Последователи криминальной субкультуры, о которой так много говорят в последнее время, вновь «отметились» в бурятской столице. Надпись из трёх букв неизвестные оставили на заборе возле здания Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства, что на улице Смолина. Как давно она там появилась неизвестно.
Слово «АУЕ» встречается на улицах бурятской столицы нечасто, но всё же встречается. Так, в декабре 2016-го года сразу две таких аббревиатуры, причём с кодом региона «03», начертили прямо на льду Уды – справа от Удинского моста. Их было хорошо видно проезжающим мимо пассажирам.
О том, что тюремная романтика всё больше захватывает Бурятию, то и дело сообщают федеральные СМИ. Так, недавнее нападение на школу № 5 в военном городке на окраине Улан-Удэ многие ведущие российские издания связали именно с распространением АУЕ среди учеников. Да и в аппарате уполномоченного при президенте России по правам ребёнка заявили: во время проверки в учебном заведении на мебели и в других местах нашли надписи, пропагандирующие криминальные группировки среди детей.
А в ноябре соцсети наводнили страшные рассказы о тюремной субкультуре. Так, одна из посетительниц популярного паблика «Аноним 03» призналась, что всерьёз переживает за своих детей.
- Уже не первый раз замечаю, как группа ребят ходит на каток и высматривает жертву. Вот и сегодня то же самое: подходят к незнакомым ребятам и начинают их грузить и бить. Что творится? У меня самой сыновья подрастают и я за них переживаю. Самое интересное – все видят драку и никто не подойдёт хотя бы разнять их. Все боятся за себя. Давайте будем добрее, – призвала она земляков.
В комментариях к посту участники сообщества посоветовали автору начать с себя – «подойти и заступиться», а не писать жалобы в соцсетях. Тогда и «народ подтянется», уверены интернет-пользователи. Кто-то припомнил случаи из своей жизни.
- Я жила несколько лет назад в одном из посёлков нашей республики. Работала учителем в школе. Там это АУЕ процветает. Так вот, будучи беременной, попыталась выдворить подобную компашку из коридора школьного общежития, в котором в то время проживала моя семья... Что вы думаете? Они не только обложили всеми возможными матами, но и угрожали, что подожгут общагу, – рассказала другая посетительница паблика. – Люди вызывали милицию, помню. Те тоже ничего с ними не могли сделать... Так что не бросайтесь громкими словами, а попробуйте сами к ним подойти и что-то предпринять.
Некоторые жители Бурятии считают, что во всём виновато телевидение:
- Нет примера для подражания. Раньше были актёры, спортсмены, фильмы про добро. А сейчас что ни профессия – то в законе: мент, вор, учитель, сантехник. По всем каналам показывают бандитизм. Как он процветает и как на зоне живут. Оттого и молодёжь тянется к преступному миру, а не к строю трудящихся.
Интерес СМИ к АУЕ возрос после того, как в июле 2016 года ответственный секретарь совета по правам человека (СПЧ) Яна Лантратова сообщила: это криминальное движение держит под контролем детей из 17 российских регионов, в том числе Забайкалья, Бурятии и Иркутской области. Сегодня бороться с проблемой решили на законодательном уровне. Осенью в Госдуму поступил законопроект, запрещающий пропаганду АУЕ в Интернете. Автор документа – член Совета Федерации Антон Беляков – рассказал: если инициативу одобрят, Роскомнадзор сможет во внесудебном порядке блокировать незаконные ресурсы.
В беседе с «Национальной службой новостей» Беляков подчеркнул: табу на распространение информации о криминальной субкультуре должно действовать наряду с запретами на пропаганду суицида, наркотиков и экстремизма. По словам сенатора, в соцсетях члены криминальных сообществ создали множество групп, на которые подписываются сотни тысяч пользователей.
- В молодёжные банды вступают юноши, которые имеют проблемы с родителями, испытывают трудности в общении со сверстниками и попросту хотят получить чьё-то одобрение или поддержку. Ведь преступное сообщество, в первую очередь, позиционирует себя как братство, члены которого всегда вступятся за товарища в непростой ситуации, – пояснил он.
Если законопроект, внесённый в Госдуму, примут, писать об АУЕ перестанут и в СМИ. Ведь в документе чёрным по белому сказано: «В средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях запрещается пропаганда криминальной субкультуры, которая выражается в распространении информации о социокультурных ценностях преступного мира, направленной на формирование привлекательности криминального образа поведения». Интернет-газета Znak.com, между тем, отмечает: причина успеха АУЕ – не в пропаганде этой субкультуры. Паблики в социальных сетях – лишь следствие, симптом более серьёзной проблемы. А проблема эта кроется в глубоком социальном неравенстве, общественной несправедливости и отсутствии перспектив для миллионов молодых людей по всей стране.
Озаботились ситуацией и власти Бурятии. На круглом столе в конце октября зампред правительства республики по вопросам безопасности Пётр Мордовской отметил, что в воспитании подрастающего поколения важно сделать упор на идеи патриотизма и «показать, что это модно».