“Нас врачей поселили в здании бывшего ТЦ. На первом этаже госпиталь, а на втором – наше жилье. И мы в любое время дня и ночи спускаемся и оперируем” – вспоминает депутат Народного Хурала Вячеслав Дондоков. Шесть месяцев он проработал в зоне СВО по своей прямой профессии врача и каждый день доставал бойцов с того света. С чем на фронте сталкивается врач и как не очерстветь сердцем, когда вокруг столько боли? Об этом Вячеслав Дондоков рассказал “Информ Полису”.
Операции 24/7
Впервые в зону СВО Вячеслав Дондоков попал в 2022 году по частичной мобилизации. Адаптироваться было непросто как бойцам, так и медикам. Как признается врач, тогда люди не совсем понимали, какие задачи им предстоит выполнять – не хватало умения вести боевые действия, тактических знаний. Сейчас обстановка на фронте совсем другая.
– Изменилась сама атмосфера внутри войск. Ребята научились воевать и адаптировались к условиям. Помню, когда мы заезжали в Мариуполь в 2022 году, город был полностью разрушен – ни людей, ни машин. Сейчас туда вернулась мирная жизнь: работают магазины и рестораны, даже пробки на дорогах появились. И отношение у местного населения ко всему другое, – отметил Вячеслав Дондоков.
Но работать врачам проще не стало. Раненых бойцов по-прежнему везут днем и ночью, и каждому нужна профессиональная помощь. Будучи врачом-анестезиологом, Вячеслав Дондоков работал не покладая рук.
– На передовой работа идет 24/7. Нас врачей поселили в здании бывшего ТЦ. На первом этаже госпиталь, а на втором – уже наше жилье. И вот мы в любое время дня и ночи спускаемся и оперируем. Нет такого, что мы меняемся и отдыхаем. Свободные руки всегда нужны – особенно хирурги, анестезиологи, травматологи. 99% бойцов поступали с минно-взрывными травмами, – рассказал врач.
Команда в этот раз тоже подобралась хорошая. Врачи из разных регионов общими силами делали медицинскую помощь быстрой и максимально эффективной. Было ясно: чем лучше пройдет первая операция – тем больше шансов, что боец быстрее восстановится и сможет вернуться к обычной жизни. Качество оказания медпомощи вышло на новый уровень: появился целый алгоритм – от эвакуации с поля боя до реабилитации в госпитале. И на каждом этапе бойцов встречают квалифицированные врачи, которые знают все тонкости военной медицины.
На фронте нет места для эмоций
По специфике работы врача-анестезиолога Вячеслав Дондоков каждый день помогал бойцам с тяжелыми ранениями. Сам врач признался: пропускать через себя эту боль нельзя, иначе можно “сгореть” на работе. А бойцам не нужны эмоции, им нужна профессиональная помощь и твердая рука врача. Но бывают моменты, когда сохранять хладнокровие невозможно.
– Самое тяжелое не провести операцию, а мысли о том, как человек будет жить после ранения. Бывает, что после травмы он даже не хочет возвращаться домой, говорит – зачем я там без рук, без ног? И ты как можешь пытаешься их уговаривать, что жизнь на этом не заканчивается, что возможности протезирования сейчас очень хорошие и нужно бороться за себя, – рассказал Вячеслав Дондоков.
В эту поездку он совсем по-другому смотрел на бойцов, которым предстоит вернуться в мирную жизнь. Сейчас Вячеслав Дондоков еще и депутат Народного Хурала Бурятии, поэтому после сложных операций и разговоров с бойцами, он думал – как помочь им в дальнейшей жизни? Какой законопроект можно реализовать в Бурятии, чтобы помочь ветеранам СВО адаптироваться в мирное время?
На этот процесс Вячеслав Дондоков смотрит без лишнего оптимизма. Депутат уверен, что обеспечить человека протезом и предложить варианты работы – слишком мало. Нужно до тонкостей продумать процесс возвращения к мирной жизни и индивидуально подходить к каждому ветерану.
– Уже там думал, чем им заниматься, что предложить людям. Если ребята будут не заняты и не востребованы – путей дальнейшего развития у них будет немного, потому что к жизни не приспособятся. Нам надо что-то с этим делать, – уверен Вячеслав Дондоков.
Как один из вариантов адаптации он предлагает спорт. Тренировки помогают не только восстановить тело и здоровье, но и закаляют характер. А командные занятия позволяют найти единомышленников и социально адаптироваться в общество. Упражнения, выезды на соревнования, победы – все это позволяет влиться в мирную жизнь и найти свое место в ней.
– Нужно брать за руку и вести на занятия. Конечно, есть ребята, которые сами пойдут и других за собой потянут, но нужно понимать – в основном, нужно будет индивидуально работать с каждым бойцом, самим идти к ним и буквально “навязывать” свои услуги, вытягивать их из зоны комфорта. Иначе люди просто замкнуться, – отметил депутат.
“Быстрее зашейте – поеду обратно”
Часто на операционном столе Вячеслав Дондоков встречал и земляков из Бурятии. Он старался поговорить с каждым из бойцов – иногда прямо во время оказания медицинской помощи.
– Если человек в сознании – с ним разговариваешь. Ведут себя все в этот момент по-разному. Бывает, что человек еще на адреналине, говорит – “быстрее зашейте – поеду обратно”. Пытаешься его убедить, что нужно пройти лечение, и он искренне расстраивается – “как я своих ребят брошу?” – вспомнил врач.
По той же причине вернулся в зону СВО и сам Вячеслав Дондоков. Однажды побывав на передовой, он понял, что если есть возможность помочь – надо делать.
– Лучше всего у меня в этой жизни получается быть врачом. У всего государства стоит задача – победить в СВО. И я могу помочь в этом, сделать свой вклад в большое общее дело. Сейчас, пообщавшись с бойцами, я знаю их боли, мысли и нужды. И сделаю все возможное, чтобы теперь уже как депутат, помочь им, – заключил Вячеслав Дондоков.