Место, откуда буддизм начал распространяться у хори-бурят, дало начало сразу трем дацанам. Шибертуйский, Тугнуйский и Цолгинский дацаны не случайно зарождались в единственной местности Бурятии, которая носит имя божества-хранителя Дамжана Чойжала. Вскоре в дугане появится и одно из его самых больших изображений.
Это божество имеет несколько имен: Яма или Ямараджа с санскрита переводится как «царь мёртвых» или «владыка смерти». То же самое означает Чойжал или Шойжал на тибетском. Монгольские народы называют его еще Номун-хан или Эрлиг хан – хозяин загробного мира и властелин ада.
Устрашающе гневный облик он принимает не для того, чтобы пугать людей. А чтобы устранять злые силы и препятствия на пути верующих. Не зря пошли слухи о том, что после строительства Зандинского дугана, первого хори-бурятского дацана, сразу несколько выходцев из Тугнуйской долины заняли высокие посты во власти. После этого туда ездят молиться многие политики и просят помощи в карьере.
Вандан-лама, курирующий Зандинский дуган, рассказал нам о том, что стоит за этими слухами и как правильно понимать сущность Чойжал-сахюусана.
- Все понимают, что в этом мире все непостоянно и имеет свой конец. Любое живое существо приходит к смерти. Буддисты верят, что когда жизнь покидает тело, то сгусток материи из пяти элементов – земли, воды, воздуха, огня и эфира – распадается на составляющие. Говоря проще, распадается материальное тело. Но накопленные следствия прошедшей жизни сохраняются, и мы оказываемся в суде владыки смерти Шойжила или Ямараджи. Он решает, каким будет наше следующее тело. Поэтому на божестве ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами.
- Почему Чойжал с бычьей головой?
- Это внешнее проявление божества. Его появление история объясняет так. В древности один великий отшельник йогин медитировал в пещере. Его сознание перенеслось в высшие планы бытия. Ночью в пещеру случайно забрели разбойники, ведя с собой быка. Непрошеные гости убили животное и начали жарить мясо. Увидев в свете костра неподвижно медитировавшего йогина, разбойники решили убрать свидетеля своей кражи и отрезали голову хозяину. Когда его сознание вернулось из медитации в тело, йогин начал искать свою голову. Не найдя, водрузил голову быка на плечи и отомстил своим убийцам. Поэтому Шойжил изображают с бычьей головой и тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее. Еще раз повторяю, что это внешний защитник, призванный оберегать буддистов от внешних (физических) несчастий и невзгод. Молиться ему надо не только об этом.
- А как помогает Шойжил в качестве внутреннего защитника?
- Он помогает противостоять нашим внутренним человеческим слабостям: страху и гордыне, всему, что мешает продвигаться по пути к просветлению. Действует на уровне инстинкта, помогая проявлять внутреннюю позитивную энергию. В нашей школе буддизма читается, что ее основатель Цонкапа получил прямое видение внутреннего аспекта Чойжала. Этот мистический опыт он описал в одном из своих стихотворений. С окончательной формой Чойжала ум человека встречается в момент смерти.
Художник-танкописец из Улан-Удэ Сэсэг Дугарова показала нам свою начатую работу над изображением Чойжал-сахюусана.
- Мы продолжим работы по внешнему украшению дугана драконами. Это идея инициатора и руководителя строительства Дондока Чимитовича Дабажалсанова. Он же и заказал мне один из самых больших в республике танка с изображением божества-защитника Шойжил, – рассказала нам Сэсэг. – Я нарисую его синим цветом, как рисуют грозные божества по всем канонам буддийской живописи.