В минувший понедельник, 29 января, экс-глава республики и нынешний сенатор от Бурятии Вячеслав Наговицын дал интервью телеканалу Совета Федерации «Вместе-РФ». Он поделился «наболевшими» проблемами республики и рассказал о некоторых проектах, в частности – о строительстве долгожданной переправы через Уду.
- Мы занимались этим проектом достаточно давно, – отметил Наговицын. – И сегодня есть чёткое понимание, какими будет этот мост, его пропускная способность, стоимость. Мы уже вплотную подошли к стадии объявления конкурса и началу строительства.
Мост, по словам сенатора, «крайне необходим». Он напомнил, что в бурятской столице уже есть две переправы через Уду (по улице Бабушкина и на проспекте Автомобилистов – прим. авт.).
- Казалось бы, зачем нужна третья? Но нужно чётко понимать, что Улан-Удэ находится в очень сложных инфраструктурных условиях, через центр города проходят железная дорога, Селенга, Уда. И два моста, которые находятся на расстоянии более пяти километров друг от друга, сегодня не справляются с существующим потоком автомобилей, – пояснил Вячеслав Наговицын.
Ранее в Минтрансе республики сообщили, что объект обойдётся в пять с половиной миллиардов рублей. Проезд по переправе всё-таки решили сделать бесплатным. Уже в этом году в Бурятии приступят к подготовке проектно-сметной документации (ПСД), завершить эту работу планируют в 2019-м.
«Поголовье надо регулировать»
Прокомментировал Вячеслав Наговицын и ситуацию с массовой гибелью нерп.
Напомним, в конце октября туристы обнаружили в Кабанском районе несколько десятков мёртвых байкальских тюленей. Позже подобные «кладбища» нашли и в соседнем Приангарье. Число погибших животных увеличилось до 132. Версии выдвигались разные. В частности, сообщалось, что нерпы могли умереть из-за голода и непогоды.
- Бурятия уже давно бьёт тревогу. Мы знаем, что предельная численность нерпы, которая способна себя прокормить – порядка 70 тысяч (особей), – отметил сенатор. – Сегодня поголовье уже превысило 130 тысяч. Учёные уже предупреждали, что его надо регулировать. Иначе это грозит различными инфекциями, заболеваниями, может произойти такой замор, который был 20-30 лет назад.
Отметим, такое же явление наблюдалось на Байкале в 1987-1988 годах – причиной стала вспышка чумы плотоядных. В этот раз её не обнаружили.
«Нельзя методом тыка»
С каждым годом состояние «жемчужины Сибири» вызывает всё большее беспокойство у учёных, общественников и простых людей. Причин тому множество – обмеление, появление чужеродных водорослей, планы Монголии по строительству ГЭС на Селенге и её притоках, а ещё – загрязнение озера химикатами и фекалиями. Сенатор от Бурятии в разговоре с корреспондентом «Вместе-РФ» признал: ситуация на Байкале непростая.
- И во многом она ещё и нагнетается, – считает Вячеслав Наговицын. – Климат меняется. Последние три года в республике стояла аномальная жара, появились водоросли, вода в заливах значительно прогрелась. Прогрелись реки. Наш знаменитый эндемик – омуль – не пошёл на нерест и остался в Байкале. Упал уровень самого озера, по этому поводу велось много дебатов. Возникли проблемы на иркутской стороне. Осушились водозаборные головки, то есть стало невозможно забирать воду. Снизили производительность гидроэлектростанций. Всё это связано с природно-климатическими явлениями.
Напомним, учёные объясняли обмеление Байкала маловодным засушливым климатическим периодом, который продолжается в республике уже несколько лет. По мнению Наговицына, даже в этих условиях можно нормализовать ситуацию.
- Но ни в коем случае нельзя действовать методом тыка – даже научного, есть риск навредить Байкалу так, что потом исправить ситуацию будет невозможно, – заявил сенатор.
«Мы только начали двигаться в этом направлении»
Вячеслав Наговицын уверен: если «закрыть» Байкал от туристов – а такие предложения поступают – «будет только хуже».
- Надо, как и во всём мире, развивать туристическую инфраструктуру, – отметил он. – Сегодня трудно найти человека, который будет кидать мусор мимо урны, если она стоит рядом. Другое дело, если этих урн нет. Поэтому места для отдыха нужно обустраивать, обозначать: вот это – зона туристического прибытия, где можно поставить мангал, разжечь огонь, сходить в туалет. Мы только начали двигаться в этом направлении. Такие места уже есть, хоть и не везде. Местные власти ввели плату – 100 рублей. Сначала это вызвало некое отторжение, но потом, когда люди увидели, что там чистота и порядок, сказали, что цена нормальная.
О том, что туристам приходится платить за въезд на священное озеро, СМИ сообщали ещё несколько лет назад. Корреспонденты ГТРК Новосибирск выяснили, что охрану природных ресурсов и благоустройство береговой линии Байкала взяла на себя некая подрядная организация. Для удобства гостей там установили беседки, туалеты и мусорные баки. В 2015-м году стоимость такого отдыха на дикой природе составляла 200 рублей в сутки за автомобиль. Однако не все понимали, за что берётся плата
Комментируя эту ситуацию на одной из пресс-конференций, бывший глава Бурятии сообщил: въезд на берег озера и, в частности, на территорию особой экономической зоны «Байкальская гавань», должен быть бесплатным для всех. А вот на услуги по уборке мусора придётся раскошелиться.
- Могу ответственно сказать, что в «Байкальской гавани» денег за посещение пляжа с туристов никто не берёт: только за различные корпоративы и свадьбы – по 250 рублей с человека. И это только на участке «Турка», в других местах подобного нет. Что касается берега, то он доступен всем. В Энхалуке мы создали все условия, чтобы можно было отдыхать, не вредя экологии. Для этого оборудованы специальные автомобильные стоянки, места для костров, столы, туалеты. Деньги берут только за обслуживание, чтобы потом можно было убрать мусор, навести порядок – рассказал Наговицын. – Никто не просит платить за то, чтобы просто искупаться и позагорать.
А минувшим летом выяснилось, что эту практику взяли на вооружение и власти других населённых пунктов. В частности, отдых стал платным в местности Лемасово в Кабанском районе.