Накануне исполнилось 30 лет со дня, когда Дамба Аюшеев был избран Пандито Хамбо ламой. 28 апреля 1995 года он возглавил Центральное духовное управление буддистов РФ, впоследствии переименованное в Буддийскую традиционную сангху России.
В этот день лидер российских буддистов дал интервью РИА Новости. В нем он рассказал о возрождении дацанов, феномене нетленного ламы Этигэлова, о том, как буддизм помогает сократить отток населения, и о том, что может делать каждый, чтобы быстрее достичь мира в украинском конфликте.
– Какие цели в своей жизни вы считаете главными и почему?
– Главная моя цель, как буддиста, как человека, – это помогать людям. Чем большему числу людей ты поможешь, тем больше будет пользы для тебя. Но, в первую очередь, надо стараться помогать тем людям, которые помогут в дальнейшем другим. Например, проект "Социальная отара", который мы запустили в 2014 году. Поддержал его президент Владимир Владимирович Путин, который во время визита в 2013 году поручил выделить средства для этого проекта. Люди каждый год передают по двести ягнят другим людям. А если они две тысячи овец раздали другим людям? Это скольким они помогли, да? Вот это радость. То, что ты помогаешь одному человеку, а он, в свою очередь, помогает другим. Как бы ни было плохо, надо всегда помогать людям.
– Как вы пришли к служению Хамбо ламы? Менялась ли как-то мотивация за прошедшие 30 лет?
– Когда в 1995 году меня выбрали Хамбо ламой, это было, конечно, сложное время. Мы только возрождали наш буддизм. Тогда в составе Центрального духовного управления было только два дацана – Иволгинский и Агинский, открытые в 1945 году. И в 1995 году мы начали возрождать исторические дацаны. Согласно нашей традиции, они вошли под руководство Пандито Хамбо ламы. Это, я считаю, мое самое большое достижение, что из 47 исторических дацанов большинство мы возродили. Также мы построили дацаны в таких крупных городах, как Улан-Удэ, Чита, Иркутск, Якутск, возродили Санкт-Петербургский дацан. Мотивация была и есть всегда, без мотивации и без идеи никак нельзя. Чтобы за 30 лет сохранить интерес к жизни, интерес к своей деятельности, для этого нужна мотивация. Каждый год должна быть своя идея. В начале года я обязательно планирую его. Когда к нам пришел Пандито Хамба лама Даши Доржи Этигэлов, первое, что он нам подсказал, – было определить места рождения всех Пандито Хамбо лам. И мы нашли 21 место, где обрели человеческое тело Пандито Хамбо ламы прошлого. Мы возвели в этих местностях ступы просветления. Теперь мы восстановили эти исторические факты, знаем, где они жили, в каком дацане служили, знаем их биографии.
– Как изменилась за 30 лет вашими усилиями и по вашим наблюдениям буддийская община (сангха) Бурятии и России в целом?
– За 30 лет моего служения мы восстановили большинство исторических дацанов, подготовили кадры. Сегодня наши хувараки (послушники, ученики лам) получают лучшее образование. И мы гордимся, что мы сегодня в тренде. Все наши хувараки достойно обучаются и тем самым доказывают, что мы преуспеваем в познании буддийской философии, в познании буддийской тантры, в познании буддийской медицины, астрологии, искусства, зодчества. За 30 лет все эти направления мы полностью восстановили и идем дальше. Этим я горжусь.
– Как конкретно получают учения от ламы Этигэлова? Можно ли общаться с ним, просить его ответов на конкретные вопросы? Есть ли среди его учений пророчества?
– Двадцать три года прошло, как мы обрели Пандито Хамбо ламу Даши Доржи Этигэлова. И до сих пор мы не можем выйти с ним на прямой диалог. Конечно, его хранитель Доржиев Бимба лама получает от него каждый день учения, суть которых в том, как человек должен достигать просветления, сострадания, помогать людям и так далее. Но мне бы хотелось, чтобы я задал, например, вопрос, а Хамбо лама Этигэлов на него ответил. Выйти с ним на прямой контакт – это моя большая мечта. Я буду делать все возможное для этого. В этом, можно сказать, заключается мой смысл служения. Если честно, какой я Пандито Хамбо лама при живом Пандито Хамбо ламе Этигэлове? Я просто помощник у него, секретарь.
Наш Иволгинский дацан – уникальный. Это единственный дацан, у которого есть два ангела-хранителя – Жамсаран (один из самых могущественных охранителей буддийской веры – ред.) и Лхамо (одна из основных защитниц веры и учения – ред.), единственный дацан, где два Согчен дугана (главных храма, старый был построен в 1976 году, новый – в сентябре 2024 года – ред.), единственный дацан, где два памятника двум великим людям – Пандито Хамбо Ламе Дамба Даржа Заяеву (первый Пандито Хамбо Лама – ред.) и императрице Екатерине Великой. И в Иволгинском дацане двое Хамбо Лам. У нас всего по два, как две головы на российском гербе.
– Как сангха и вы лично помогаете фронту, поддерживаете бойцов СВО, беженцев и нуждающихся? Что считаете самым важным в благотворительной и социальной деятельности сангхи?
– По поводу СВО – уверенность есть, что мы победим. И сегодня много желающих, кто, несмотря ни на что, уходит воевать. Как бы там ни говорили, дело не в деньгах, ведь это жизнь человека. Наша помощь СВО заключается в том, что мы помогаем волонтерам, которые шьют защиту, собирают средства и так далее. Но самое главное, мы благословляем наших бойцов, проводим специальные службы, чтобы они были живы и здоровы, чтобы все вернулись домой. Во всех дацанах традиционной Сангхи России такие службы не прекращаются ни на один день. Наше дело – духовная, нравственная, психологическая поддержка. Главное, чтобы наши бойцы знали, что у них есть тыл, защита. Это огромная помощь. Также на СВО у нас служат четыре-пять лам, ставшие военными капелланами.
– Каковы сегодня главные проблемы и надежды российских буддистов?
– Главная проблема – это потеря традиций, родовых связей, традиционные устои нарушены. Каждое наше село потеряло 60-70% населения. Население, которое там осталось, – это золотой фонд, 30-40%. И благодаря вот этому золотому фонду, в будущем мы будем возрождать свое сельское хозяйство, базу для верующих. Но люди, которые выехали за пределы республики, к сожалению, уже потеряны для нее.
– Что нужно с буддийской точки зрения для установления скорейшего мира между Россией, Украиной, Европой, США?
–Это вопрос к дипломатам. Дипломаты должны договариваться. Я думаю, что в лице Сергея Викторовича Лаврова мы имеем очень опытного министра, который радеет за Россию, стремится установить прочный мир. Для меня это неразделимые вещи – помогать президенту и нашим верующим, прикрывать их тыл, нести ответственность за их будущее. Главное, чтобы они почувствовали, что мы надежный тыл, надежная духовная защита. Тогда будет мир.
– Чем для буддистов из других стран может быть интересен российский буддизм?
– Российский буддизм интересен буддистам из других стран феноменом Пандито Хамбо ламы Этигэлова. Им интересен наш великий учитель. Для них встреча с ним – это откровение. И я был бы рад, если День прихода Хамбо ламы Этигэлова (четвертые лунные сутки второго осеннего месяца) в Бурятии, Иркутской области, Забайкальском крае сделали выходным праздничным днем. Ведь это исторический момент, очень важная и знаменательная дата.
– Расскажите о своих планах.
– Все социальные проекты, которые мы начинали, работают. И думаю, будут дальше работать. Надо их продолжать, дальше работу вести. Особенно проект "Социальная отара" вызывает у людей большой интерес. Он дает возможность людям почувствовать себя нужными, богатыми на родине. Мы, скотоводы, всегда были с овцами. Они дают чабану все. Поэтому эту традицию мы ни в коем случае не должны терять, а только поддерживать. Жизнь в сельской местности должна стать лучше, чем в городе. Хотим мы возродить, сохранить свои села? Вариант только один – разводить те аборигенные породы скота, которые у нас были раньше. Самый большой план для меня – это радовать Пандито Хамбо ламу Этигэлова. Потому что самая большая польза, которую ученик может принести учителю, – это радовать его. Если я сумею, если мы сумеем порадовать Пандито Хамбо ламу Этигэлова, значит у нас будет все отлично. Все места, связанные с Пандито Хамбо ламой, где он находился, где жил, приходил, указывал, все эти места мы определили, возродили храмы. Осталось теперь заниматься внутренним убранством.