Недавно в республике отметили День Конституции. Основной закон Бурятии был принят 24 года назад – 22 февраля 1994-го, а праздничной эта дата стала в октябре 2017-го, когда соответствующий закон одобрили депутаты Народного Хурала.
В минувшую среду в Улан-Удэ состоялась научно-практическая конференция, посвящённая очередной годовщине принятия главного документа республики. На ней председатель комитета по государственному устройству Борис Ботоев затронул вопрос о численности регионального парламента, сообщает ИА «Восток-Телеинформ».
- В обществе действительно «бродит» мысль, что у нас в республике с населением менее миллиона 65 депутатов – это достаточно много, – отметил он. – Хочу привести некоторые примеры российских субъектов, в том числе городов-миллионников, где их гораздо меньше. Поэтому эти цифры прозвучат явно не в нашу пользу.
Так, в заксобраниях Свердловской области, Санкт-Петербурга и соседнего с Бурятией Забайкальского края по 50 человек, а в парламенте Приангарья и Мосгордуме – и вовсе по 45. Так что по числу народных избранников Бурятия переплюнула не только ближайшие регионы, но и обе российские столицы.
- В республике были попытки внесения законопроектов по сокращению количества депутатов, но они не увенчались успехом, – напомнил Борис Ботоев.
Сократить нельзя оставить
Своим выступлением глава комитета по госустройству, по сути, прервал молчание, длившееся почти полтора года. Напомним, «подрезать» Народный Хурал собирались ещё в середине 2016-го. Инициаторы заявили: это позволит сэкономить несколько десятков миллионов бюджетных рублей и поспособствует более эффективной работе самих законотворцев.
Кроме того, отмечалось, что в Хурале останутся в основном одномандатники, а вот количество «списочников» должно уменьшиться (что, конечно, не на руку ни эсерам, ни коммунистам). Правда, народные избранники не ожидали, что законопроект, который обсуждался кулуарно, станет достоянием СМИ.
- Этот вопрос неожиданно для меня прозвучал, когда я был в командировке в Якутске, – рассказывал Борис Ботоев на встрече с журналистами. – Но поскольку информация просочилась за стены Народного Хурала... Как-то на планёрке я озвучил мысль, что надо в целях экономии вдвое сократить число партийных депутатов, а всех одномандатников оставить в сохранности. Тогда бы их стало 50. Экономия, в общем-то, налицо.
Эту инициативу, по словам Ботоева, «подхватил» его коллега по депутатскому корпусу – председатель комитета по социальной политике Александр Стопичев. Идею сокращения тогда поддержали около 30 парламентариев.
- Здесь есть свои и плюсы, и минусы. Плюсы – это экономия бюджета. Что касается минусов – «Справедливая Россия» и КПРФ, как правило, не набирают одномандатников. Они сильны своим партийным списком. Если закон примут, то на политическом небосклоне нашей республики они, наверное, будут слабо представлены в Народном Хурале, – подчеркнул Борис Ботоев. – Хорошо это или плохо? Главное – не повторить судьбу компартии. Где монополия, там и застой. Партии для того и созданы, чтобы бороться за власть, и в этом случае они будут лучше знать своё место в нашей республике. Потому надо долго думать. Я своё мнение высказал.
Лидер фракции «Справедливая Россия» в НХ Баир Гармаев сообщил, что «эсеры» против «урезания».
- Вопрос стоит чётко – если сокращать, то представителей других партий (помимо «Единой России» – прим. авт.) не будет, – констатировал он. – Они «вымываются». Все варианты надо обсудить.
- Законопроект требует серьёзного и широкого обсуждения. Мы его отошлём и органы местного самоуправления – пусть дадут заключение, – добавил спикер Цырен-Даши Доржиев. – Нужно учесть мнение всех партий, зарегистрированных в Бурятии.
Если бы на сессии в сентябре 2016 года большинство народных избранников проголосовали «за», парламент потерял бы треть своих членов. Но в итоге законопроекту, который наделал немало шума в прессе, дали обратный ход: свои подписи под документом отозвали сразу 13 человек.
- Депутаты, которые поддерживали меня, после чьей-то агитации почему-то решили отозвать свои подписи, – рассказал Стопичев ИА «Восток-Телеинформ». – Кто агитирует, точно не могу сказать. Подали список. Ну что я сделаю? Ничего. Теперь документ потерял право внесения.
Избавиться от бездельников и сэкономить деньги
Идеи «урезать» Хурал возникали и ранее. Так, в ноябре 2015 года парламентарий Александр Коренев шокировал коллег, предложив им сократиться в три раза. По его мнению, оставить нужно только тех, кто работает в парламенте на постоянной основе – то есть за хорошие деньги.
А шесть лет назад, в июле 2012-го, сами народные избранники выступили с инициативой уменьшить количество членов республиканского парламента с 66 до 33 или даже до 25. «За» ратовало чуть ли не большинство из них. Например, бывший депутат Игорь Бобков посчитал, что в первую очередь это сократит расходы на содержание и вообще избавит законодательный орган от бездельников.
Некоторые предлагали создать профессиональный Хурал. Планировалось, что он будет постоянно действующим и народные избранники не смогут больше работать нигде, кроме парламента. Кстати, в своё время эту инициативу поддержали экс-глава Бурятии Вячеслав Наговицын и бывший мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев.
- Численность Народного Хурала вызывает вопросы. В регионах, где избирателей больше, законодательную деятельность ведут 35-45 депутатов, – отметил тогда Айдаев.
Высказывался по этому поводу и председатель комитета по экономической политике Анатолий Кушнарёв. Он заявил: помимо «Единой России», в парламенте Бурятии должны быть ещё как минимум две фракции.
- Если Хурал сократить до 44 депутатов, экономия бюджета составит 36 миллионов рублей в год. Это тоже неплохие деньги. Сейчас идут разные переговоры, есть недовольные. Существует опасность, что у нас не будет оппозиции в Хурале, – цитировали Кушнарёва СМИ. – Например, коммунисты могут не пройти, «Справедливая Россия», потому что мы хотим усилить роль одномандатных округов, а партийный список сократить. Тоже плохо: когда оппозиция высказывает своё мнение, она вынуждает власть задуматься, прежде чем принять тот или иной закон. Надо идти демократическим путём.
В октябре 2017-го года «оптимизацию» НХ осторожно анонсировал председатель республиканского избиркома Дмитрий Ивайловский. «Вполне ожидаемо, что будут новые предложения сократить количество депутатов», – сообщил он местным журналистам.
Отметим, Борис Ботоев упомянул лишь о 65 парламентариях, хотя их, если верить данным на официальном сайте Народного Хурала, по-прежнему 66. Это 33 одномандатника, 20 «единороссов», семь коммунистов, четыре «эсера» (Баир Гармаев, Виталий Лыгденов, Сергей Пашинский и Александр Сактоев) и один представитель ЛДПР – Татьяна Берлина. Особняком стоит Юлия Болонева. Раньше она входила в КПРФ, но осенью 2015 года покинула ряды «красных».