Воскресным вечером 13 апреля в Улан-Удэ впервые прошёл концерт группы «САДко», исполняющей авторские песни с «народной изюминкой», в которую заложены переливы гармошки и стихи о любви, о свиданиях на краю села, воспоминания о деревенской жизни и многое другое.
Артисты порадовали публику ярким и звонким концертом. А перед ним рассказали журналисту «Информ Полиса» о своих судьбах, поисках жанра, поделились тёплыми воспоминаниями и мыслями, популярна ли среди молодёжи народная музыка.
Яркий вокал и звонкая музыка
Участники группы «САДко» все родом из деревень: Александр Бардин - уроженец Мордовии, Александр Лихацкий - из Алтайского края, а Владимир Макаров родился во Владимирской области. Парни познакомились в начале 2002 года во время учёбы в Российской академии музыки имени Гнесиных, где все трое получали музыкальное образование. И любовь к народной музыке объединила молодых ребят.
Пять лет талантливая троица гастролировала вместе с Надеждой Кадышевой, а в 2010 году создали свой уникальный коллектив «САДко». Известность пришла не сразу - сначала группа выступала в родных краях её участников, затем становились участниками и лауреатами различных фестивалей, постепенно обрастая зрительской любовью во всех уголках нашей страны.
А с недавних пор «САДко» - частые гости программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!» (12+), что лишь добавило музыкантам популярности.
Репертуар группы - это авторские песни, наполненные родными сердцу звуками гармошки и добрыми текстами про любовь.
В нашем городе концерт длился около двух с половиной часов и запомнился как лихим задором, так и трогательными моментами, например, когда Александр Лихацкий исполнил под гитару песню о маме, а Владимир Макаров спел трогательную песню для ребёнка «Отцовская любовь».
В этот вечер музыканты одарили зрителей своим ярким вокалом, звонкой музыкой и зажигательными танцами и получали в ответ не только бурные овации, но и букеты цветов и подарки от преданных поклонниц.
Искал вай-фай и написал песню
Владимир Макаров, солист и поэт группы «САДко», автор книг детских сказок
- Владимир, почему молодёжь не так охотно проявляет любовь к народной музыке, как старшее поколение?
- Сложившиеся стереотипы, что это какое-то старое. Хотя у нас авторские песни: я пишу стихи, Александр Бардин - музыку, Александр Лихацкий и слова, и музыку пишет. Да, мы окончили факультет народного пения, но на самом деле мы находимся между народностью и эстрадой.
- Пытаетесь ли разрушить эти стереотипы?
- Да. Но когда мы приезжаем в первый раз в тот или иной город, приходит сначала взрослое поколение, конечно, которые смотрят программы Андрея Малахова, до этого канал «Ля-минор» был, нас там крутили, на телеканале «Жар-птица» показывали. Постепенно аудитория становится моложе. Часто пишут молодые девчонки лет двадцати: «Я бабушке купила билет на ваш концерт, пошла с ней за компанию и не ожидала, что здесь так круто, теперь я ваша фанатка». И это не единичный случай. Много и часто так пишут.
- Какой у группы «САДко» жанр?
- «Садковский», свой. Даже не знаю, как его определить. Тут авторская песня в народном стиле, но это всё же не то.
Когда мы начали творческий путь, мы не могли попасть ни на какой фестиваль или конкурс, потому что к народникам нас не относили и называли эстрадой, а эстрадники нас называли народниками. Поэтому мы где-то посередине.
- Долгим ли был у группы путь к успеху?
- Где-то лет семь мы ездили, не собирая залы. Сначала мы поехали на три наши малые родины, чтобы хоть что-то с концертами получалось, а потом стали расширять географию благодаря каналу «Ля-минор». Спустя семь лет стали аншлаговые концерты.
- Вопрос как главному поэту группы: как рождаются ваши стихи?
- Ну, не только мои стихи в группе звучат. Есть ещё стихи белорусской поэтессы Нины Федорович, Анастасии Бердинских из Пермского края и других.
Например, когда была пандемия, сидели все по домам, вай-фая у меня не было на даче, приходилось бегать за СНТ, потому что там был хороший интернет. Так появилась песня «Не отпущу тебя» с такими словами: «Я за деревню побегу, а на полях кругом цветы...» Представлялось, конечно, не как я бегу с телефоном вай-фай искать, а прогулки за деревню, любовь, лето. Иногда истории из жизни на написание влияют. Целенаправленно писал, по-моему, только один раз - гимн люберецкому районному телевидению, когда вечером нужно было начать, а на следующий день уже спеть.
Поклонники приходят с соленьями и картошкой
Александр Лихацкий, солист и автор песен группы «САДко»
- Александр, на чём вы играете в группе и как давно владеете инструментом?
- Играю на гитаре, сейчас учусь играть на гармошке и готовлю сольную программу - время позволяет, и песни есть. Три года назад взял гармошку, и захотелось её освоить - тяга появилась. Вообще, у меня отец баянист, гармонистом был дед, и меня как будто осенило - желание раньше возникало, а тут оно выросло, решил попробовать, и стало получаться.
Я никогда не думал, что гитара будет моим профессиональным инструментом. Просто когда мне ещё было лет 11–12, мой младший брат Иван уже вовсю с девчонками на лавочках играл на гитаре. У меня тогда просто желание было научиться. И всё это было долго на начальном уровне и в итоге само собой перешло на сцену.
- Получаете ли отзывы от своих земляков-алтайцев?
- Отзывы получаю. Вообще, я заметил, что в Сибири люди скромнее, чем в центральной полосе России. Много было таких моментов, когда на концерте присутствуют люди прямо из моего села, и об этом даже не подходят и не говорят, а потом напишут в соцсетях: «Я была на концерте, я с вашей мамой была знакома...» и так далее. В общем, всю семью знают, но стесняются подойти. А я бы порадовался прямо на сцене! Это бывает частенько, и даже в тысячах километров от Алтайского края! Пишут и те, кто просто из Алтайского края, и это очень приятно. Можно сказать, что это питает и вдохновляет.
- Помогает ли вам в творчестве то, что вы выросли в деревне?
- Очень помогает. Село, люди и окружающая жизнь меня оставили скромным, и это качество я очень ценю, потому что сейчас стало много вычурных, которые лезут куда-то вперёд, что-то пытаются доказать. Многие говорят, что мои песни отличаются тем, что они глубокие, в них всегда история, которая развивается от начала до конца, и ты порой полжизни охватишь за несколько куплетов. Я стараюсь, чтобы мои песни были такими, чтобы в них был смысл, они трогали до глубины человека, проникали в слушателя.
- Какие главные качества вы взяли с собой из детства на сцену?
- Мне нравятся простота, честность, очень ценю справедливых людей. Ну и любовь, конечно. Любовь родителей, прежде всего. У меня мамы не стало, когда мне было 12 лет, и я радуюсь за тех, у кого есть оба родителя - это прекрасно! И желаю, чтобы связь с родителями не прерывалась.
Сейчас все в больших городах со своими проблемами живут, и время пролетает: много информации, много дел, все мы куда-то спешим и забываем о самом главном - что нужно родителей навещать, брать от них мудрость.
Сейчас утеряна связь с бабушками - многие говорят, что им внуков не привозят. А когда внуки приезжают, называют их «мамина мама». Это настоящий такой случай был. Это же большая потеря связи поколений, когда бабушки делились с нами мудростью. Было, наверное, у всех такое, когда родители уезжали и оставляли нас на бабушек-дедушек, и это время вспоминается так тепло, потому что там как раз все житейские и бытовые дела - их было очень много! И скотину держали, и огороды пахали большие, всё детство в картошке проходило. Приезжают все родственники и 30 соток картошки собирают в одном огороде, потом в другом. Это было для нас, детей, испытание и мучение! Я не любил собирать смородину - огромные кусты для ребёнка! Но сейчас вспоминаешь с теплом это время, потому что оно объединяло нас, это было общение, и жизненный опыт передавался во всех этих делах.
- За 15 лет существования группы как изменились лично вы?
- Я, как человек очень скромный в прошлом, стал писать свои песни и выносить их на сцену, работа идёт над их подачей: задача - передать энергию, которую ты чувствуешь. И сейчас эта скромность есть. Бывает, что нас приглашают на юбилей или свадьбу - сын или дочь своей маме дарят наше выступление, мы приходим, а там десять или пятнадцать человек, но волнение гораздо сильнее, чем перед тысячным залом! И я понимаю, что эта скромность во мне живёт, я и радуюсь этому, и в то же время себя воспитываю.
А в плане пения... Одно выступление на большой сцене заменят десяток каких-нибудь профессиональных занятий. На сцене ты растёшь. Раньше с гитарой у меня руки тряслись - я за струну не мог дёрнуть. Стал больше и активнее писать песни. Готовлю сейчас свой диск, может, уже к осени его выпущу.
Я начал заниматься музыкой поздно. Друг у меня пел в селе, и я с доброй завистью смотрел на него, но как-то не получалось. А когда в Барнаул переехали, как мамы не стало, отец отвёл в фольклорный центр «Песнохорки», где казачьи песни в основном пели, и я пристрастился, любовь к казачьей и ансамблевой песне у меня так и осталась. Сегодня ради удовольствия стал в Оптинском казачьем хоре петь.
- Был ли у вас кумир в детстве?
- Не было никогда. Мне всегда нравился русский рок - Константин Никольский, «ДДТ»... Может, это было из-за звучания гитары, звук гитары мне нравился всегда. Во дворах учили песни друг у друга. Мог услышать одну песню и ради неё искал кассету, потом диски. Уважаю и люблю Селин Дион, Уитни Хьюстон. И Майкла Джексона слушали - это что-то заоблачное было. Но кумиров не было, просто слушал и наслаждался.
- А как относитесь к фанатам группы «САДко»?
- Вообще, людям не желаю «фанатеть». Ещё до того, как женился, встречался с девушкой давным-давно, и её бабушка была фанатом нашей группы. И когда про меня речь заходила, как рассказывала девушка, её трясло, у неё давление скакало, она не знала, куда себя деть. Вот я не хочу, чтобы было такое! Хочется, чтобы всё было адекватно.
У нас поклонники очень классные, и все говорят, что таких больше ни у кого нет. У них отношение к нам, как к своим сыновьям: они приносят на концерты салаты, могут картошку принести, блинчиков напечь, соленья-варенья присутствуют почти каждый концерт.
«Споём оперу так, как это делаем мы»
Александр Бардин, солист, автор музыки группы «САДко»
- Александр, что вдохновило вас научиться играть на баяне? Давно ли играете на нём?
- Примерно с 12 лет, когда я жил в деревне, взял в руки баян и научился играть на нём без музыкальной школы. Из родственников на нём играл только мой дядя Вова из Оренбурга, которого я видел в детстве на деревенских праздниках. Возможно, он меня вдохновил на это. Я помню эти «картинки» из детства, где он в тельняшке сидит и растягивает меха баяна. Мне это нравилось, но мыслей тогда таких не было, что я тоже буду вот так сидеть и растягивать меха. Но, видимо, это какой-то отпечаток всё-таки оставило, и он проявился в 12–13 лет.
Потом поступил в музыкальное училище, где четыре года отучился по классу баяна, а дальше уже поступил в академию Гнесиных в Москву.
- Многие связывают группу «САДко» именно с народным пением. А как вы определяете своё направление в музыке?
- Нас часто считают народниками, и хоть мы поём народные песни, у нас нет такой задачи - быть народниками, мы не несём задачу народной культуры в плане этноса. Несмотря на то что я из Мордовии, я не пою так, как принято петь в Мордовии. А может, в Мордовии поют именно так, как пою я? Вот есть, допустим, фольклорные коллективы, которые поют строго так, как пели их родители, бабушки-дедушки на малой родине, они стараются продолжать традиции носителей своей культуры.
У нас такой задачи не было никогда. Мы просто всегда сочиняли и пели ту музыку, которая нам нравится, абсолютно не привязывая её к народному или эстрадному стилю. У нас получается всё околонародное, в силу того, что мы все из деревень и по-другому не можем.
- А есть ли у группы какие-то определённые рамки или задачи?
- У меня, если честно, всегда была мечта - существовать в музыкальном мире так, как мне хочется. Не так, как учили, не так, как положено. Например, нельзя же попросить Леонида Агутина спеть одну и ту же песню сначала «нормально», а потом «как Леонид Агутин». Он всегда поёт так, как умеет и хочет он. Мне хочется, чтобы у группы «САДко» было своё звучание, чтобы дай нам хоть любую оперу, мы споём её так, как это делаем мы, не задумываясь о каких-то стилистических особенностях.
- По вашему мнению, популярна ли сегодня народная музыка?
- Здесь ответ не может быть однозначным, потому что это популярно в своих кругах. То же самое можно сказать про джаз. Допустим, люди, которые пришли на наш концерт, вряд ли намеренно пойдут на концерт джазовой музыки. И народная культура так же: есть свой круг зрителей, свой круг исполнителей. Если судить со стороны телевидения или радио, то там всегда в приоритете была поп-музыка, собственно, поэтому она так и называется.
- Какие главные качества есть у артистов группы «САДко», с которыми вы выходите на сцену?
- Естественность, открытость, неподдельность, честность. Мы просто верим в то, что делаем, мы этим живём. Людей это цепляет, и всем от этого хорошо.