- Господин Хашчулуун, после введения безвизового режима Бурятию посещает все больше монголов. По вашему мнению, какое впечатление остается у монголов от посещения республики? Какие достопримечательности представляют для наших братьев наибольший интерес?
- Я думаю, что у монгольских граждан остаются приятные впечатления от республики и Улан-Удэ, который, как я слышал, становится все красивее. Надо сказать, что туристический поток делится на две части - настоящие туристы, которые хотели бы посмотреть Улан-Удэ, побывать на Байкале, помолиться Хамбо ламе Итигэлову, и более приземленные люди, которые в первую очередь интересуются товарным потенциалом. Поэтому у этих потоков разные цели и разные составы. Как я понял, многим нравятся блюда бурятской, российской кухни. Ее сервис и качество тоже очень важный фактор. Я думаю, со временем первый поток будет расти, а второй, пожалуй, постепенно замедлится, так как невозможно заниматься шопингом все время. А вот презентацию туристического потенциала Бурятии наверняка надо расширять, так как первозданной природой, буддийскими монастырями монголов трудно удивить. Это, кстати, касается и Монголии, которая сама пытается привлечь китайских, корейских, японских туристов. Их тоже не удивить красивой природой и буддийскими монастырями. Поэтому в Монголии сделали упор на культуру, историю, этнографию. Я думаю, что Бурятия, наверное, в ближайшие годы создаст новые привлекательные маршруты. Лечебный туризм, думаю, будет интересен, я слышал, что в Бурятии множество лечебных источников. Но проблемой номер один остается прохождение границы, из-за которого потенциал туризма не осваивается полностью.
- В этой связи насколько глубоки познания монголов о происходящем в Бурятии? На какие изменения они обращают внимание в первую очередь? В частности, в 2017 году избран новый глава Бурятии.
- События в Бурятии, как части монголосферы, разумеется, имеют свой отклик в Монголии. В последнее время развиваются международные отношения, и все больше монголов узнают о Бурятии. Для поездок во Внутреннюю Монголию и Китай для монголов не существует виз уже почти 30 лет. Мы смотрим телевизионные новости Внутренней Монголии, а они показывают на своих телеканалах концерты монгольских артистов, активно идут культурные обмены делегациями, экспертами, профессора МонГУ по приглашению преподают в вузах Внутренней Монголии, множество монголов отдыхают в Хөх-Хото, столице Внутренней Монголии, посещают мавзолей Чингисхана в Ордосе. В то же время, пожалуй, такого развития не было в отношениях с Бурятией, возможно, в силу языкового барьера, визовых проблем. Однако уже есть некоторые позитивные сдвиги в силу безвизовых поездок, развития Интернета. В Монголии рады видеть новую и динамичную управленческую команду Бурятии. Первый бизнес-форум 2018 года тоже был успешен, поскольку потенциал взаимодействия очень высок. Действительно, как говорится, иногда, вместо того чтобы искать где-то далеко, лучше посмотреть и найти резервы сотрудничества вблизи. Рыночный потенциал Бурятии не так уж известен в Монголии, поэтому такой форум явился перспективным начинанием.
- Каким, на ваш взгляд, выглядит будущее российско-монгольского экономического сотрудничества? Каков вклад в них может внести Бурятия?
- На данный момент российско-монгольское экономическое сотрудничество очень вялое. В то время когда экспорт Монголии быстро растет, экспорт монгольских товаров в Россию упал до мизерных цифр. Оборот торговли между странами в 2012-м составлял 1,97 млрд долларов, но снизился всего за три года почти на 50%, причем в основном за счет падения российского экспорта в Монголию: с 1,847 млрд долларов в 2012-м до 1,021 млрд. В 2016 году Монголия торговала со 152 странами мира, но вот экспорт в Россию из Монголии составил всего 55 млн долларов, а экспорт Монголии только в Британию, например, превысил в 10 раз экспорт в Россию, составив 557 млн долларов.
С 2015 года разница между экспортом Монголии в Россию и монгольским импортом из вашей страны стала просто неприличной – тогда в Россию мы экспортировали товаров на 76 млн долларов. Это капля в море по сравнению с тем, что она вывозит на рынки азиатских стран и Западной Европы. Япония ввела режим свободной, беспошлинной торговли на тысячи видов монгольских товаров; Европейский союз дает торговые преференции для 7500 видов монгольских товаров; Южная Корея и Китай хотят также освободить монгольские товары от пошлин. В то же время по качеству, дизайну, цене монгольские товары (продукты легкой и пищевой промышленности, созданные из качественного органического сырья) все более конкурентоспособны. В этом отношении, я полагаю, давние связи монгольских компаний с потребителями Бурятии могли бы послужить основой для более успешного входа на российский рынок. В целом, на мой взгляд, с начала 90-х годов Монголия всецело переориентировалась на рынки АТР. И эта тенденция будет и дальше усиливаться. Азия сейчас сердце глобальной индустрии, и от того, насколько успешно Монголия сможет войти в производственные звенья Азии, зависит и дальнейший рост ее экономики. Насколько я понимаю, визит главы Бурятии создал возможность ускорения развития экономических отношений между Монголией и Россией, что важно для совместного бизнеса.
- Есть ли у монгольского бизнеса интерес к инвестированию в проекты в Бурятии?
- Я думаю, что такой интерес, безусловно, есть. Поскольку Монголия сама развивающаяся страна, то ее инвестиционный потенциал не так высок, но растет довольно быстро. В 2012 году Монголия вошла в пятерку стран мира с самой высокой долей инвестиций в валовом продукте. С тех пор инвестиции и экономический рост в стране заметно замедлились, но после выборов 2016 года экономика страны снова стала расти быстрыми темпами. Ведущие компании страны, такие как МАК, концерн «Шунхлай», Банк развития и торговли, «М Си Эс», инвестировали совокупно миллиарды долларов в экономику, создав за считанные годы крупные производственные мощности в горнорудной, тяжелой и легкой промышленности, в сфере мобильных коммуникаций. По производству цемента, например, Монголия вышла на уровень таких развитых стран, как Австрия или Швейцария. Поэтому крупные монгольские инвесторы располагают потенциалом для инвестирования.
- Какие бурятские бизнесмены наиболее известны в Монголии?
- Здесь, разумеется, лидером является «Абсолют». Компания растет на монгольском рынке и, на мой взгляд, нашла свою нишу. Поэтому всячески желаю ей дальнейших успехов на монгольском рынке.
- Как иногда образно выражаются, Монголия оказалась зажатой между двумя вечными соседями. Очевидно, что это подвигло руководство страны на сотрудничество с «третьими соседями». И всё же какую пользу в первую очередь может извлечь Монголия из соседства с Россией и Китаем?
- В первую очередь это транзит между Китаем и Россией. Сама экономика Монголии невелика и не может создать достаточный товарооборот. Но транзит между двумя огромными экономиками России и Китая может создать множество плюсов для монгольской экономики. Близость к АТР дает шанс экономике Монголии выиграть от роста экономики соседнего государства.
- В Монголии уже как полгода президентом избран Халтмаагийн Баттулга. Какова его поддержка населением в настоящее время? Какие его наиболее значимые достижения или ошибки на этом посту вы бы отметили?
- Я не политолог, и мне трудно судить о таких тенденциях. По Конституции, Монголия - парламентская страна, и реальная власть принадлежит парламенту и правительству, созданному парламентским большинством. Парламент сейчас прилагает все усилия для скорой стабилизации экономики и быстрого выхода из кризиса. Статистические данные показывают, что «здоровье» экономики быстро улучшилось со времен последних парламентских выборов.
- Президент Баттулга в ходе участия в Восточном экономическом форуме в сентябре прошлого года во Владивостоке заявил о планах транспортировать полезные ископаемые в АТР через российские порты. Находит ли эта идея поддержку в обществе, ведь их главный потребитель - Китай?
- Гипотетически возможность экспортировать в АТР через российские порты существует. И такая возможность всячески должна быть поддержана, но, к сожалению, в Монголии практически нет ни необходимой номенклатуры товаров, ни достаточного объема этих товаров для экспорта в АТР через российские порты. Экономическая целесообразность также важна. Для страны в первую очередь необходимо развитие транспортной инфраструктуры для кратчайшего выхода напрямую на рынки АТР с минимальными транспортными расходами. В Гоби с монгольской стороны в последнюю декаду активно строится новый транспортный коридор от мегапроектов «Тавантолгой» и «Оюутолгой», состоящий из ряда железнодорожных и шоссейных проектов, направленных на улучшение конкурентоспособности монгольских товаров на экспортном рынке, нацеленный на главный рынок для Монголии, рынок стран АТР. Здесь уже построено шоссе, ведутся земельные работы для прокладки железной дороги, расширяются пункты перехода через границу. Монгольская сторона намерена завершить в ближайшем будущем проект дорог, проект тысячелетия или строительство сети современных шоссе, связывающих запад и восток Монголии, то есть, по сути, Центральную Азию и Корейский полуостров кратчайшим образом, через Монголию.
- Как сильно на ситуацию в стране повлияла смена кабинета министров и смена лидера правящей Монгольской народной партии? Удалось ли правительству и президенту Монголии согласовать свои политические программы?
- По закону смена лидера партии не влияет на программу правительства, которая была утверждена парламентом после парламентских выборов, то есть в 2016 году. Только правительство уполномочено, по Конституции, являться исполнительной властью. И правительственная программа согласовывается только с долгосрочной программой развития страны (Стратегия устойчивого развития Монголии до 2030 года ратифицирована парламентом в 2015 году).
- Какие факторы и шаги правительства положительно повлияли на переход Монголии к новому витку роста экономики? Каковы прогнозы по ВВП вы ожидаете в 2018 году?
- Финансовая дисциплина, уменьшение бюджетного дефицита, рост торговли положительно повлияли на экономику. Рейтинги монгольских ценных бумаг на мировых рынках значительно укрепились за последнее время. Умелое сотрудничество с МВФ позволило Монголии переструктурировать внешние долги, значительно снизить проценты внешних займов, ослабить бремя платежей по займам. В 2018 году ожидается рост экономики примерно в 4%.
- С учетом выправления ситуации в экономике насколько оправдано выполнять все условия, диктуемые МВФ для выделения финансов Монголии. Ведь растет социальная напряженность, в частности, недавно у вас прошла акция протеста профсоюза горняков?
- Затягивать пояса не любит никто, и, конечно, профсоюзы в начале года продемонстрировали свою нелюбовь к растущим налогам и замораживанию зарплат. Тем не менее поддержка МВФ сыграла огромную роль в стабилизации экономики страны. Монголия при поддержке МВФ получила пакет финансовой помощи в размере 5,5 млрд долларов. Эти финансовые влияния финансируют уже огромное количество инвестиционных проектов - от проекта монголо-индийского нефтеперегонного завода стоимостью 1 млрд долларов до программы застройки столицы современными районами для уменьшения смога, на которые будет потрачено 500 млн долларов из кредита, уже полученного от Южной Кореи. Через месяц будет определен окончательный список проектов новых районов и инфраструктуры столицы, которые будут построены за счет этого кредита. В столице уже началась стройка новых двухъярусных развязок, через несколько месяцев войдет в строй новейший пассажирский аэропорт в долине Хушигт, построенный японской корпорацией «Мицубиши», который сможет сразу удвоить пассажирский поток. Планируются строительство огромной электростанции в Гоби, перестройка и расширение мощностей существующих электростанций в столице и регионах, что практически удвоит производство электричества в стране через несколько лет. Экономический рост превысил 4% в 2017 году, дефицит бюджета снизился, а валютные запасы достигли 3 млрд долларов. Это лучший результат за последние десятилетия. Ожидается, что 2018 и 2019 годы дадут еще более быстрые темпы роста экономики.
- Ваши пожелания нашим читателям.
- Я надеюсь, что быстрый рост экономики Монголии может предоставить множество возможностей для успешного сотрудничества между компаниями Монголии и Бурятии. Было бы прекрасно, если бы эти возможности воплотились в реальные совместные проекты.