Бурятия
4442

Бурятский сникерс. Чем угощают на дальних стойбищах

Гости на пороге! Буряты и сойоты с дальних пастбищ, едва услышав редкий в этих местах звук двигателя надрывно ползущей машины, начинают накрывать на стол...

Незатейливо всё, но пока пост писал, слюни глотал, а ночь на дворе, после шести холодильник замкнули и ключ спрятали. А с утра гречка колом в горле, так хоть вспомнить, посмотреть...

Гости на пороге! Буряты и сойоты с дальних пастбищ, едва услышав редкий в этих местах звук двигателя надрывно ползущей машины, начинают накрывать на стол...

Нет, разносолов вы тут не увидите, места не те, магазинов и огородов здесь нет, всё сурово и просто. На первом же стойбище, до которого ехали с Орлика около полутора часов, преодолев по бездорожью перевал с отметкой высоты 2000 метров и далее вверх по замёрзшей реке, удивил горячий солёный зутран сай. Чай с молоком яка и мукой. Чтоб его приготовить жарят пшеницу и максимально её измельчают. В кастрюле нужно смешать чай с маслом и зерном и поварить двадцать минут на медленном огне.

Масло яка, хлеб да сахар - три кита, три источника, три составляющие. А вот боовы и картошка это уже вариации. В следующие два дня, куда бы мы ни заехали и как бы далеко от цивилизации это ни было, три компонента - масло, сахар и хлеб - всегда стояли на столе. Масло яка, чуть солоновато, с начала необычно как-то, но не долго, есть изюминка. К тому же именно ячье масло встречается редко, в основном на столах более привычное коровье. Ну, как привычное, опять же, не чета даже самому лучшему магазинному, здесь всё вкуснее.

Сахар, как и масло обычно ставят в глубоких и широких тарелках или плошках. К маслу обязательно ложки, чтоб класть, а не мазать его на хлеб. А вот к сахару ложек не предусматривают, хлеб маслом вниз просто принято макать в него, ну или зачерпывать.

Хозяйка довольна, уж очень редко сюда кто-то заезжает, а тут и медицина, и ветеринары, и полиция, и МЧС, и даже пограничник с главой района! Идёт объезд стойбищ района главой, для того чтоб объехать всех, уходит четырнадцать дней по перевалам без дорог, замёрзшим рекам и наледям, по камням и снежным заносам. Гости приехали - еду на стол!

А здесь кабан, не понял дикий или свой. Хотя свиней я не замечал в хозяйствах, яки, коровы, реже бараны да козы. Дорога зовёт. Молоко пили? С магазина наверное? А вот такое?! Сникерс, сникерс бурятский когда? Будет скоро.

Хлеб, масло, сахар хорошо, а голубика ещё лучше, буквально за порогом росла летом. В обед на одном из стойбищ был шулэн. Отчего-то не снял, сильно есть, наверное, хотел, а шулэн был горяч! Но карточка из дома у меня таки есть, хотя там, на стойбище он понаваристей.

Ну а теперь, нетерпеливый читатель, вот он бурятский сникерс! Арбин - конский жир с сырой печенью, замороженный и тонко нарезан, да со своим хлебом, да на свежем морозном воздухе саянских гор! К такому нужно готовиться, с первым куском привыкаешь, второй уже смакуешь, а третий глотаешь от жадности, не пережёвывая.

А к полуночи, как приехали, в гостинице нас ждал такой сюрприз - сочные позы или буузы (кому как нравится), замороженный солёный хариус, обитатель саянских рек, да конский жир арбин. Арбин и бурятский сникерс стали для меня гастрономическим открытием года!

А вот мяса яка я так и не попробовал, так что, если кто из Оки меня читает, да вдруг ещё в город поедет... ну, в общем... подмигиваю!

Зай, хубаа, Улаан-Удэ хото ерэбэл hарлагай маха абаад ерээрэй, ушоо нэгэ заа арбин ба буряадайнгаа сникерс абааhаа бэрхэ болохош. Биш ехээр гэдhээ улдоод байнаб. Нэгэ заа туража байнаб)))

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях