Задача общества — вырастить тех, кто готов менять мир и строить будущее. Сегодня мир меняют предприниматели, и сегодня школа — лучшая площадка для того, чтобы их подготовить.
«Дети — наше будущее» — эта избитая фраза, за которой скрывается множество предпосылок к тому, как мы обучаем и воспитываем наших детей. Одна из них — система школьного образования. И главная задача сегодняшней системы образования — подготовить детей к реалиям будущего. Помочь детям найти свое место в мире, где все очень быстро меняется, и вырастить тех, кто сам готов менять мир, то есть предпринимателями.
Предприниматель — это необязательно человек в строгом костюме и с портфелем, ежеминутно решающий сложные вопросы своего бизнеса. Предприниматель — это тот, кто готов взять на себя ответственность и рискнуть. А сегодня, в век высоких технологий и информационной доступности, предприниматель — это еще и тот, кто меняет мир и дарит нам новые идеи.
Школьники-предприниматели
На рубеже двух тысячелетий появилась тенденция — средний возраст предпринимателя молодеет. Сегодня то и дело в сети появляются новости и материалы о школьниках-предпринимателях, которые открывают свой бизнес и зарабатывают сотни тысяч и даже миллионы рублей.
В Бурятии, где до сих пор живы старинные купеческие традиции и в топе предпринимателей лидируют именно владельцы торговых сетей, детям просто некуда деваться, только открывать бизнес в стиле «купи-продай». Только вот занимаются они таким бизнесом, как и положено сегодня, — в интернете. И сегодня уже неудивительно встретить девочку, у которой свой собственный интернет-магазин женской одежды, или мальчика, который продает вещи с AliExpress и получает партнерские отчисления.
Некоторые школьники открывают производство — сами мастерят что- то и продают, другая девочка даже открыла арендный бизнес, она самостоятельно снимает и сдает квартиры посуточно. А один мальчик, открывший мастерскую по ремонту смартфонов, даже зарегистрировался в качестве ИП и платит налоги.
Но таких детей — единицы, не каждый школьник в полной мере понимает, что такое предпринимательство. Тем более не каждый бурятский школьник готов стать новым Стивом Джобсом или Илоном Маском — нет той заинтересованности в собственных предпринимательских и стартап-проектах, какая есть у большинства их сверстников за рубежом.
Хотя в России немало уже случаев, прогремевших на всю страну, когда школьники основывают реально работающие стартапы, в которые действительно можно вложиться. Например, 17-летний школьник из Волгограда с 2014 года сам разрабатывает, собирает и продает в России 3D- принтеры. Другие дети разрабатывают игры, приложения и сервисы для смартфонов.
При этом те дети, которые основывают свои маленькие бизнес-империи или открывают стартапы, конкурирующие с крупными «взрослыми» проектами, учатся быть предпринимателями либо самостоятельно, либо у родителей. Российская школа им в этом мало помогает. Конечно, есть такие школы, где дети получают основы предпринимательской деятельности, учатся финансовой грамотности и на практике становятся предпринимателями, реализуя проекты в рамках школы. Но и школ таких — единицы.
Вероятно, если бы дети с самого детства получали базовое понятие предпринимательства, узнавали бы о простых бизнес-процессах любого предприятия, научились бы понимать, что такое прибыль и что такое «маржа», то в последующие несколько лет в России появились бы свои Джеки Ма, Стивы Джобсы и Ники Вудманы. И, хотя не каждый выпускник школы сможет стать предпринимателем, то те, которые вдохновятся новой идеей и начнут свое дело, уже будут вооружены теми минимальными знаниями, которые получили в детстве.
Планы и реалии
Лучшая площадка для обучения детей основам предпринимательства — школа. Об этом уже давно говорят в России, из года в год пытаясь внедрить такие уроки хотя бы на уровне дополнительных занятий. Министр образования России Ольга Васильева в прошлом году также заявила, что школьников необходимо обучать основам предпринимательства. О планах Минобрнауки России ввести в школьные кружки и факультативы модули по основам предпринимательской деятельности она сообщила в августе прошлого года на встрече с журналистами.
— Мы уже думаем о том, чтобы во внеурочное время, в факультативное, кружковое время, ввести и в школах такие маленькие базовые модули по предпринимательской деятельности, потому что это необходимо — малое предпринимательство, малый бизнес и средний бизнес. Этому надо детей учить, потому что те азы, которые будут заложены, они наверняка будут восприняты и продолжены дальше, — сказала министр образования.
Но пока это только планы, и единого стандарта для таких факультативов сейчас нет. Тем не менее, во многих регионах России ведомства и школы самостоятельно обучают детей основам предпринимательства. В Бурятии, к примеру, этим занимается министерство спорта и молодежной политики.
В 2016 году минспорта Бурятии получило на конкурсной основе субсидии в размере 3,3 миллиона рублей на мероприятия по содействию развитию молодежного предпринимательства. На эти средства министерство и бизнес-сообщество молодых предпринимателей «Деловое поколение» проводит в школах Улан-Удэ обучение предпринимательству в виде уроков, лекций, семинаров, мастер-классов, моделирующих игр.
Между тем, как сообщает пресс- служба ведомства, минобрнауки Бурятии проводит мониторинг изучения предпринимательской деятельности в пилотных 41 общеобразовательных учреждениях.
«По поступившим данным изучение предпринимательской деятельности осуществляется в форме деловых игр, конкурсов, викторин, диспутов, уроков- практикумов, круглых столов, мозговых штурмов, экскурсий на предприятия, публичной защиты проектов», — гласит ответ из ведомства. И далее: «В 2016– 2017 г.г. с 14–18 ноября в школах РБ проведен «Час предпринимательства». С минпромторгом РБ согласован график проведения экскурсий для школьников и студентов СПО и ВПО на предприятия РБ».
Получается, в настоящее время ни одно ведомство Бурятии всерьез не озабочено вопросом обучения школьников предпринимательству. Одно ведомство осваивает 3 миллиона совместно с бизнес-сообществом, другое — выделяет один час в год на экскурсии на предприятия республики. И так и будет, пока не появится внятной программы по основам предпринимательства в школах от министерства образования России. При этом пока неясно, будет ли введен в российских школах такой факультатив, и как его будут преподавать. Но то, что такой предмет необходим, понятно уже сегодня.