Один из участников первой акселерационной программы «Республика» Виталий Богатов рассказал о своём продукте AIZA - технологии таргетированной рекламы оффлайн, а также о том, что пришлось пройти, чтобы реализовать идею, о победах и неудачах, специфике бизнеса в Бурятии и в больших городах России.
О проекте
- Я генеральный директор компании «Итолла», которая занимается исследованиями в сфере искусственного интеллекта, сейчас запускаем проект под названием АIZA. Он направлен на увеличение продаж с помощью таргетированной оффлайн-рекламы. Два года назад я переехал в Новосибирск, где познакомился со Степаном Поспеловым. Как оказалось, он тоже из Улан-Удэ. Сфера его интересов - информационные технологии, искусственный интеллект, нейрохирургия. Тогда мы решили соединить мой опыт в предпринимательстве и его наработанные технологии. Таким образом, создали компанию. Наша компания находится в Новосибирске, так как там есть определенная инфраструктура для работы в нашем направлении, люди, которых можно привлечь на аутсорсинг. Там есть большой технопарк в Академгородке, где работают такие компании, как «Яндекс», «Сбербанк-Технологии» и многие другие. К сожалению, в Улан-Удэ такой инфраструктуры нет, надеюсь, что в скором времени она появится.
Как это работает
Вы подходите к стойке в кофейне, где стоит наш планшет и считывает информацию с покупателя. Мы проводили исследования и поняли, что table tent (реклама на столах) не работает. Наш же планшет моментально считывает информацию фронтальной камерой вплоть до эмоций. Например, в Новосибирске у одной компании были диетические сэндвичи, но их никто не брал, так как бармены просто их не предлагали. А когда мы запустили AIZA, продажи выросли в два раза. Наше оборудование поможет предложить вам то, что заинтересует покупателей.
Команда
У нас в команде шесть человек: я, технический директор Станислав Поспелов, андроид-разработчик Вадим Богачев, data sсientist – эксперт по аналитике Иван Шмаков, главный маркетолог Иван Черкашин, разработчик Павел. Это основной костяк. Многие приходят к нам работать временно, безвозмездно дают нам ценную информацию.
Цель
Планируем запустить бизнес в Улан-Удэ и Москве. Думаем, что если мы продадим здесь, то в больших городах нам будет намного проще. Наше оборудование стоит около 10 тысяч рублей и примерно в 120 рублей ежемесячно будет обходиться сервис. Также мы ищем постоянных инвесторов. Думаем, в скором времени на рынке в Бурятии появится наше оборудование в нескольких ритейлах. По крайней мере, мы идем к этой цели. В будущем хотим подать заявление на грант. Недавно встречался с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, надеюсь, что все получится.
Мы продадим вам то, что вы любите
Наша задача - поднять лояльность покупателей. Я не люблю стоять в очередях в больших магазинах и не понимаю, почему скапливаются люди при наличии 6 - 7 касс. Нам интересно изучать людей, каким образом они тратят деньги, что потребляют, в общем, все их поведение. В будущем хотим создать магазины, в которых не нужно будет проводить много времени. Будет существовать магазин на 40 квадратных метров, а на улице размещены ячейки, покупателям надо лишь забрать свою покупку или заказать доставку на дом.
О первом фастфуде в Улан-Удэ
В Улан-Удэ окончил школу №26 в 2003 году, затем - филиал Новосибирского государственного университета. Уже давно занимаюсь бизнес-проектами. В 2011 году открыл «Макбургерс». В то время мне говорили, что идея нулевая. Но я пошел на риск, и тогда это был первый профессиональный фастфуд в нашем городе. Какое-то время был коучем по целеполаганию в Новосибирске. Стартапами занимаюсь давно, это занятие стало моей жизнью, поэтому не мог не принять участие в «Республике».
Об участии в акселераторе
К сожалению, я не мог присутствовать на трехдневной программе deep dive от YellowRockets, так как у нас в это время проходило одно важное мероприятие. В свое время я принимал участие в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ), самом мощном акселераторе России. Существуют другие, не менее крутые акселераторы, например, Российский венчурный фонд (РВК). ФРИИ входит в десятку самых мощных венчурных фондов мира, а РВК - в двадцатку. В YellowRockets тоже крутые ребята, они запустили несколько масштабных проектов с неплохими кейсами. Они молодцы, что приехали в Улан-Удэ, потому что представители ФРИИ в ближайшее время не смогли бы сделать этого. У нас нет соответствующей инфраструктуры. А вот в Якутии она есть, и ФРИИ там уже были не раз. Нам сложнее, мы только начинаем. И это здорово, потому что мы обязательно придем к определённым результатам.
Развитая инфраструктура - основа успешного стартапа
Нам не хватает инфраструктуры – технопарка, системы, которая укажет путь начинающим стартаперам. Думаю, что начало есть, а значит, уже через пару лет ситуация должна измениться. Допустим, в том же Новосибирске, если ты обращаешься в акселератор, тебе сразу выделяют определенную зону в open space пространстве, и ты сразу становишься участником a-start. Далее если пройти отбор, то тебе выделяют место, а опытные юристы консультируют. Они дают советы на тему, как зарегистрировать свой товарный знак, раскрывают определенные технологии, то есть этим занимаются люди, которые поддерживают стартапы на разных уровнях. Мы несколько раз выступали на конкурсе ФРИИ, знакомились с разными инвесторами в Москве. В Новосибирске одна из самых сильных площадок в этом плане. Интересно и то, что первый, кто вложил в нас деньги, – это был 2ГИС. Отчасти на них мы и разработали наш продукт.
Провал способствует удаче
У нас был печальный опыт. В марте 2017 года мы сделали никому ненужный продукт под названием «Хронос». Он был размещен перед входом в учреждение, чтобы фиксировать опаздывающих на работу. Мы наивно полагали, что у нас востребованный продукт. Идентификация составляла 99,6%, а нужна была 100%-ная точность. Если человек проходит в шапке или закрывает лицо руками, то распознать его гораздо сложнее. Мы работали над ним в течение трех месяцев. Сейчас мы создали новый проект и надеемся на лучшее.
Нас ждет стартап-лихорадка
Я рад тому, что в Улан-Удэ развивается акселерационная программа. Считаю, что развивать сферу IT намного проще и дешевле, чем сельское хозяйство. Создать фабрику дорого, но создать приложение, которое может охватить весь мир, проще. В Бурятии есть прекрасный пример Анжея Жимбиева. Может, в будущем он спасет миллионы жизней с помощью своих разработок. После того как в Бурятии будут запущены стартапы, обмен информацией будет происходить живее, а если проекты начнут приносить прибыль, то тут все повально будут создавать стартапы. Людям нужен пример. Как было с нефритом: один заработал и все подумали, что это так легко, и тоже отправились на его поиски. С биткоином ситуация похожая. То же будет и со стартапами.