Байкал
1177

Ответственность за обмеление Байкала возложили на «чёрных лесорубов»

В итоге деревья из Сибири «эшелонами вывозят в Китай»

Фото: russianstock.ru

То, что около Байкала идёт настоящее уничтожение лесов, уже ни для кого не секрет. В новостных лентах чуть ли не ежедневно появляются сообщения о так называемых «чёрных лесорубах». Как отмечает «Независимая газета», они наносят не только гигантские потери бюджету (в Бурятии они, к примеру, в 2017 году составили 200 млн рублей), но и непоправимый ущерб экологии. Исчезновение зелёных насаждений по берегам рек, впадающих в священное озеро – основная причина его обмеления, которое наблюдается в последние годы.

Главная добыча «чёрных лесорубов» – таёжные леса Сибири и приграничные с Китаем территории. Больше всего от их действий страдает соседняя Иркутская область. В антилидерах также значатся Бурятия, Забайкалье и Красноярский край.

- Незаконные рубки есть во всех сибирских регионах, граничащих с Китаем. Местным жителям нельзя заниматься рыбным промыслом, социальная ситуация критическая. Остаётся лесозаготовка – пусть даже незаконная. Граждане валят деревья, на месте проводят первичную обработку и отвозят на лесопилки, откуда нелегальная продукция эшелонами вывозится в Поднебесную, – рассказывает «Независимая газета».

Эксперты подчеркивают: из-за таких нелегальных заготовок древесины и сопутствующих им лесных пожаров происходит опустынивание, обмеление рек, впадающих в Байкал. Даже промышленные предприятия несут меньше угрозы: за их деятельностью следит государство, есть жёсткие законодательные нормативы. «Чёрных лесорубов» же никто не контролирует.

- Основная функция леса по отношению к водным ресурсам – недопущение обмеления рек за счёт предотвращения выноса мелких частиц почвы и песка в их русла, — ​пояснил изданию директор лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Николай Шматков. – ​Если лес исчезает по берегам рек и ручьёв, то это означает вынос грунта и обмеление. Кроме того, лес переводит поверхностный сток воды в почву, что способствует удержанию в ней влаги в предотвращает водную эрозию берегов. Лес способствует и регулированию водного баланса.

«От варварских вырубок мелеет и умирает Байкал»

Напомним, осенью в бурятском сегменте Facebook и «ВКонтакте» активно распространялась петиция с требованием ввести табу на продажу российского леса за рубеж. Обращение, адресованное президенту страны Владимиру Путину, появилось на сайте «Сhange.org» в начале сентября. Его автор – лидер общественного движения «Приангарье – наш дом» Ольга Жакова. 

- Сибирь всегда была знаменита своими лесными массивами. Но сейчас гордость нашей страны находится в опасности: гектары ценнейших пород деревьев вырубаются и отправляются на экспорт в Китай, – говорилось  в петиции. – Власти озабочены только сиюминутной выгодой от их продажи, как и сотни лет назад. До сих пор никто не занимается развитием производств по переработке древесины. Собственные лесопромышленные предприятия могли бы сократить количество вырубленного леса и создать сотни рабочих мест. Но вместо того, чтобы строить их, власти бездумно продают сырьё, не заботясь даже о восстановлении лесов. Трудно представить суммы в десятки миллионов рублей, которые ежедневно уходят из бюджета.

По мнению инициатора, необходимо прекратить экспорт древесины, как, собственно, и уничтожение леса.

- От варварских вырубок мелеет и умирает великое озеро Байкал. На протяжении шести лет масштабно горит сибирская тайга, – подчеркнула Ольга Жакова.

По её словам, в одной только Иркутской области в 2015 году огонь уничтожил 522 тысячи га зелёных насаждений, было вырублено 33 миллиона кубометров леса. И в 2016-м ситуация не улучшилась. Реки в Сибири высыхают, а уровень воды в Байкале катастрофически снижается.

- На берегу озера вырубаются деревья и ведётся строительство. Из-за этого оно заболачивается. Огромный источник пресной воды превращается в болото. Спасите наш лес и Байкал, – призвала автор обращения. – Введение десятилетнего моратория позволит лесу немного восстановиться. Запрет на экспорт необработанной древесины приведёт к созданию деревообрабатывающих заводов, появятся новые рабочие места для тех же «чёрных лесорубов» и сельских жителей.

Эту инициативу поддержали 146 тысяч интернет-пользователей. Ещё 30 тысяч подписей к 1 февраля собрали прямо на улицах городов в Забайкалье, Приангарье и Бурятии. Их направили в аппарат президента России. В начале февраля министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской пообещал журналистам, что поручит коллегам из Рослесхоза внимательно рассмотреть обращение, сообщал портал «Ирсити.ру».

«Только для погибших насаждений»

Кстати, весной 2016 года депутаты Госдумы предыдущего созыва выступили с инициативой разрешить сплошные рубки у озера. Сейчас они находятся под запретом. Табу накладывают сразу два документа – Лесной кодекс и федеральный закон об охране Байкала.

Парламентарии заявили: это необходимо для устранения последствий бушевавших на побережье пожаров. Тогда планировалось восстановить минимум 200 тысяч га зелёных насаждений. Но сначала требовалось избавиться от повреждённых огнём деревьев.

Реакция последовала два месяца спустя. В администрации президента (далее – АП) сообщили: работа в этом направлении продолжается. В письме, адресованном экс-депутату Госдумы от Бурятии Михаилу Слипенчуку, отмечалось, что Лесной кодекс планируется дополнить нормой о допустимости осуществления сплошных рубок в защитных лесах только при условии их воспроизводства. Обращение депутатов пообещали рассмотреть в рамках доработки соответствующего законопроекта. Заняться этим вопросом поручили Минприроды России.

- Возможность таких сплошных рубок может быть предусмотрена только для погибших насаждений, чтобы снизить коррупционные риски и негативное воздействие на окружающую среду, – отметили в АП.

Год спустя, в мае 2017-го, этот вопрос вновь поднял новый глава Бурятии Алексей Цыденов. В ходе совещания под председательством президента страны Владимира Путина, посвящённого ликвидации лесных возгораний, он отметил: из-за отсутствия противопожарных разрывов 146 посёлков и сёл Бурятии остаются уязвимыми для огненной стихии. Цыденов предложил законодательно разрешить рубку леса для организации таких разрывов в центральной экологической зоне Байкала. По его мнению, подобные меры позволят обезопасить населённые пункты и защитит сами зелёные насаждения.

- Эти посёлки расположены в центральной экологической зоне Байкала, где запрещены сплошные рубки леса и противопожарные разрывы на границах с лесом. Получается, что фактически населённые пункты от леса ничем не защищены. В Черёмушках рубку противопожарного разрыва по приказу главы МЧС России Владимира Пучкова всё равно разрешили, но уже в режиме ЧС, когда село горело в 2015 году, – сообщил Алексей Цыденов.

Экологическая нагрузка, по его мнению, окажется минимальной. Ширина противопожарных разрывов составит 15 метров. 

- Проект закона нами подготовлен, находится в работе, – отметил глава Бурятии. 

Кстати, против инициативы парламентариев в мае 2016-го  выступила ещё одна жительница Иркутска Елена Бачалдина. Она попросила руководителей трёх байкальских регионов – Бурятии, Приангарья и Забайкалья – запретить вырубку лесов на Байкале. Мораторий, по её мнению, должен действовать 10 лет. В петиции, размещённой на сайте Change.org, отмечалось, что 73 %  водосборного бассейна Байкала приходится на Бурятию, 21 % – на Забайкалье и оставшиеся 6 % – на Приангарье. Автор обращения заявила, что вырубка зелёных насаждений на побережье озера может привести к ряду негативных последствий.

«Исключить злоупотребления»

А в августе 2017-го Минприроды России завершило работу над поправками к закону «Об охране озера Байкал». Как сообщали «Известия», разработанный в федеральном ведомстве законопроект даёт добро на сплошные санитарные рубки леса в центральной экологической зоне Байкала. Речь идёт только о погибших от огня деревьях. После этого в течение года предписывается проводить лесовосстановление «основными лесными древесными породами». Кроме того, поправки к закону допускают перевод земель лесного фонда в промышленные, если это необходимо для обслуживания Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Представители Минприроды заявили, что учли «все возможные риски злоупотреблений».

- Более 100 тысяч га в Бурятии – практически полностью выгоревший лес, – пояснил «Известиям» глава ведомства Сергей Донской. – Санитарные рубки необходимы, так как «горельники» – источник распространения лесных вредителей и, по сути – условие для возникновения и молниеносного распространения пожаров. Очевидно, наша задача – полностью исключить злоупотребления, чтобы под видом «горельников» не вырубались здоровые леса.

Он отметил: помимо соответствующих норм Уголовного кодекса, предусматривающего тюремные сроки за такие нарушения, есть Лесной кодекс и подзаконные акты, которые содержат требования к публичности действий властей. Проведение подобных рубок возможно только на основании актов обследования. Они в обязательном порядке размещаются на сайтах региональных органов власти для проведения общественной экспертизы.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях