Байкал
2180

Власти Бурятии пожаловались на трудности жизни возле Байкала

Республиканские чиновники предложили отменить экологическую экспертизу при строительстве садиков и спортплощадок

Фото: russianstock.ru

С 30 по 31 января в Совете Федерации проходят Дни Бурятии. Для республики это уникальная возможность рассказать о своих проблемах и предложить пути их решения на самом высоком уровне. Так, накануне на заседании с участием членов регионального правительства обсуждались вопросы, связанные с природоохранной и хозяйственной деятельностью на Байкальской природной территории (далее – БПТ).

Фото: council.gov.ru

Зампред по экономическому развитию Игорь Зураев рассказал о трудностях, с которыми приходится сталкиваться людям, живущим на берегах священного озера. К примеру, сегодня строительство новых и реконструкция уже существующих объектов на БПТ запрещена, если на то нет положительного заключения государственной экологической экспертизы. По словам Зураева, это серьёзно влияет на экономику республики.

Игорь Зураев рассказал, что более половины территории Бурятии находится в бассейне озера Байкал. Фото: council.gov.ru

- Даже строительство спортивных площадок, детских садов и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) требует проведения экспертизы, – посетовал зампред. – Это приводит к удорожанию проектов, а также к увеличению сроков проектирования минимум на три месяца.

В результате затягивается и строительство самих объектов – на год и более. А потому власти республики выступили с инициативой отменить обязательную экоэкспертизу при строительстве социальных учреждений на побережье озера. В остальных случаях она, по мнению Игоря Зураева, должна занимать не более двух месяцев.

«Гибель нерпы и нарастающее влияние баклана»

В правительстве Бурятии также озаботились оборотом земельных участков, которые находятся в прибрежных сёлах. Затронули и другие «наболевшие» вопросы, связанные с развитием экономики.

- Основной объём стока поверхностных водных объектов республики относится к бассейну Байкала, который по площади совпадает с БПТ и распространяется на более 60% территории региона, – поведал Зураев. –  При этом ставка платы за забор одной тысячи кубических метров водных ресурсов для Байкала составляет 576 рублей, а для бассейна Енисея, куда входит озеро – 246 рублей. Это увеличивает себестоимость производимой продукции и сдерживает экономический рост крупных предприятий, снижает инвестиционную активность, отрицательно сказывается на развитии всего экономического сектора республики. Также высокая ставка снижает конкурентоспособность Гусиноозёрской ГРЭС по отношению к другим производителям электроэнергии в данной ценовой зоне.

На заседании также присутствовала министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова. Фото: council.gov.ru

В своём выступлении зампред по экономическому развитию также поднял вопрос финансирования реконструкции двух крупных рыбоводных заводов – Селенгинского и Большереченского. Средства нужны и на проведение научно-исследовательских работ по гибели байкальской нерпы и нарастающим влиянием баклана в акватории озера.

- По итогам заседания было решено отправить рекомендации по вопросам охраны Байкала в правительство России, – сообщили в пресс-службе республиканского правительства.

«Идея сохранения Байкала не реализуется»

Напомним, ещё в феврале 2017 года депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов предложил отменить обязательную экоэкспертизу при строительстве жилья и социальных учреждений на побережье озера – за исключением Центральной экологической зоны. Он заявил, что это требование «тормозит» социально-экономическое развитие байкальских регионов.

- За последние два года экспертизу прошли 383 проекта, из которых 136 – проектная документация объектов социальной сферы – фельдшерско-акушерских пунктов, садов, школ. Экспертная комиссия вынесла заключение, что все эти объекты не окажут негативного воздействия на окружающую среду в целом и на уникальную экологическую систему Байкала. Если учесть, что большинство из них расположены за 100-150 километров от озера, то очевидно, что заложенная в нашем законодательстве идея сохранения Байкала как ценнейшего ресурса чистой и питьевой воды никак не реализуется посредством столь жёсткой нормы, – цитировала Щапова «Парламентская газета».

При этом каждое такое исследование – дополнительные расходы для бюджета: от 800 тысяч рублей и выше. Кстати, с подобной инициативой выступало и руководство Бурятии. Во время рабочей поездки президента России Владимира Путина в республику в начале августа глава региона Алексей Цыденов отметил: если требования смягчат, это позволит упростить вопросы капитального строительства на Байкальской территории и сократить сроки работ.

В начале октября стало известно, что Минприроды России планирует уточнить перечень объектов, которые должны подвергаться экспертизе. Из него хотят исключить жилые дома, а также «отдельно стоящие» учреждения здравоохранения и образования, сообщили в пресс-службе ведомства. Глава федерального министерства Сергей Донской заявил: изменения не приведут к увеличению экологической нагрузки на БПТ, но зато снимут излишние ограничения для социально-экономического развития регионов. Соответствующий проект федерального закона даже вынесли на общественное обсуждение.

Отметим, сегодня нормативно-правовая база, касающаяся Байкала, формируется соответствующим федеральным законом о защите озера, а также постановлением № 643 от 2001 года («Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»). Последнее накладывает табу практически на любую промышленную деятельность рядом с озером, а также размещение энергоустановок свыше 100 МВт, строительство дорог (частично), складирование отходов и размещение рекреационных объектов за пределами особых экономических зон, писал в сентябре «Интерфакс».

- Ранее байкальские регионы – Иркутская область и особенно Бурятия – несколько раз обращались в Минприроды России с просьбой смягчить нормы в законах о Байкале, но пока федеральный центр не пошёл на уступки, – отмечает издание.

О необходимости внести соответствующие изменения в законодательство говорил осенью и Алексей Цыденов. 

- Чтобы не требовалось проводить экспертизу на любой объект строительства, например, цветочный ларёк, – пояснил он. – Мы даже для футбольного поля её проводим. Есть определённый перегиб в этом плане.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях