Осенью прошлого года была анонсирована сделка по продаже аэропорта «Байкал». Бывший депутат Госдумы Михаил Слипенчук спустя шесть лет продал один из своих непрофильных активов компании «Новапорт», предположительно за шесть миллионов долларов. Владельцем «Новапорта» является олигарх Роман Троценко, являющийся также советником президента государственной компании «Роснефть» Игоря Сечина.
Часть большой олигархической игры
Комментируя сделку Михаил Слипенчук пояснил, что внимание его компании «Метрополь» будет сосредоточено на сфере строительства, горнодобывающей отрасли и туризма. Развитие аэропорта не являлось профильным для компании, и смена владельца даст аэропорту Улан-Удэ дополнительный импульс развития.
При этом для Романа Троценко актив является более, чем профильным. Компания «Новапорт» в последнее время активно скупала аэропорты по всей России, интегрируя их в так называемый аэропортовый холдинг, который должен стать одним из крупнейших в стране, наряду с компаниями других олигархов — Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга.
Сразу после анонсирования сделки Роман Троценко заявил, что компания «Новапорт» разработает стратегию развития аэропорта, которая будет направлена на увеличение пассажиропотока за счет привлечения новых авиакомпаний и расширения маршрутной сети на внутренних рейсах и международных направлениях. Кроме того, стратегия развития улан-удэнского аэропорта будет включать создание туристического кластера на берегу Байкала. Новый владелец аэропорта заявил, что построит новый международный терминал, а также окажет помощь в привлечении инвестиций в туристическую отрасль республики.
Далее события начали разворачиваться достаточно быстро. Аэропорт «Байкал» получил уникальное разрешение на аренду без конкурса на 49 лет аэропортовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности. Это 35 объектов, в частности, бетонная и грунтовая взлетно-посадочные полосы 1971 и 2002 годов постройки, рулежные дорожки, перрон, аварийно-спасательная станция и т.д.
При этом распоряжения правительства, очевидно, оказалось недостаточно. Собственник инфраструктуры обратился в суд, чтобы понудить аэропорт «Байкал» взять в аренду объекты недвижимости. Арендная ставка при этом продолжает оставаться тайной. Существует большая вероятность того, что строящаяся нынче новая взлетно-посадочная полоса стоимостью в 3,9 миллиарда рублей также отойдет «Новапорту» на длительный срок.
Таких эксклюзивных условий не было даже у Михаила Слипенчука, несмотря на то, что предприниматель за шесть лет вложил в непрофильный актив порядка 50 миллионов рублей. Это говорит о том, что сделка по покупке бурятского аэропорта намного больше, чем просто сделка, а скорее часть большой игры, в которой замешан как крупный бизнес, так и огромные бюджетные деньги.
Начали выводить деньги?
Несмотря на заявления Романа Троценко о больших инвестициях и благоприятном будущем для воздушных ворот Бурятии, первые финансовые операции в аэропорту говорят совсем об обратном.
Так, менее, чем за полгода аэропорт «Байкал» потратил на сторонние услуги по финансовому и юридическому консалтингу более 130 миллионов рублей. Первый крупный транш компания сделала в октябре 2017, разместив контракт на 68,1 миллионов рублей, второй — в феврале 2018 года на аналогичную сумму. Оба тендера выиграли дочки «Новапорта» — «Новапорт холдинг» и «НовапортИнвест». Ранее аэропорт «Байкал» подобные тендеры не размещал, а значит, в таких услугах не нуждался. Тем более, что общая сумма подобных услуг почти в два раза больше того, что аэропорт официально заработал за последние три года.
Все это подозрительно напоминает вывод денег из аэропорта, которые могли взяться только из уставного капитала, составляющего порядка 112 миллионов рублей. При этом в СМИ не раз озвучивалась информация, что новый собственник сохранил объем уставного капитала после сделки. Комментировать данные несостыковки в руководстве компании ООО «Аэропорт Байкал» отказались.
Терминал чужими руками
Заявление Романа Троценко о строительстве современного международного терминала также можно подвергнуть сомнению. Олигарх ни разу не озвучил сумму инвестиций, но преподнес эту идею как собственную. Тем временем ни с того, ни с сего за него это сделали в правительстве Бурятии.
Пресс-служба минтранса республики сообщила, что проектировать новый международный терминал начнут в 2019 году.
«Планируется строительство нового аэровокзального комплекса международных воздушных линий общей площадью 8 тыс. кв. метров. Проектирование нового терминала предусмотрено в 2021 году, строительство — на 2022–2023 годы. Бюджет проекта — около 1,6 млрд. рублей», — сообщил министр Сергей Козлов.
Это означает, что терминал будет строить государство на бюджетные деньги. Скорее всего в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России». При этом роль инвестора Романа Троценко свелась к капитальному ремонту аэровокзала. При этом извлекать прибыль все-таки будет «Новапорт», как собственник не только непосредственно здания аэропорта, но и всей основной инфраструктуры, которую ему отдали на правах долгосрочной аренды, и в которую он пока не вложил ни копейки. Впрочем, после постройки за государственный счет новой взлетно-посадочной полосы вложения понадобятся еще не скоро. Одним словом «вери гуд бизнес».
Примечательно, что во всех других аэропортах холдинга Романа Троценко существует точно такая же система. Однако не везде процесс идет настолько гладко, как в Бурятии. Больше года идут переговоры «Новапорта» с иркутскими властями — то на строительство нового аэропорта, то на обновление старого. То местный УФАС блокирует передачу без конкурса инфраструктуры аэропорта, то региональный парламент начинает задавать неудобные вопросы по поводу коррупционной составляющей. Но по большому счету, судя по всему, интерес структур Романа Троценко к инвестированию аэропортов улетучивается пропорционально государственным инвестициям. Так, иркутский аэропорт «выпал из портфеля» «Новапорта» сразу после того, как стало известно, что денег на его строительство в бюджете нет.
Поэтому неизвестно, как Троценко будет управлять аэропортом «Байкал» в случае, если международный терминал не войдет в федеральные программы.