танцы
743

Танец длиною в жизнь

История Елены Быргазовой, чья детская мечта смогла стать делом всей жизни и подарить миру новых чемпионов

Фото из личного архива Е. Быргазовой, студии бального танца «Эффект», танцевального спортивного клуба «Вдохновение», медиацентра «ПРОФТАЙМ» БГУ.

29 апреля Международный день танца. Сегодня мы рассказываем о человеке, для которого танец стал судьбой, — о тренере по спортивным бальным танцам Елене Быргазовой. 

Елена Анатольевна впервые пришла во Дворец детского и юношеского творчества в начале 70-х, когда ей было всего двенадцать лет. Маленькая и упрямая, она мечтала попасть в создававшийся тогда ансамбль бального танца «Вдохновение». 

Однако сначала ее приняли в народный коллектив. Но она снова и снова просила руководителя «Вдохновения» Веру Филипповну Мангутханову дать ей шанс. И её упорство победило. Лену перевели в бальный ансамбль, и с этого всё началось. Бальный танец стал ее миром. Концерты, соревнования, поездки в Екатеринбург, Москву... Она быстро стала солисткой, ведущей спортсменкой ансамбля. Также она танцевала в родной 18-й школе у Валентины Ивановны Шаховой, но главным всегда оставалось «Вдохновение».

Это судьба

Но после школы она всё-таки засомневалась в том, что танцы ее судьба, и избрала очень земную профессию. Поступила в технологический университет, на факультет технологии мясных и молочных продуктов. Год учебы и практика на мясокомбинате всё расставили по своим местам: она поняла, что это не её дорога. Забрала документы и отправилась искать себя в академию культуры. Родители были в шоке, потому что не считали танцы серьёзным делом. Но Елена не отступила.

— В первый раз я не поступила, хотя экзамены сдала хорошо, — вспоминает она. — Просто было очень много желающих — 15–20 человек на место. Многие шли по направлению. Меня даже не взяли «посмотреть».

В итоге Елена поступила в культпросветучилище. Однако судьба оказалась благосклонной к ней: в академии освободились места (кто-то не приехал по направлению), её позвали туда. В результате получила диплом по специальности «художественный руководитель самодеятельного хореографического коллектива». Но не спортивных бальных танцев, а народной хореографии. Бальным танцам училась в Петербурге. Вместе с Верой Филипповной туда ездили на курсы повышения квалификации — как раз в тот период, когда бальные танцы начинали становиться спортом.

После окончания академии культуры вернулась туда, откуда всё началось: сначала просто работать, а потом тренировать. 37 лет «Вдохновение» и Елена Быргазова остаются единым целым.

Елена Быргазова (слева) и Вера мангутханова (справа)

Тренерские будни

Были сложности, особенно в самом начале. Нужно было не только учить детей танцевать, но и самой расти: осваивать новое, изучать правила, которые менялись год от года. Да и сейчас, спустя десятилетия, учёба не заканчивается: экзамены, семинары, тренировки — настоящий бесконечный марафон.

Тогда времена были совсем другие. Выбора у детей почти не было — секций, кружков и студий было мало, а дополнительное образование только-только начинало развиваться.

— У нас в старом Дворце творчества не было даже полноценного спортивного зала. Только бальные танцы, народные да художественная гимнастика. Причём гимнасты тренировались в проходном зале,— вспоминает она.

Танцы в те годы были одним из немногих красивых и доступных направлений, и желающих заниматься было много. Особенно заметна разница с сегодняшним днём: сейчас мальчишки могут выбирать между хоккеем, футболом, карате, дзюдо и десятком других секций. На танцы идут гораздо реже.

— А ведь это самый красивый и самый координированный вид спорта, — уверена Елена. — Даже великий Брюс Ли занимался танцами, чтобы развить координацию движений. Танцы формируют тело и характер — это база для любого спорта.

— Сначала у нас был ансамбль, — рассказывает Елена. — Мы танцевали программы, ставили номера. А потом, когда перешли в спорт, всё стало меняться. Работа стала серьёзнее: не полтора часа репетиций, а три часа почти каждый день. Полностью другая методика. 

С новым подходом пришли и новые результаты. Первые её ученики — это Саша Иванов, Серёжа Дармаев, Артём Быргазов, Вероника Михайлова.  Они шли упорно, работали много и всерьёз. Постепенно «Вдохновение» стало выходить на первые позиции в республиканских чемпионатах: пьедесталы часто оказывались полностью заняты их воспитанниками.

Танцы в те годы сильно отличались от сегодняшних. Тогда они были больше похожи на концертные номера — с красивыми сюжетами, большими постановочными программами. Были бурятские, русские бальные танцы, даже авторские постановки. О спортивных турнирах почти не думали.

Постепенно танец менялся, стал более техничным, на первый план вышли скорость, чёткость, вращательные движения. Всё стало куда сложнее: танцевать «для души» и танцевать «для результата» — две большие разницы.

— Сейчас техника развивается с бешеной скоростью. Как крутить повороты, как делать скоростные связки — это целая наука, — говорит Елена. — Но именно поэтому танец никогда не надоедает. Он всегда требует от тебя быть лучше, чем ты был вчера.

Воспоминания о первых турнирах

Первые турниры незабываемы. Тогда танцевали под живую музыку, на паркете звучал настоящий оркестр, а в воздухе витало что-то особенное.

Елена застала времена, когда сама Вера Филипповна выходила на паркет. Болели за нее всем коллективом и заняли первое место.

Соревновались не пары, как сейчас, а целые ансамбли. На турнирах главным было настроение, а не результат.

Впрочем, свои трудности тоже водились. Особенно с костюмами. Добыть ткань в те годы было почти невозможно, поэтому шили из всего, что удавалось найти. Плащевка, старые накидки на подушки — всё шло в ход. Сами вырезали дырочки дыроколом, вручную расшивали костюмы бисером и блёстками, которые тоже были в дефиците. Каждая вещь делалась своими руками, с душой.

Обувь — отдельная история. Танцевать приходилось в обычной: жёсткой, неудобной, с твёрдой подошвой. Ноги натирали в кровь, но никто не жаловался. Дети репетировали и выступали с огромным удовольствием.

Были и сборы, но не спортивные, а скорее концертные. Детские лагеря, пионерские поездки, участие в концертных бригадах. И, может быть, именно та атмосфера свободы, радости и творчества сделала их детство таким особенным.

И атмосфера турниров была другой. Судьи приходили в вечерних платьях и смокингах, строгого дресс-кода, как сейчас, не было. Официальную форму ввели только лет десять назад. Танцевальные вечера напоминали скорее светские балы: все старались найти красивое платье или блузку, чтобы выглядеть на паркете особенно.

— Тогда турниры были больше про красоту, про атмосферу, — говорит Елена. — Спорт пришёл позже, и он многое изменил. Сейчас всё строже, профессиональнее. Но ту романтику начала забыть невозможно. Иногда очень хочется окунуться в ту атмосферу бального вечера — красивого, живого, настоящего.

Как бальный танец стал спортом

Время шло, у Елены Анатольевны появлялось все больше учеников, которые пришли заниматься танцами как видом спорта. Появлялись первые официальные правила: схемы фигур, ограничения в программах. Переход от концертных танцев к настоящему спорту начался в их клубе где-то в конце 90-х — начале 2000-х.

— Сейчас, конечно, шаг влево, шаг вправо — уже ошибка. А тогда было гораздо свободнее: учились, пробовали, ещё только всё формировалось.

Одним из первых спортивными бальными танцами стал заниматься ее сын Артём. Было ему тогда 6 лет.

— От безысходности. Артём рос в атмосфере репетиций, соревнований. Мама — тренер, выбора не оставалось, — смеётся Елена.

Зато с дочерью Елена решила иначе: дала ей возможность выбирать самой. Девочка перепробовала множество кружков, и только к 12 годам сама пришла к танцам. В итоге и её дети пришли в мир танцевального спорта.

Дети Елены Анатольевны Артем и Дарья

Параллельно развивался коллектив: ребята росли, осваивали новые категории и танцы, получали спортивные разряды. Сегодня во «Вдохновении» тренируются спортсмены самого высокого танцевального уровня.

Не отставала от своих учеников и тренер. В танцевальном спорте нужно быть не только тренером, но и судьей на соревнованиях. Не каждый берется за судейство, ведь спортивные бальные танцы — это такой вид спорта, где правила постоянно меняются. Спортивным судьям нужно постоянно сдавать экзамены на подтверждение или повышение судейской категории. Елена Анатольевна признается, что экзамены — это всегда стресс для нее, ведь нужно не просто зазубрить все названия фигур и различных техник исполнения 10 конкурсных танцев, а еще самой все это уметь станцевать и за партнера, и за партнершу. Пока у Елены Анатольевны все получается хорошо, она сдала экзамены на первую спортивную категорию. Теперь она может обучать танцоров самого высокого уровня, а также быть судьей на чемпионатах России и крупных международных соревнованиях.

Елена Анатольевна со своими учениками из танцевально-спортивного клуба "Вдохновение"

Одним из важных этапов ее тренерской деятельности стала победа на городском конкурсе «Сердце отдаю детям», затем Гран-при на республиканском этапе и участие во всероссийском конкурсе в Петербурге. Благодаря многолетней работе Елена Анатольевна удостоилась высоких званий: «Заслуженный работник культуры Бурятии», «Отличник народного просвещения Российской Федерации».

Студенческий «Эффект»

21 апреля в БГУ состоялся юбилейный отчетный концерт студии бального спортивного танца «Эффект». Отмечали 15-летие ее деятельности в БГУ. В Бурятский госуниверситет она попала благодаря ректорским балам, на которых надо было танцевать вальс, а многие преподаватели не умели это делать. Сначала ее просто попросили научить их танцевать. Начали собираться взрослые группы. Танцевать приходили преподаватели БГУ, их жёны. И руководство БГУ поддерживало: руководитель старейшего студенческого ансамбля «Байкальские волны» Людмила Овчинникова, ректор БГУ Степан Калмыков не только организовывали творческие студии, но и сами учились танцевать. Ректор даже специально осваивал сложные фигуры вальса перед важной поездкой, а одна пара преподавателей была приглашена на Венский бал.

Видео: БГУ | Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова

— Тогда к нам пришла Елена Урмакшинова (проректор БГУ по учебной работе. — Прим. автора), — вспоминает Елена. — Мы выучили с ней восемь танцев, и она вышла на первый статусный турнир «Жемчужина Байкала». Занимались также сотрудники технологического университета. Потом сын Артём продолжил вести занятия для взрослых, а мне предложили создать студенческую студию бального танца.

Работать со студентами оказалось непросто. Желающих было много, на занятия приходили по 30–40 человек, приходилось делать отбор. Для выступления восемь пар набиралось свободно. Первые гастроли коллектива начались с ближних городов — Ангарска, Читы. Первое признание, первые дипломы. А потом поездки в Москву, на фестивали бурятского землячества.

— Помню, как мы приезжали в Москву на концерты бурятского землячества. Для фестивальной группы арендовали целый зал — всё было организовано на высшем уровне. В те дни вместе с нами выступал Иосиф Кобзон. Но самое удивительное — он не пел на сцене. В вестибюле стоял рояль, и Кобзон исполнял песни прямо там, среди нас. Всё было так тепло, по-домашнему. Мы стояли рядом, разговаривали с ним. Он был невероятно доступным, простым человеком. Это незабываемо, — вспоминает Елена Быргазова.

Затем несколько гастролей в Китай. В основном же выступали на ректорских балах. Постепенно коллектив креп, набирался мастерства. Ситуация изменилась с приходом нового поколения ребят, с которыми можно воплощать любые творческие идеи. Начались участия во всероссийских «Студенческих веснах», где «Эффект» представлял БГУ на высоком уровне. Достойно выступили на «Студенческой весне» в Перми (3-е место), где особо был отмечен вальс в бурятском стиле, со всеми национальными элементами. Два раза студия становилась лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса «Здравствуй, Ярославия!». Привезли кубки и дипломы лауреатов со «Студенческой весны» из Ханты-Мансийска… Ребята могут выступать на самом высоком уровне. Это показал отчетный концерт — «Эффект» выступил очень эффектно. И к этому результату привела их Елена Быргазова.

Участники студии спортивного бального танца "Эффект" вместе с Еленой Быргазовой

Во время юбилейного концерта Елена Анатольевна не смогла сдержать слез. Она отметила, что нынешний состав «Эффекта» стал по-настоящему большой и дружной семьей, которая готова воплощать все задумки Елены Анатольевны в жизнь.

— Я безмерно благодарна своим ребятам. Благодаря им у меня была возможность воплотить всё, о чём мечтала. Они не просто поддержали мои идеи — они в техническом плане сделали невозможное: передали зрителям всё, что мы задумали.

Мечты

Есть и у Елены Анатольевны мечта, которая, наверное, присуща каждому фанату бального танца. Она мечтает попасть на родину их создания – в город Блэкпул, который находится в Англии.

— Сейчас там проходит чемпионат Европы. Это невероятная красота, потрясающая атмосфера... Как же хочется однажды оказаться там — увидеть всё своими глазами, вдохновиться по-настоящему, — мечтательно говорит Елена Анатольевна.

Вот такой получился рассказ о человеке, который всем своим сердцем и душой предан любимому делу. Елена Быргазова именно тот человек, для которого танец стал не просто делом жизни — он стал самой жизнью.

Автор: Артем Алхунсаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях