В нем предусмотрены 135 млн рублей на повышение зарплаты учителей.
Эта сумма вызвала вопросы и замечания депутатов, поскольку ранее планировалось намного больше средств на эти цели.
По словам министра финансов Всеволода Мухина, в среднем зарплата должна вырасти на одну тысячу рублей, а минимальная надбавка составит 400 рублей. Он пояснил, что конкретная сумма зависит от решения образовательного учреждения. Однако депутаты возразили министру. Они считают, что индексация зарплаты в 4% дала повышение от 100 до 400 рублей. Такую сумму депутат Сергей Бужинаев и вовсе назвал подачкой. Леонид Селиверстов напомнил, что сначала предлагалось предусмотреть не менее 200 млн рублей, чтобы выправить ситуацию с зарплатой учителей.
- Мы надеялись, что эта сумма прозвучит сегодня, но этого нет. И как-то неудобно в глаза педагога смотреть после этого. Мы - серьезное законодательное собрание, должны были выполнить свое обещание, а люди именно так и думают, - сказал он.
Простая арифметика
Министр образования и науки Баир Жалсанов расчет по зарплате назвал простой арифметикой. По его словам, чтобы поднять заработную плату, надо увеличить ее финансирование.
- В год 5,2 млрд рублей направляется на зарплату 8,5 тысячи учителей. Они получают плюсом деньги на коммунальные услуги - 126,7 млн рублей, за классное руководство - 138,7 млн. Официально по статистике доход учителей составляет 30 тысяч рублей, где 1700 рублей – доплаты за коммунальные услуги, 1200 - за классное руководство. Если их отнять, остается 27 тысяч рублей, минус подоходный налог и в итоге 25 тысяч получает учитель на руки в среднем, учитывая все районы, - пояснил министр.
Селяне не виноваты
Однако Валерий Цыремпилов опроверг приведенные министром цифры.
- Средняя зарплата в школе Кяхтинского района, моего округа – 14 - 15 тысяч рублей. Такого нет, что 32 - 33 тысячи. Конечно, городские школы получают, может быть, тысячу рублей прибавки, это те, где много учеников. Но селяне не виноваты, что у них такая демография и идет отток населения. Сегодня ситуация аховая. Учитель физкультуры в одной из школ ведет 23 часа и зарплата у него 10 тысяч рублей. А директор школы на 60 - 70 учащихся с окладом в 7,5 тысячи рублей отвечает за все – от материального обеспечения до успеваемости учеников. Это разве соизмеримо с тем, что вы говорите, с высокой прибавкой и зарплатами в 30 тысяч рублей? - возмутился депутат.
Дело в субвенциях?
Между тем Баир Жалсанов считает, что невозможно равномерно увеличить зарплату, потому что субвенция на эти цели муниципалитетам распределяется неравномерно. Так, в некоторых районах младший обслуживающий персонал (МОП) вывели из штата школы и передали на содержание муниципалитетов. А в ряде районов МОП остался в штате и зарплату получает из общего фонда, откуда почти 30% средств уходит на них. Министр предложил направлять субвенцию только на учителей. Таким образом, высвободятся 497 млн рублей, которые можно направить на повышение зарплат учителей. А 1470 человек младшего обслуживающего персонала будет содержать муниципалитет?
Но, как оказалось, это тоже не выход из ситуации. По словам депутата директора школы № 11 из Северобайкальска Оксаны Бухольцевой, МОП практически не подчиняется руководству школы, если он выведен из ее штата. При этом она напомнила, что в других регионах почти отсутствует практика передачи содержания МОП муниципалитетам.
Рабочая группа
На пресс-конференции по итогам сессии зампред комитета по социальной политике Светлана Будаева высказалась, что именно федеральный бюджет должен выровнять зарплату учителей. Регион не сможет этого сделать. Как известно, бюджет республики принят с дефицитом. В 2018 году – это 2,4 млрд рублей, в 2019-м - 2,3 млрд, в 2020-м - 2,4 млрд. На повышение зарплат учителей требуется 1,2 млрд рублей.
- Сложность в том, где найти средства. По моему мнению, норматив должен быть выровнен на средства федерального бюджета, - сказала она. – Сами мы нашли в бюджете только 200 млн, поэтому индексация составила только 4%. Да, она оказалась небольшой, но мы понимаем, что индексация должна быть, ее не было очень давно.
Напомним, сессия решила, что нужно создать рабочую группу по ситуации с зарплатой учителей. В нее войдут депутаты, представители Минобраза и муниципалитетов.
- Проблема будет решаться, но не так, как все хотят. Но завтра так просто этого не сделать. Для этого создается рабочая группа, которая совместно с правительством будет обсуждать все моменты. Возможно, нас и услышат. Ведь, независимо от того, где проживает учитель или ученик, все должно быть доступно и качественно. Все должны получать нормальную зарплату, - отметила Светлана Будаева.