Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии дала большое интервью на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ в программе «Большой повод». Она рассказала, как оценивает свою работу по прошествии двух месяцев, а также о том, какие проблемы отрасли отмечает, как самые важные и требующие незамедлительных решений.
В начале интервью ведущий Игорь Озеров поинтересовался, с чем связано решение резко сменить деятельность и попробовать свои силы в качестве министра.
- Я заметила, что меня в последние годы тянет на какие-то приключения, если можно так сказать. В 2013 году я пошла на выборы в Хурал, куда решила идти буквально за 2,5 месяца до выборов. Конечно, мы понимали, что за этот срок выборы выиграть нельзя, но было интересно. До сих пор вспоминаю это незабываемое время. И на конкурс на министра культуры я подала заявку, потому что мне было интересно поработать в команде Алексея Самбуевича с высокими и жёсткими целями и планами войти в двадцатку лидеров среди регионов России. Мне всё это импонирует и хочется попробовать себя. Наверное, это для меня очередное приключение и очередная проверка сил. В издательстве все на ногах, все работает, команда сильная, смена хорошая, так что отпустила без сомнений, - рассказала Соелма Дагаева.
Она вспомнила, что на выборах-2013 были свои сложности.
- Я шла против административного ресурса. Было такое, что, когда приезжала в район, боялись приходить на встречи, боялись руку подать или закрывали передо мной двери. Электроэнергию отключали, плакат повесишь – сорвут или усы нарисуют. Но я адекватный человек, поэтому все равно подружилась со многими. Если говорить о конкурсе, то все было намного дружелюбнее. Атмосфера взаимного уважения, - рассказала министр.
Ведущий поинтересовался, насколько совпали ожидания и реальность работы министра.
- Мне сложно говорить об ожиданиях, потому что я и не ожидала чего-то, так как всю жизнь проработала в частном бизнесе. Имела плохое представление о госструктуре. Поэтому я ничего не ожидала, а просто вышла и начала работать. Пока не было такого, чтобы меня за что-то отчитали, чтобы я не смогла ответить, или чтобы подвела министерство. Я очень стараюсь, и сейчас начала понимать, что и как работает. У государственной службы есть своя логика. Мне нравится, что все решения отслеживаются, нет такого, что какое-то поручение забылось. На планёрках у главы Бурятии встаёт человек и докладывает - столько-то было поручений, такие-то поручения не выполнены. Все отработано, отстроено, четкая дисциплина, - ответила на вопрос Дагаева.
Руководитель отрасли старается лично навещать районы.
- Когда я езжу по районам, обязательно захожу в детские школы искусств, и вижу, что потребность родителей в том, чтобы их дети обучались в детских школах искусств гораздо выше, чем сейчас мы можем себе позволить. У нас маленькие здания, нам не хватает кадров. Есть исключения, конечно – например, в Хоринске очень хорошая ДШИ, работает приезжий хореограф. 23 марта у нас будет большая встреча, на которую приедут все работники культуры со всех районов. Уже складывается определенная картина. В пример ставим Кижингинский район, как они решают проблемы кадров на селе. Начали с работников сельского хозяйства, постепенно перешли на другие сферы, в том числе культуру. Каждому специалисту, который остается, дарят десять ярочек и небольшую денежную помощь. Это их программа, которую они приняли сами. И в то же время есть район, в котором закрыли пять библиотек. Я сказала – восстанавливайте, мы не можем вниз скатываться, мы должны сейчас расти вверх, - говорит Соелма Дагаева.
По мнению министра, в районах республики дома культуры имеют особое значение.
- Вокруг сельского дома культуры все крутится, это центр притяжения. Бывают районы, в которых не дружно живут – например, не пускают представителей ТОС. Я везде призываю: ДК – это душа села, разговаривайте, общайтесь, притягивайте всех. Если смотреть на опыт последних лет, когда активизировалось движение ТОС, люди в первую очередь восстанавливают клубы, строят дома культуры методом народной стройки. Культура важна и должна быть движущей силой, - уверена она.
Также Соелма Дагаева затронула наболевшие проблемы отрасли – отсутствие зданий у театра «Ульгэр», Музея природы, цирка Бурятии, театра «Байкал» и других учреждений. Особое внимание она уделила строительству Национального музея, который жизненно необходим республике.
- У нас есть большой плюс, который очень вдохновляет – это музейные фонды. У нас огромная гуннская коллекция, буддийские и православные коллекции, богатая картинная галерея, но в музеях Бурятии сейчас выставляется лишь пять процентов от того, что мы имеем. Ни в одном субъекте Российской Федерации музейные фонды не хранятся в таких ужасных условиях, как у нас, и эту задачу надо решать срочно. Нигде такого нет – хранятся картины в полуподвальных помещениях и тут же работают батареи. Уменьшать тепло нельзя, мерзнут жители домов, но при этом наносится вред музейным ценностям. Наша задача сейчас – сохранить все это, - рассказала Соелма Дагаева.
Многие исторические экспонаты еще даже не учтены.
- В Кяхтинском краеведческом музее самая большая боль в том, что половина предметов из их фондов просто не учтена, и это всё тянется ещё с советских времён. Вот сейчас музей природы закрылся, а он был очень посещаемый - около двух миллионов рублей в год приносил на билетах. Почему нам и нужен Национальный музей - когда у нас появятся условия, мы сможем вывозить экспозиции из разных музеев и показывать их в одном месте, чтобы давать целостное представление об истории Бурятии, начиная с гуннских времён. У нас есть десять гектаров земли на Верхней Берёзовке за дацаном под Национальный музей, есть разработанная в 2012 году проектно-сметная документация, и в этом году в бюджет будет закладываться ещё пять миллионов рублей на то, чтобы обновить проектно-сметную документацию, - говорит министр.
Серьезные опасения вызывает хореографическое училище, которое готовит кадры не только для Бурятии, но и для всей Сибири. Здесь дети вынуждены заниматься в стесненных условиях, а само здание нуждается в скорейшей реставрации. Второй этаж пришлось закрыть из-за опасения того, что прогнивший пол может рухнуть. На полную реконструкцию необходимо 606 миллионов рублей – сумма немаленькая, учитывая, что в основном бюджет, выделенный на культуру, уходит на содержание других объектов, на выплаты зарплат и поддержание талантливых людей. Поэтому вопрос о реконструкции министр культуры подняла на Днях Бурятии в Москве.
- Все три наши главные инициативы – Национальная библиотека, Национальный музей и хореографическое училище – были поддержаны в Совете Федерации, - сообщила министр радиослушателям.