В редакцию обратился предприниматель, пожелавший остаться неизвестным. Антон (имя изменено – прим.ред), приехавший три года назад в Бурятию, открыл свой небольшой магазин. Поначалу, конечно, были определенные трудности, но подружившись с местными жителями у него вскоре стали появляться постоянные клиенты. Дела пошли в гору, и, казалось бы – торгуй да радуйся, но с недавних пор его начали шантажировать.
- Полгода назад это началось. Молодые люди лет 16-17 начали приходить и требовать деньги, угрожали, что останусь без бизнеса. Стол мне сломали, с собой утащили с прилавка бутылки пива, сигареты и шоколадки на сумму около тысячи рублей. Сказали, в следующий раз придут, чтобы деньги были готовы, - рассказал infpol.ru предприниматель.
По его словам, такие угрозы поступают и в адрес многих других предпринимателей.
- Я спрашивал у коллег, скажем так. Они отдают по тысячи, по две. Уже как будто это принято. Но ведь это же ненормально.
За комментарием мы обратились в один из ЧОПов нашего города, где подтвердили, что такое вполне возможно.
- Такие всплески были в 2008 году, и это возрождается вновь. Молодежь 13,15, 17 до 25 лет оказывает давление на предпринимателей. Крупные торговые точки они, как правило, не трогают. Пытаясь воздействовать на маленькие павильоны, магазины, требуя суммы от 500 до 2000 рублей. В некоторых случаях бывает и 5000 рублей в месяц. В свою очередь они гарантируют, что их магазин они же не подожгут. Если вспомнить 90-е годы, тех же самых «крыш», которые за деньги защищали от других преступных группировок, решали вопросы по взысканию дебиторской задолженности, завоевание рынка, вхождение на рынок, то сейчас мы видим совсем другую картину. Они обещают за деньги не поджечь их, - говорит Евгений Бабенко, директор охранного агентства «Дельта».
И самое интересное, никто не застрахован от того, что могут прийти на следующий же день другие подростки и по аналогичной схеме требовать.
- Они друг от друга не зависят, никем не управляются, - уточняет Евгений Бабенко.
Больше всего, по словам сотрудников охранного агентства, нападения совершаются летом и осенью.
- Как правило, тогда, когда приезжают поступать абитуриенты из районов. Попадая в большой город, им кажется, что они хозяева жизни. Им хочется красивой жизни, а денег не хватает. Так они идут на преступления. Во второй половине сентября и октября попадаются абитуриенты, которые либо не поступили, но остались в городе, либо студенты, живущие в общежитиях. И с ними же школьники старших классов из городских школ.
В такие периоды, как признаются сотрудники ЧОПа, клиентов у них становится больше.
- Когда же «страсти» утихают, предприниматели в целях экономии обращаются к маленьким охранным предприятиям. Но, прежде чем выбирать ЧОП, конечно, нужно обратить внимание на несколько критериев. Один из них - каждое охранное предприятие должно иметь лицензию на определенный вид услуг. Нужно посмотреть обязательно штат сотрудников, наличие удостоверений, разрядов у охранников. Если брать, допустим, пультовую охрану, то в каждом районе должно быть минимум по две машины, в котором должно быть по два вооруженных бойца. Это 12 вооруженных охранников по городу. При работе сутки через двое получается 36 человек плюс 4 человека на пульт. Более-менее серьезное предприятие должно иметь не менее 50-60 человек. А вообще анализ охраны предприятий проводится по не менее, чем 80 критериям, - говорит Евгений Бабенко.
АУЕ в школах
В конце января этого года декан юридического факультета БГУ обнародовала данные тестирования, где внушающее количество учащихся подтвердило, что в их образовательном учреждении распространена данная субкультура.
- По результатам анкетирования на вопрос «слышали ли вы о таком движении, как АУЕ?»: ответили «да, слышал» - 77,6 % школьников, 87,8% учащиеся ссузов, 60,6% учащиеся спец.центров. В целом не менее 80% от общего количества опрошенных подростков и педагогов осведомлены не просто о наличии криминальной субкультуры, а знают, что такое движение «АУЕ». На вопрос «распространены ли криминальная субкультура, движение «АУЕ» в Вашей школе или микрорайоне» положительно ответили: 21,6% школьников (причем 38,3% затруднились ответить), 34,1% учащихся ссузов (35,6% затруднились ответить), 29,5% учащихся спец.центров (26,5 затруднились ответить). В целом почти каждый третий опрошенный подросток ответил, что в их микрорайоне или школе распространены криминальная субкультура, движение «АУЕ», - написала на своей странице в Facebook декан юридического факультета БГУ.
В свою очередь жители города обеспокоены своим будущим.
- Как-то забирала ребенка из школы и увидела, как на улице дети постарше дергали и толкали школьников, требуя деньги. Придя домой, начала переписываться с другими родителями, но уже не из нашей школы. Так вот, оказывается, многие знают, что рэкет в школах существует, только закрывают на это глаза. Авось, пронесет, и моего не тронут. У этих вымогателей даже есть своя определенная схема – со школы, где учатся дети более или менее обеспеченных семей, они находят слабеньких, расспрашивают, чем занимаются их родители и требуют большую сумму. Со школьников из отдаленных микрорайонов требуют поменьше. Если честно, становится очень страшно жить. Такое ощущение, будто представителей этой субкультуры становится все больше.