогает финансово (улыбается). Владимир Дамбаевич тоже однажды сказал, что устал, и готов был всё прекратить. Я сказала: «Володя, а кто, если не мы?» Когда совсем трудно, я и сама говорю: «За что мне такое наказание?» А потом поступает звонок, кто-нибудь скажет что-то доброе, поблагодарит. И снова крылья за спиной. Или приду сюда, увижу глаза волонтёров… К тому же я как многодетная мама, не должна показывать детям усталость, плохое настроение. Я должна встать, накормить, поговорить и приласкать. Дом придаёт сил.

Вы спрашивали, помогают ли родные. По разному, кто-то с нами в одном ряду, кто-то пока воздерживается, в виду своей занятости.

- Как волонтёрская работа поменяла ваши взгляды на жизнь?

- Во-первых, я стала сильнее, мудрее. Во-вторых, обрела связи с такими людьми, которых раньше даже не представляла рядом. Многому научилась у людей, самых разных по возрасту и статусу. Плюс, я выросла в трудные времена. Думаю, те, кто лихие девяностые пережил, тот имеет крепкий внутренний стержень. Мои родители - живой пример доброты и щедрости. Папа в девяностые ездил на грузовике, бывало, его нанимали влиятельные люди. Потом он привозил целый грузовик рыбы из Еравны, парковался в середине двора и кричал: «Соседи! Разбирайте рыбу!» И люди с ближайших пятиэтажек шли с тазами, вёдрами и пакетами. Иногда привозил картошку и тоже раздавал бесплатно.

- Как реагировала на эту щедрость ваша мама?

- Она у меня такая же (смеётся). Я даже помню, как я возмущалась: «У самих дома ничего нет!» Даже если кто-то подарит маме полотенце, она его сбережёт и передарит другим. Или сварим буузы, что было редкостью в нашем доме, а соседи тут как тут. Будто шли на запах. Мама всех угощала, а на мои ворчания тихо говорила: «Ничего, всем хватит».
Всегда надо делиться. Тебе или твоим детям обязательно вернётся. Это я говорю и своим волонтёрам. 

Как поддержать волонтёров? АНО ДЦ «СИЛА ДОБРА 03» Расчётный счёт (Сбербанк): 40703810809160000160. Мобильный банк (Тинькофф): +79247596072 (получатель Татьяна Александровна Власова, кассир).

«Без тыла не будет победы»

Татьяна Писарева:

- Мы просто идём сюда, надо. По примеру наших родителей, дедов и бабушек. Всё на фронт отдавали. У меня на СВО сегодня мои племянники, некоторые соседи. По возможности прихожу в Центр, могу здесь шесть-семь часов проработать, потому что живу далеко – на час приезжать смысла нет. Так, за десять месяцев сплела здесь 150 сетей. Это с моей нормальной скоростью. Научил наш наставник Юрий. 

Юрий Плахин:

- Я пенсионер. Работаю в Центре с декабря 2022 года. Пришёл, чтобы помочь ребятам приблизить победу. 

Балма Базарова:

- Я могла бы где-то работать за деньги, но не хочу, ведь идёт война. Поэтому я пришла сюда. Прихожу, когда есть возможность. Иногда из-за болезни – я инвалид второй группы – не могу прийти. За ленточкой у меня племянница и муж. Есть знакомые, которые тоже на СВО. 

Любовь Вельмизева:

- Я работаю здесь с 2022 года. Внук мой тоже сюда ходит. Мы узнали, что есть такой добровольческий центр, из Интернета. Да и знакомые ходили сюда помогать. Недавно я перенесла операцию на сердце, до неё в основном с внуками сидела да на йогу ходила. Теперь не до спорта. В тылу работы много, не будет его – не будет победы. В нашем цехе плетутся маскировочные сети – они очень востребованы на СВО. Ребята приходят, благодарят нас. Вот этот станок своими руками сделал сам Владимир Дамбаевич. Его супруга Оюна Баторовна отличный руководитель и душевный человек, всегда подскажет, посоветует, расскажет, как на фронте дела, потому что у неё есть обратная связь. Мы её называем нашим Ангелом. 

Дарима Фролова:

- Я пришла сюда в память о своём отце, участнике ВОв. А сейчас смотрю на ребят, и хочется помочь им. Уже год здесь работаю. Мой отец Дамдин Шагдурович Фролов 30 лет возглавлял ВСГТУ. 22 апреля будет праздноваться столетие университета, и ему будет присвоено имя моего отца. У здания университета пройдёт открытие его бюста, а также у школы в посёлке, где жили его родители.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях