нападение
6821

«В парне что-то копилось и вышло наружу в дикой форме»

Директор школы в Сосновом Бору рассказал, из-за чего обезумевший подросток мог устроить кровавую бойню

Фото: соцсети

С момента вооружённого нападения в военном городке на окраине бурятской столицы прошло ровно две недели, но ажиотаж вокруг него не утихает. Напомним, утром 19 декабря в школе № 5 в один из кабинетов на третьем этаже бросили бутылку с зажигательной смесью. Начался пожар, и тут же подросток с топором в руках набросился на учительницу, а после – на ребят, которые в тот момент находились в классе. Спасаться им пришлось бегством.

В кровавой бойне пострадали семь человек, включая самого девятиклассника, учинившего расправу. На минувшей неделе парня перевели из больницы в СИЗО. Туда же отправили двух его соучастников.

Ранее уже выдвигалась версия о том, что толкнуть школьника на этот страшный поступок могла «двойка» в четверти – так он хотел отомстить 41-летней учительнице русского языка и литературы Ирине Раменской. Такого же мнения, кстати, придерживается и сама преподавательница, которая во время нападения закрывала собой детей. Уже в ближайшие дни женщина покинет больницу, куда она в тяжёлом состоянии попала вместе со своими учениками.

Об этой трагедии сообщил ряд ведущих федеральных СМИ. Большой репортаж, посвящённый нападению в пригороде Улан-Удэ, ранее опубликовала «Медуза». А на днях там побывал корреспондент другого известного российского информационного портала – «Такие дела».

«Защита от враждебного мира»

Посёлок Сосновый бор считается частью Улан-Удэ, но находится на приличном расстоянии от города – примерно в двадцати километрах, отмечают «Такие дела». Ворота на территорию школы распахнуты, у входа в здание –  с десяток автомобилей. Самый заметный –  белая «Нива» местного участкового. И никаких военных, как на снимках, разошедшихся по информационным лентам. Однако первым, кого журналист Андрей Беспалов встретил в школьном холле, оказался майор военной полиции с двумя военнослужащими званием пониже – на месте, где раньше сидела вахтерша. Изучив паспорт гостя из Москвы, майор проводи его к кабинету директора школы Сергея  Разуваева. Тот визиту не обрадовался.

- Произошедшее стало для всех нас шоком, –  признался Сергей Разуваев. –  Обычный парень, ничем особо не выделявшийся, не хулиган. На учёте не состоял. Правда, достаточно закрытый. Когда был маленьким, учился хорошо, к девятому классу скатился на тройки. У него нормальная, полная семья, там есть ещё два сына, младшие, четыре и семь лет.

Со слов отчима, девятиклассник собирался стать военным или следователем. Конфликтов между ними не было, отношения казались ровными. Да и когда конфликтовать, когда отчим весь день на службе. Родной отец школьника –  военный пенсионер ГРУ. Из семьи он ушёл, когда сыну было года три.

Сергей Разуваев считает, что двойка в четверти – только повод.

-  Настоящую причину, мотив, толкнувший подростка на преступление, надо искать. Дети сейчас другие: вроде и семья благополучная, и в школу ходит, не пропускает уроки, но настоящая его жизнь – в Интернете. В парне что-то копилось и вот, вышло наружу в такой дикой форме. Проснулось звериное, и начал топором махать направо и налево, – отметил директор. –  Но агрессия эта, я думаю, не против учащихся, не против школы и учителей. Это своего рода защита от враждебного мира. Мне вот все говорят: а как школа просмотрела? А у нас нет эффективных инструментов, чтобы распознать, что с ребёнком что-то не то творится. Психолог есть, но он один на тысячу с лишним учащихся. Тестирование провести? Ну, давали нам тесты по «синим китам», их все школы города проходили в прошлом году. А толку? Сказали, у вас всё в целом нормально, результаты тревоги не вызывают.

Причастность нападавшего к криминальному движению АУЕ  руководитель учебного заведения опроверг.

-  В молодёжной среде это популярно, да. Всё же Бурятия –  край тюрем и зон. Но в Сосновом бору – военный городок. Здесь всё строго, все всех знают. АУЕшников в школе нет, как и во всём городке. Это я вам точно говорю, – заверил Сергей Разуваев.

«Убийство не по понятиям»

С директором согласны и ученики, с которыми пообщался корреспондент «Таких дел». Случившееся в школе они, похоже, воспринимают как эпизод триллера. Экшн!

- У  нас АУЕ нет, – заявил старшеклассник, попросивший не называть его имени. –  Не осталось в школе людей, которые к преступному миру тянутся. Кто-то из них окончил школу, кто-то потерял интерес к АУЕ. Все спортом сейчас увлекаются.

Но про тюремную субкультуру здесь,тем не менее, знают все.

- АУЕ – это как полиция в государстве. Следят за порядком. У меня есть друзья оттуда, – признался собеседник  издания. –  Они говорят, что ни у кого денег на общак не вымогают, что брехня это, всё сами сдают. Я даже на одном их собрании был – случайно, так получилось.  Видел, как они дела решают. Это как… депутат есть же в каждом районе – так и смотрящие в АУЕ. Они действуют быстрее, чем полиция! Например, украли у кого-то телефон, и если его в течение трёх дней никто не стал искать, то продают. А если узнали, что человек ищет –  подкинут ему.

Старшеклассник уверен: то, что произошло в его родной пятой школе, с АУЕ никак не связано.

- Есть такая группировка, не помню, как называется, «Колумбайн», кажется. Участники этой группы подражают террористам в Америке, которые ворвались в школу и много народу постреляли, – отметил он.

Школьник вспомнил, что девятиклассник, который набросился на учительницу  и ребят с топором, был в футболке, которую носят «колумбайнеры» и заявил, что раньше такой на нём никто не видел.

- По понятиям АУЕ произошедшее в Сосновом Бору относится к тому, чего делать нельзя. Убийство невинного человека или просто избиение запрещено. Члены АУЕ не пойдут на убийство детей или учителей. То, что совершил тот парень – беспредел. У него какие-то личные проблемы, – предположил собеседник «Таких дел». –  Допустим, хотел кому-то отомстить, но топором по семиклассникам… АУЕ это осуждает. Кражи –  нормально. Но у бедных – точно говорю – они ничего не берут. А вот к депутатам всяким запросто залезут –  это можно. Как по мне, АУЕ – пустая трата времени. Им просто деваться некуда, выбора нет. И романтики там нет никакой.

«По принципу дедовщины»

Московский журналист пообщался и  со своими коллегами из Бурятии. Корреспондент  телекомпании «Ариг Ус» Артемий Ушаков тоже не склонен считать, что девятиклассник, учинивший расправу, попал под влияние АУЕ.

ЧП в Сосновом бору прокомментировала также декан юридического факультета Бурятского госуниверситета Эльвира Раднаева. По её мнению, криминальная субкультура сегодня становится контркультурой – то есть открыто противопоставляющей себя обществу.

-  В Бурятии ужасающая статистика по несовершеннолетним. Суицид, наркомания, токсикомания. Целые деревни живут за счёт торговли наркотиками. Они привыкли получать лёгкие деньги. Военный городок живёт по принципу дедовщины. А дедовщина – эта та же криминальная субкультура. Отец и отчим –  военнослужащие, – отметила она. –  Говорят, отец школьника бегал за женой с топором. У него отцовская модель поведения мужчины в стрессовой ситуации –  взять топор.

В тот роковой день в Минздраве рассказали: нападавший после расправы хотел свести счёты с жизнью. Эльвира Раднаева тоже уверена, что это была попытка самоубийства. Она рассказала «Таким делам», что следует предпринять, дабы избежать новых трагедий.

-  Во-первых, нужно обеспечить информационную безопасность на уровне государства и общества. Закон о защите детей от информации, наносящей вред здоровью, не работает, – считает декан юридического факультета БГУ. – Во-вторых,  заняться вопросами укрепления семьи на государственном уровне. Если ребёнка в семье любят, внимательны к нему, общаются с ним, вместе проводят время, он не будет просиживать за компьютером сутками.

Не менее важную роль, по мнению эксперта, имеет и просветительская работа.

- Правоохранительные органы своими силами никогда не одолеют преступность. Карательные меры результата не дают, только озлобляют общество. И, наконец, должна появиться система правового просвещения. Правовое воспитание было в советские годы, что позволяло держать преступность под контролем. Школьники изучали основы правоведения. Это надо возродить, но в новых формах, которые воспримут нынешние дети, – заключила Эльвира Раднаева.

С полной версией статьи можно ознакомиться на портале «Такие дела».

Уборщица вместо охранника и слово из трёх букв

Напомним, в учебном заведении,  где две недели назад развернулась  кровавая бойня, провёл проверку аппарат уполномоченного при президенте России по правам ребёнка. Там выявили вопиющие нарушения.

Так, выяснилось, что школу не охраняли должным образом. За неимением квалифицированных сотрудников с соответствующим уровнем образования и профессиональной подготовки за безопасность детей отвечала уборщица. Женщина даже не была ознакомлена с инструкцией охранника. Именно она сидела на вахте в момент нападения. Кнопки экстренного вызова полиции нет, в здании установлены всего четыре камеры видеонаблюдения – две по периметру, одна – около входа и ещё одна – у запасного выхода. Контроль коридоров и кабинетов не осуществляется.

В школе, как оказалось, царили воровские законы. На мебели и в других местах нашли надписи, пропагандирующие криминальные группировки среди учащихся. Речь, в частности, идёт о пресловутом АУЕ. А ещё туда направляли работать осужденных за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, лёгкого вреда с применением оружия, а также за угрозу убийством. Люди, у которых есть проблемы с законом, трудились дворниками и на кухне. Не занимались в образовательном учреждении и профилактикой преступлений.

Ранее некоторые СМИ также связали ЧП в военном городке с группировкой АУЕ, которая якобы действовала в школе № 5. В частности, об этом сообщало «Эхо Москвы».  Один из слушателей радиостанции заявил: нападение организовали для того, чтобы напугать детей, отказавшихся сдавать деньги на «общак». Версию об АУЕ позднее подтвердили и результаты анонимного анкетирования, которое провели в образовательном учреждении ещё в ноябре-декабре прошлого года.

На днях администрация «ВКонтакте» удалила девять «колумбайн»-сообществ, а также посты схожей тематики с четырёх страниц, сообщает официальный сайт Роскомнадзора. В ведомстве пояснили: в этих группах публиковалась информация, способная побудить несовершеннолетних к асоциальным поступкам, результатом которых мог стать суицид. Ранее Роскомнадзор внёс ссылки на указанные паблики в Единый реестр запрещённой информации. Отметим, сегодня в опасных сообществах в соцсетях состоят тысячи детей из Бурятии –  они поклоняются известным маньякам и убийцам.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях