Роман Башинов и Доржи Зангеев – два героя, две судьбы, два подвига, вписанных в историю Великой Отечественной войны. Оба с юности мечтали о небе, осваивали мастерство пилотирования и в самые трудные годы встали на защиту Родины. Один – истребитель, сражавшийся в воздухе, другой – бомбардировщик, наносивший точные удары по врагу. Их отвага, стойкость и преданность делу помогли одерживать победы в ожесточенных боях. Роман прошел войну до конца, Доржи не вернулся с боевого задания, но оба навсегда остались символами мужества, чья память живет в архивах, в сердцах потомков и на страницах истории. Данные материалы собраны совместно с историком и краеведом Батожаргалом Дармаевым.
Роман Башинов
Про Романа Башинова уже выходила статья на нашем сайте, приуроченная к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, но т.к. Батожаргал Бубеевич собирает информацию о довоенной и послевоенной жизни нашего героя для своей предстоящей книги, он просит родных и всех, кто знал Романа Башинова связаться напрямую с ним или сделать это через редакцию газеты «Информ Полис».
Детство и начало пути
Роман Башинов родился 13 сентября 1917 года в селе Бутукей Нукутского района Иркутской области. Его судьба была связана с авиацией, и началась она в далеком 1936 году, когда группа комсомольцев решила пройти на лыжах по Байкалу до Иркутска. Этот поход стал переломным моментом в его жизни: оказавшись в Иркутске, он впервые увидел самолет. Завораживающее зрелище мощной машины, взмывающей в небо, оставило в его душе неизгладимый след. С этого дня он «заболел» авиацией. Призыв «Комсомол, даешь стране сто тысяч летчиков!» звучал в сердцах молодежи, и Роман не стал исключением.
Подготовка к первым полетам
Семья вскоре переехала в Иркутск, и он сразу же записался в аэроклуб. Это было время больших мечт и тяжелой работы. Днем он трудился на работе, а вечера проводил в аэроклубе, осваивая летное дело. Его упорство и целеустремленность не остались незамеченными. В 1940 году его призвали в Красную Армию, и он без колебаний выбрал школу военных пилотов в Улан-Удэ. Там он прошел жесткую подготовку и после выпуска был оставлен инструктором. Казалось, он нашел свое призвание, обучая молодых летчиков, но война имела на него свои планы.
Боевые заслуги и участие в Великой Отечественной войне
Боевые успехи Романа Башинова, отраженные в Журналах Боевых Действий, включали сбитые юнкерсы и хейнкели, что подтверждало его мастерство в воздушном бою. Он не только проявлял смелость, но и умело вел схватки в небе. Однажды после тяжелого боя ему пришлось совершить вынужденную посадку на «живот», получив лишь легкий ушиб головы, тогда как самолет был серьезно поврежден. В 1943 году он был направлен на фронт, начав боевой путь с Курско-Орловской дуги, служа пилотом в 148-м гвардейском истребительном авиационном полку особого назначения. Полк участвовал в воздушных сражениях на Киевском, Львовско-Ровненском направлениях, а затем в составе Северного фронта. В мае 1945 года он завершил войну в Берлине, оставив автограф на стене рейхстага, но с сожалением отмечал, что его подпись будет трудно найти среди множества других. С особым волнением он вспоминал боевые вылеты, товарищей, ведомых, на которых мог положиться. Летал на знаменитых Як-1, Як-7 и Як-9.
За годы войны Роман Башинов совершил 152 боевых вылета, сбил восемь вражеских самолетов, но мог бы выполнить больше, если бы не три тяжелых ранения, на время выводившие его из строя. За заслуги он был награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени, медалью «За взятие Берлина», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.»
Фронтовая сводка о подвигах летчика
Из журнала боевых действий от 4 мая 1944 года
Полк, в составе трёх авиационных эскадрилий и одной эскадрильи 907-го истребительного авиационного полка, продолжал выполнять поставленные задачи с аэродрома Сарны.
За день было совершено 16 самолёто-вылетов общей продолжительностью 16 часов 54 минуты. В операции участвовали 18 самолётов, из них:
4 самолёта вылетели на перехват противника, налетав в общей сложности 2 часа 22 минуты.
8 самолёто-вылетов (4 вылета) были выполнены на прикрытие охраняемых объектов на Як-9, с общим налётом 11 часов 34 минуты.
4 самолёта Ла-5 совершили 4 вылета, проведя в воздухе 2 часа 58 минут.
При выполнении боевых задач была зафиксирована единственная встреча с вражеским Ю-88 в районе Чартортек. Лётчики Музыченко и Башинов перехватили его на высоте 8000 м и сбили в 3 км к северу от озера Бяле. Боеприпасы, израсходованные в бою:
Пушки ШВАК — 260 снарядов
Пулемёты УБС — 420 патронов
Подтверждение уничтожения самолёта имеется.
Из журнала боевых действий от 18 мая 1944 года
На отражение бомбардировочного налёта в 01:50 вылетели лётчики Антонов и Башинов, а в 01:51 — Музыченко и Жилин.
На высоте 4500 м, в свете осветительных бомб, старший лейтенант Жилин атаковал Хе-111. После двух атак вражеский самолёт, с горящими моторами, упал в 30 км северо-западнее Сарны.
Младший лейтенант Башинов также атаковал Хе-111 на высоте 4500 м с дистанции 50–25 м. Короткими очередями из пушки ШВАК и пулемёта БС он поджёг самолёт противника, который, резко пикируя, рухнул севернее Сарны.
Подтверждено уничтожение обоих самолётов. Боеприпасы, израсходованные в бою:
Пушки ШВАК — 110 снарядов
Пулемёты УБС — 180 патронов
При возвращении на аэродром лейтенант Башинов совершил посадку с убранными шасси. Самолёт получил серьёзные повреждения и подлежит ремонту. Лётчик отделался лёгким ушибом головы. Остальные экипажи благополучно вернулись на базу.
Из журнала боевых действий от 7 июня 1944 года
В 07:30 лётчики Антонов и Башинов были направлены на перехват самолёта противника в 10 км от Сарны.
Старший лейтенант Антонов, потеряв из виду цель, обнаружил другой вражеский самолёт и начал преследование. Однако, приблизившись к линии фронта в районе Ковеля на дистанцию 5–7 км, он получил приказ с командного пункта вернуться на базу и благополучно приземлился в 08:17.
Гвардии младший лейтенант Башинов продолжил преследование первого самолёта и атаковал его в районе Калки, на высоте 8000 м. В результате нескольких атак он сбил противника в 6–8 км юго-западнее Сарны.
Послевоенная жизнь
Последнее тяжелое ранение не позволило ему продолжить службу в военной авиации, и в 1946 году он вынужденно «приземлился». Однако небо навсегда осталось частью его жизни. Он нашел себя в гражданской авиации, работал начальником аэропорта. Несмотря на все пережитые испытания, он сохранил добрый и жизнерадостный характер. Всю жизнь любил петь фронтовые песни и не позволил суровым военным годам ожесточить свою душу. Его работа привела его в северные районы Бурятии, где он летал в Баргузин. Авиация была его жизнью, его судьбой, и даже когда он уже не поднимался в небо, его сердце навсегда оставалось там — среди облаков, среди боевых товарищей, с которыми он прошел войну и пережил самые трудные годы своей жизни.
Встреча со старым командиром
В начале 1980-х годов мэтр бурятского телевидения Виктор Измайлов организовал удивительную программу, в которой состоялась встреча Романа Башинова со своим командиром. Эта встреча произошла через 30 лет после окончания войны и была показана с такой глубиной и трепетом, что позже стала прототипом программ вроде «Жди меня» на Центральном телевидении. Из их разговора стало ясно, что они летали в паре: ведущий и ведомый. В истребительной авиации ведомый всегда прикрывает ведущего, а вступает в бой только тогда, когда его товарищу угрожает опасность. Роман Башинов летал в паре с Героем Советского Союза Николаем Александровичем Козловым. Вспоминая эти времена, он мог бы повторить слова песни Высоцкого: «Лучший мой друг прикрывает мне спину, как в этом последнем бою».
Роман Башинов (в центре) со своим командиром Козловым Н.А. (справа)
Жизненный путь Романа Моисеевича Башинова — это путь человека, который прошел через огонь войны, но остался верен своей мечте. Он доказал, что стойкость духа, мужество и преданность своему делу делают человека настоящим героем, чье имя остается в памяти поколений.
Доржи Зангеев
Детство и юность
Доржи Петхонович Зангеев родился 2 июня 1914 года в Бурят-Монгольской АССР, в небольшом улусе Нукут Аларского района. Его детство прошло среди бескрайних степей и озер родного края, среди простых людей, живущих трудом своих рук и хранящих традиции предков. Жизнь в сельской местности с ранних лет приучила его к труду, ответственности и любви к родной земле.
Путь в авиацию
С юных лет он проявлял тягу к знаниям. После окончания первого курса педагогического техникума в 1933 году он был призван в армию и направлен в 4-ю школу авиационных техников ВВС РККА. Окончив ее в 1935 году, он не остановился на достигнутом и поступил в 14-ю военную школу пилотов бомбардировочной авиации в городе Энгельс. Его стремление к небу стало смыслом жизни, а авиация – его судьбой. Здесь, в стенах летного училища, он постигал не только искусство пилотирования, но и осознавал всю ответственность, которую берет на себя человек, управляющий боевой машиной.
За штурвалом бомбардировщика
Весной 1942 года Доржи Зангеев вместе с группой летчиков прибыл на Иркутский авиационный завод, чтобы принять новые самолеты и перегнать их на фронт. По воспоминаниям стрелка-радиста Гирша Хаймовича Когана, самолеты, произведенные на иркутском заводе, отличались высокой надежностью и лучшей управляемостью. Самолеты типа Пе-2, на которых летал Зангеев, славились своей маневренностью и точностью бомбометания. Это была грозная машина, способная наносить точечные удары по вражеским укреплениям, уничтожать танковые колонны и артиллерийские позиции.
Перед отправкой на фронт Доржи совершил особый поступок, который навсегда остался в памяти его земляков. Пролетая над родным селом, он увидел, как люди выбежали на улицы, наблюдая за его самолетом. Покачав крыльями в знак приветствия, он снизился и скинул на окраине улуса небольшой пакет – вымпел с письмом. Послание подобрала пастушка, которая затем передала его родным пилота. В письме он сообщал, что на следующее утро отправляется на фронт, защищать Родину от врага.
Подвиги на фронте
В небе войны Зангеев проявил себя как смелый и искусный летчик. Он служил командиром звена ближне-бомбардировочного авиационного полка, выполняя опасные боевые задания. Его подвиги запечатлены в архивных документах: в мае 1942 года он совершил семь боевых вылетов, из них четыре – на уничтожение мотомеханизированных частей, артиллерийских позиций и танков противника. 26 и 27 мая в районе станции Петровская его экипаж выдержал два воздушных боя с немецкими истребителями «Мессершмитт-109». Благодаря слаженным действиям экипажа они сбили три вражеских самолета, отбили 18 атак противника и прицельно сбросили бомбы, уничтожив десять танков и вызвав серию взрывов на территории противника.
Боевые товарищи
Боевой товарищ Доржи Зангеева, стрелок-радист Михаил Константинович Кутузов, вспоминал тот бой как один из самых напряженных: в течение 25 минут их самолет подвергался атакам, но они смогли выстоять и нанести сокрушительный удар по врагу. Кутузов лично сбил один «Мессершмитт», а ранее, под Мценском, пулеметным огнем уничтожил около 20 немецких пехотинцев. За свои подвиги он был награжден медалью «За боевые заслуги».
Третий член экипажа – лейтенант Павел Александрович Гусев, уроженец Ярославской области, тоже был настоящим профессионалом и стойким бойцом.
Последний вылет экипажа
Но война не щадила даже самых опытных и отважных. 14 июля 1942 года экипаж Доржи Зангеева не вернулся с боевого задания. Их самолет был сбит в районе, занятом противником. Долгое время судьба экипажа оставалась неизвестной. Через некоторое время его жена, Зангеева Елизавета Ивановна, получила официальное извещение о том, что ее муж пропал без вести. Это известие стало страшным ударом для семьи и всех, кто знал этого мужественного летчика.
Его имя навсегда вписано в историю авиации и Великой Отечественной войны. Доржи Зангеев был не просто пилотом – он был настоящим героем, человеком, который до последнего выполнял свой долг перед Родиной. Сегодня его подвиг живет в памяти потомков, в военных архивах, в благодарности тех, кто ценит и помнит его вклад в великую победу.
Использованы материалы из предстоящей серии книг о Великой Отечественной войне Батожаргала Дармаева.