дороги
1557

Проблемы развития дорожного комплекса Бурятии и пути их решения

Доклад, представленный в прошлом году на совещании главы Бурятии Алексея Цыденова с дорожниками Бурятии

Все мы видим, что государство в последние годы вкладывает в дорожную отрасль большие средства и это очень отрадно, ведь хорошие дороги – это двигатель экономики страны. И по праву государство является основным заказчиком всех дорожных работ. У нас основные заказчики это:

- Минтранс Республики Бурятия – по региональным дорогам,
- Упрдор «Южный Байкал» - по федеральным дорогам,
- Муниципальные образования: город Улан-Удэ и районы Бурятии - по местным дорогам.

Я хочу обратить Ваше внимание на ситуацию на рынке дорожных работ, с точки зрения – кто выполняет эти работы, какие дорожные организации, какие у них мощности и какая прописка? Здесь я бы хотел сделать акцент на региональные и федеральные дороги, где проводятся основные торги по дорожным работам.

Если с муниципальными образованиями, с районами работа у большинства дорожников выстраивается конструктивно, так как главы районов кровно заинтересованы чтобы в районе были хорошие дороги в пределах тех средств, которые выделяются, то в случае с федеральными и  региональными дорогами ситуация, на мой взгляд, немного другая.

Что я имею в виду? По основным заказчикам: Минтранс Бурятии, Упрдор «Южный Байкал», с точки зрения отношения к местным дорожным организациям есть устойчивая тенденция по вытеснению местных добросовестных дорожных компаний с рынка дорожных работ.

При этом имеет место быть:

1.    Отсутствие прозрачности при проведении торгов.
2.    Затачивание аукционной документации под конкретного подрядчика.
3.    Непонятное разделение подрядчиков на своих и чужих.
4.    Отсутствие поддержки в виде совместной конструктивной работы.
5.    Отсутствие заинтересованности в росте добросовестных местных компаний.
6.    Позднее проведение торгов (май-октябрь).
7.    В большинстве случаев – давление, применение санкций.
8.    Отсутствие полной достоверной информации о планах ремонта, подрядчиках, и т.д.

А сейчас я хочу остановиться на конкретных Заказчиках:

Первый Заказчик – это Упрдор «Южный Байкал». По нему ситуация очень сложная. С августа 2013 года с приходом новой команды появилась надежда, что после 10-летнего правления предыдущего руководства будет сформирована прозрачная система торгов, поддерживающая в том числе субъекты малого предпринимательства из числа местных дорожников. Но, как показало время, все произошло с точностью до наоборот.

Все торги зарегулированы, т.е. укрупнены, объединены, заточены под конкретного подрядчика. Неугодного подрядчика, если он сможет пройти через все препоны, ждёт давление, применение санкций, «закошмаривание» бизнеса, в данном случае местного. На практике, «Южный Байкал» еще на стадии рассмотрения заявок не допускает к участию в торгах «не своих» подрядчиков. При этом никакой экономии по торгам не происходит.

Так, с 2014 по 2016 год «Южный Байкал» освоил около 12,1 млрд. рублей, в том числе по строительству и содержанию - около 11,5 млрд. рублей и по проектированию - около 600 млн. рублей.

По строительству и содержанию основными генподрядчиками на общую сумму около 11,3 млрд. рублей выступили иногородние компании, такие как «Проект-Т», «Дорожник», «СтатусСиб». Позже для разбавления иногородних компаний была создана компания «Восток», которая, не имея материально-технической базы, опыта выполнения работ, через полгода выигрывает миллиардные объекты (по некоторым данным, ими уже заинтересовались правоохранительные органы).

Из 11,5 млрд. рублей – 11,3 миллиардов выиграли иногородние компании - это 98% от всех средств, выделяемых на строительство, ремонт и содержание федеральных дорог.

По проектным работам штампуются, как пирожки, новые иногородние компании со схожими названиями: «Уралгеопроект», «Геопроект», «Мостпроект», которые через 3-4 месяца выигрывают сотни миллионов рублей по проектированию. Здесь на диаграмме видно, что из 600 млн. рублей, выделенных за 2014-2016 годы на проектирование федеральных дорог, все 100% выиграли иногородние компании, местных проектных компаний, которые выиграли торги на «Южном Байкале» – нет.

И, я думаю, всем понятно, что большая часть денежных средств выводится из Бурятии, это и генподрядные проценты, в некоторых случаях от 30 до 50%, и, соответственно, вся прибыль.

За период с 2014 по 2016 годы из Бурятии выведено предположительно от 3 до 5 млрд. рублей только по «Южному Байкалу». Налоги оплачиваются по месту регистрации компании, но только не в Бурятии.  

Качество работ оставляет желать лучшего. Взять, к примеру, федеральную дорогу за посёлком Солдатский: там асфальт весь разрушился, а работы выполнены менее года назад. О каком качестве может идти речь? А какое качество на других отдалённых участках, остаётся только догадываться. Если строительный контроль ведёт ООО «Скип», которое так же, как и «Восток», недавно создано, и у них уже заключены контракты на сотни миллионов рублей по всем объектам строительства и ремонта на федеральной дороге.

При этом также возникает много вопросов и по безопасности дорожного движения. Так, по данным ГИБДД, в 2016 году зарегистрировано 594 ДТП с сопутствующими дорожными условиями. В них погибли 65 участников дорожного движения и 770 человек ранены.

Сейчас ситуация в «Южном Байкале» остаётся прежней, ничего не изменилось. Всю политику ведёт подконтрольное руководство, т. е. так же условно говоря, идёт игра в одни ворота, местных дорожников не подпускают и близко к торгам по федеральным дорогам.

Далее, по Минтрансу Бурятии по генеральным подрядчикам примерно такая же картина. По информации СМИ, крупнейшим подрядчиком в 2016 году стало акционерное общество «Труд», зарегистрированное в Иркутске. Эта компания, по данным Минтранса республики, выиграла тендеров на 8 млрд. рублей.

По крупным торгам, проводимым по Минтрансу видно и понятно, что они также затачиваются под конкретного подрядчика, и эти подрядчики, к сожалению как правило, также иногородние.

По средним и малым торгам, если по Южному Байкалу мы видим, что все торги зарегулированы, т.е. укрупнены, объединены, заточены под конкретного подрядчика, то с Минтрансом ситуация пущена на самотёк. То есть средние и малые торги никоим образом в рамках действующего законодательства не регулируются: не требуется опыт выполнения работ, условно говоря – вчера зарегистрировал компанию, опыта нет, кадров нет, производственных мощностей нет, сегодня выиграл торги с большим понижением и вперёд, иди работай.

При этом качество работ низкое, гарантийные обязательства не исполняются, налоговые платежи, соцпакет для работников не оплачиваются и после получения средств по контракту компания в большинстве случаев закрывается.

Кроме того, позднее проведение торгов по Минтрансу не позволяет своевременно подготовиться к дорожно-строительному сезону дорожным компаниям. Объекты, как правило, не успевают завершить с наступлением холодов, а деньги необходимо «освоить».

В связи с этим добросовестным дорожным организациям очень сложно просчитать риски. Уже середина лета, а портфель контрактов на текущий год пустой или минимальный, а все обязательные платежи: зарплаты, налоги, кредиты, лизинги, ремонт оборудования, обновление материально-технической базы и т.д., необходимо оплачивать. И в случае, если не будут заключены контракты, то компанию ждёт печальная участь.

В результате у дорожников Бурятии очень сложная экономическая ситуация. Многие компании разоряются, банкротятся, далеко за примером ходить не надо: «Икат плюс» - банкрот, «Регионстрой», «Мегастрой», и многие другие в предбанкротном состоянии, некоторые вынуждены работать на субподряде и на субсубподряде на невыгодных для себя условиях, как говорится «за еду», так как иного выхода не видят.

Многие специалисты выезжают за пределы республики, идёт отток профессиональных кадров, не платятся налоги, большой рост безработицы, нет стабильности, ухудшается материально-техническая база. А ведь за многими компаниями стоят сотни и тысячи людей, семьи, династии дорожников. А это жители нашей с вами республики.

В целом ситуация в дорожном хозяйстве сложная, но поправимая. Нужно начинать предпринимать определённые действия. Какие?

В первую очередь, необходима внятная, грамотная политика Минтранса в области дорожного хозяйства - не быть просто статистами по планам и итогам года, не быть контролёрами и перерезать ленточки, а начать оказывать содействие, или, по крайней мере, не вставлять палки в колёса местным дорожникам, поддерживать в том числе субъекты малого предпринимательства.

Ведь, по большому счёту, уже давно произошёл передел рынка дорожных работ не в пользу местных дорожных организаций. И действующие руководство Минтранса республики и «Южного Байкала», на мой взгляд, не могут или не хотят исправить ситуацию.

Какие меры необходимо предпринять по поддержке дорожного комплекса и защите интересов региона в сфере дорожного хозяйства?

Предложения по Минтрансу Республики Бурятия:

1.    В первую очередь, грамотная кадровая политика.
2.    Разработка и внедрение чётких механизмов регулирования рынка дорожных работ в рамках действующего законодательства.
3.    Создание прозрачной системы торгов на выполнение дорожных работ.

- не затачивать документацию под конкретного подрядчика;
- заключение долгосрочных контрактов на 3-5 лет;
- поддерживать субъекты малого предпринимательства;
- предусматривать авансовые платежи на выполнение работ для добросовестных подрядчиков;
- своевременное проведение торгов, в январе-марте;
- учитывать опыт выполнения работ.

По Южному Байкалу в рамках действующего законодательства:

1.    Также, в первую очередь, грамотная кадровая политика;
2.    Пересмотреть существующую политику определения подрядчиков, где выигрывают «свои компании»;
3.    Создать прозрачную систему закупок;
4.    Уделить внимание местным компаниям, в том числе субъектам малого предпринимательства;
5.    Не ограничивать здоровую конкуренцию.

Все эти мероприятия, на мой взгляд, позволят улучшить ситуацию в целом по республике – будут созданы новые рабочие места, повысятся налоговые платежи в бюджет Бурятии, частично будет снята и без того сложная социально-экономическая напряжённость на рынке труда, повысится качество выполняемых работ, так как местные добросовестные дорожники никуда не денутся и будут выполнять все гарантийные обязательства, улучшится материально-техническая база компаний, прекратится отток капитала и трудовых ресурсов из Бурятии, и наконец, появится стабильный рост и уверенность у дорожников Бурятии.

Кроме того, дорожники Бурятии приняли решение создать Союз дорожников Бурятии, основной целью которого является:

- защита интересов региона в сфере дорожного хозяйства проектирования и строительства.
- улучшение социально-экономического положения республики в дорожной отрасли.
- взаимодействие с органами власти.

В рамках совместной работы планируется проводить семинары, конференции, приглашать специалистов из других регионов для обмена опытом, изучать передовой российский и мировой опыт в сфере проектирования, строительства автомобильных дорог, проводить спортивные и другие общественно-значимые мероприятия.

Подводя итог, я хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль доклада - очень важно и нужно поддерживать и продвигать своих местных дорожников, так как поддержка и продвижение местных дорожных компаний – это залог развития экономики и процветания Бурятии, ведь средства, осваиваемые местными компаниями, останутся в регионе и будут работать на экономику Бурятии.

И мы надеемся, что с Вами, Алексей Самбуевич, с Вашей поддержкой ситуация в дорожной отрасли начнёт меняться для местных дорожных компаний в лучшую сторону, так как вы - человек из нашей отрасли, и вместе мы превратим Бурятию в Суперреспублику!

Дугаров Андрей Савельевич, руководитель группы компаний «ДАЛИ»

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях