Японское агентство женской айдол-группы Batten Showjo-tai объявило о том, что отныне не будут приниматься никакие подарки от фанатов. Исключения теперь нет ни для дорогих, ни для скромных подношений. Продюссеры считают, что такая мера убережет психику участниц группы, возраст которых колеблется от 14 до 18 лет. Ранее айдолы группы уже сталкивались с тем, что некоторым из них присылали слишком дорогие подарки. Кроме того, агентства продолжают испытывать беспокойство за своих подопечных после дикого преступления, совершенного полтора года назад.
Тогда один из настойчивых фанатов певицы Майю Томита, экс-айдола группы Secret Girls, раздосадованный тем, что объект обожания отказалась принять его подарок и в дальнейшем не обратила на него внимания, набросился на нее и нанес ей не менее двадцати ударов ножом. Девушка выжила, но долго находилась в критическом состоянии. Известно, что до нападения на нее она жаловалась полиции на преследование, но детективы не приняли это всерьез.
Айдору в Японии
Феномен айдолов, или айдору, как их называют в Японии, в корне отличается от обычных музыкальных проектов. Идея айдору была придумана и реализована в 1980-х японско-американским бизнесменом Джонни Китагавой. Суть ее в том, что поклонникам предлагается следить не только за музыкальным стилем и голосовыми данными участников групп, но и за их внешностью, успехами в модельной индустрии, съемками в кино, участием в ТВ-шоу и радиопрограммах и т. д. Это отдаленно похоже на растянутое на 5-10 лет реалити-шоу с обратной связью.
Человек, «подсевший» на айдору, постепенно привыкает к своему любимцу, впитывая новости о нем почти в еженедельном формате. Именно поэтому, кстати, айдору по контракту с агентством, как правило, бывают запрещены романтические отношения с противоположным полом. Айдору выступает в роли возлюбленного или возлюбленной для своих фанатов, и лишь в особых случаях те могут простить своим любимцам "измену".
Молодые фанаты влюбляются в звезд, а старшее поколение (вплоть до 50-60-летних), которое в Японии и Корее, между прочим, является совершенно привычной аудиторией айдору-проектов, воспринимает их как своих детей или самих себя в юности. В конце концов люди начинают болеть за любимые группы примерно также, как раньше болели за футбольные клубы. Пока разница заключается в том, что в этой сфере слабее выражена конкуренция между группами, и такие фанатские войны как противостояние ARMY (клуб фанатов группы BTS) и EXO-L (клуб группы EXO) редки и не приводят к столкновениям оффлайн.
Для индустрии поп-культуры все это выгодно, потому что фанаты тратят деньги не только на покупку песен, но и на массу сопутствующей продукции, а также являются аудиторией для сторонней рекламы. Фанаты и фан-клубы - неотъемлемая часть индустрии, без них просто не было бы двух третей ее доходов. Соответственно агентства дают возможность поклонникам айдолов как-то влиять на жизнь поп-групп. Иногда предоставляют возможность голосовать за отдельных айдолов, за сабгруппы или целые группы. Довольно часто фан-клубам предоставляется преимущественное право на выкуп лучших мест на концертах, членам клубов позволяют периодически очень тесно общаться с айдолами. В общем, в индустрии более или менее налажена обратная связь и в перспективе она, вероятно, будет только расти и приобретать более разнообразные формы.
Фанатизм по айдолам Японии, Кореи и Китая чаще всего носит безобидный характер, и даже косвенно служит предметом обсуждений на межгосударственном уровне. Иногда феномен проникает и сквозь окутанную колючей проволокой и усеянную сотнями тысяч мин границу с КНДР. Темная же сторона фанатизма выражается в том, что среди миллионов поклонников обязательно найдется пара сотен экстремально погруженных в тему людей, порой страдающих болезненной зацикленностью.
Корейская версия и проблема сасэн
Когда в 1990-х феномен айдору шагнул в Корею, там он получил более близкое к английскому звучание «айдол», и там же появился специальный термин «сасэн» для фанатов, чья фиксация на любимых артистах выходит за рамки нормы. В 2000-х корейские айдол-проекты начали шествие по миру и, несмотря на кризис индустрии, связанный с падением продаж физических носителей музыки (дисков), фанатизм начал почти достигать уровня футбольного. Выходки сасэнов с конца 2000-х стали постоянной головной болью агентств и самих айдолов.
Преследование сасэнами своих кумиров достигло такого размаха, что неофициально появился особый вид сервиса - «сасэн-такси». Смысл его в том, что фанат нанимает такси для следования за любимым айдолом по пятам, куда бы тот не поехал. Попутно, разумеется, ведется фото- и видеосъемка.
Увлеченность фотографиями айдолов вызвала к жизни особую рубрику «аэропортная мода», в русле которой отслеживается и обсуждается стиль одежды звезд, выходящих из самолета. Эта рубрика, конечно, не является прерогативой одних сасэнов, и давно стала вполне респектабельной в отличие от установок скрытых камер везде, куда смог проникнуть неуравновешенный поклонник.
По настоящему серьезной проблемой являются попытки сасэнов добиться физического контакта с айдолами. И вот здесь охрана, на которой агентства экономят, порой допускает ляпы. Широко известен случай, когда сасэн попытался похитить Тэён из группы Girl's Generation (SNSD) прямо со сцены. Этот момент был заснят на видео и показал, насколько слабо выстроена безопасность даже звезд мировой величины.
Нападение на Тэён, как бы громко оно не прогремело (разные видео инцидента просмотрели более 50 млн. человек), было не самым хорошо продуманным и организованным. До сих пор ходят легенды о попытке похищения бойзбэнда EXO. Об этом инциденте мало информации, но известно, что сасэны додумались нанять микроавтобус, идентичный тому, на котором перевозили айдолов. Машину подогнали к месту выхода ребят и те почти уже сели внутрь, как их менеджер заподозрил неладное.
Группа EXO в первом своем составе почти наполовину состояла из китайских участников, благодаря чему их популярность в КНР зашкаливала. Китайские фанатки с той поры стали притчей во языцех из-за своей настойчивости, помноженной на особенности этнического менталитета. Однажды во время гастролей в Китае девушки-сасэны обрились налысо, чтобы выглядеть как парни. В таком виде им удалось проникнуть вслед за айдолами в мужской туалет.
Фанатизм девушек в общем широко известный феномен со времен Битлз, но теперь он временами перерастает в выходки, характеризуемые пользователями соцсетей как харрасмент. Участник группы JYJ Ким Джэджун однажды заснул в корейской сауне (помещения для отдыха там общие для мужчин и женщин), чем воспользовалась девушка-сасэн.
Иногда своим служебным положением пользуются женщины далеко не тинейджерского возраста. Нешуточный скандал разгорелся чуть больше года назад, когда в соцсетях распространилось видео, на котором сотрудницы телекомпании как бы в шутку хватали за интимные места приглашенных в студию парней-айдолов. Тем ничего не оставалось, как делать вид, что шутка удалась.
Эти и подобные инциденты обожают живописать так называемые к-поп-хейтеры, люди, по каким-то причинам ненавидящие корейскую эстраду. Хотя в целом в японской, корейской и китайской индустрии поп-музыки скандалы с харрасментом, наркотиками, насилием и подобным, случаются не чаще, чем на Западе, "ужасы азиатов" почему-то продолжают страшно заботить некоторых журналистов и блогеров. Между тем, сам тот факт, что многие из перечисленных инцидентов стали возможными, показывает только то, что в индустрии k-pop и j-pop довольно вяло относятся к проблеме безопасности. Трудно представить, чтобы попытки похищения могли зайти так далеко в отношении Бритни Спирс или Backstreet Boys. Слабое внимание корейских и японских агентств к охране проистекает прежде всего из того, что вероятность серьезной опасности для артистов пока еще не очень велика.
В России, где уже сформировалось свое сообщество любителей современной дальневосточной поп-культуры, ничего похожего на проблему сасэнов пока не было замечено. Скорее, напротив. Те же EXO, посещавшие Казань несколько лет тому назад, отметили дисциплинированность и приличное поведение российских фанаток.