И это не только магазины, но и комфортное красивое жилье под ключ. О своем бизнесе и кризисе, о кредитах и строительном сезоне – в Восток-Телеинформ рассказал владелец компании «СМИТ» Геннадий Доржиев.
- Геннадий Юрьевич, расскажите, когда и как Вы пришли в бизнес? И почему Вас заинтересовала именно эта сфера - продажа строительных и отделочных материалов?
- В бизнесе я уже давно, еще во время учебы плотно им занимался. Где-то на третьем курсе у меня была своя компания по продаже канцтоваров, так что рынок республики я знал уже тогда. В 1998 году произошел очередной кризис, в который с рынка уходил один из игроков и мне предложили взять в аренду магазин. Я подумал, почему бы не попробовать себя в сфере в торговли стройматериалами? Что я терял? И так уже в 1999 году открыл первый магазин.
- Ваша компания сильно выросла с тех пор. Что сейчас собой представляет группа компаний СМИТ?
- Сегодня это не только торговля стройматериалами. Это и строительство, причем, мало кто знает, но объекты торговой группы «СМИТ» были построены собственными силами. У нас есть своя строительная компания, которая предлагает не только коммерческую недвижимость – склады, здания сооружения, но и жилье от компании СМИТ Инвест. Для нас все это - одно профильное направление, которое развивается в одном ракурсе. Кроме этого, во всех наших гипермаркетах можно заказать отделку новой квартиры, что называется «под ключ». Здесь мы позиционируем себя непосредственным помощником при стройке и ремонте и помогаем клиентам спланировать все от А до Я.
- Есть ли у компании свое производство?
- Да, у нас есть небольшое производство металлических изделий. Но в основном, наша компания представляет ведущих российских и зарубежных производителей.
- Какой у вас рынок сбыта? Какие регионы кроме Бурятии он охватывает?
- Мы занимаемся оптовыми поставками в близлежащие регионы. Но основной рынок сбыта конечно Бурятия.
- Какие товары пользуются наибольшим спросом у населения?
- Я бы не стал выделять, что на те или иные товары спрос больше или меньше. Все строительные материалы востребованы, мы работаем над улучшением сервиса, повышением качества обслуживания, делаем все для удобства клиентов. Да и мы и не ставим своей целью продать как можно больше досок или, скажем, профлиста и так далее. Наша задача - показать покупателям готовые решения, помочь им определиться в огромном ассортименте различных отделочных материалов, показать, как те или иные продукты нашей сферы могут помочь создать хорошую атмосферу в квартире и доме.
- Строительный бизнес и все что с этим связано, как правило, переживает высокий сезон весной и летом. Ощущаете ли вы это сейчас, насколько активно наши граждане вообще строятся?
- Да, действительно можно так сказать про Бурятию. Из-за климатических условий в нашем регионе строить зимой довольно затратно, а из-за низких температур можно использовать далеко не все материалы. Поэтому традиционно пора ремонтов и стройки приходится на период с весны по осень. Так что у строительных компаний первый квартал года - это так называемый «тихий» сезон. Но он же и самый выгодный для покупки отделочных материалов: летом в магазинах ажиотаж, очереди, надо выкроить время еще и на отдых, а зимой больше времени, свободных бригад, акций в магазинах и т.д. Если есть возможность, то рекомендую делать ремонт зимой.
- Статистика сообщает не особо хорошие отрасли по строительной области, вводу в эксплуатацию жилья. На Ваш взгляд, насколько активно горожане покупают квартиры и строятся?
- Да, я бы здесь согласился с данными статистики, не сказал бы, что регион особо активно строится. Если апеллировать к данным предыдущих годов, то с 2014 года в целом по отрасли мы, и я имею в виду республику в целом, серьезно упали по показателям ввода жилья. Но все не так плохо. Да, сказать, что сейчас активно идет строительство нельзя, но при этом нет кардинальных спадов.
- Как Ваша компания прошла кризисные годы, с чем испытывали наибольшие трудности, кто или что помогло?
- Это, действительно, был достаточно сложный период: росли ставки по кредитам, были частые налоговые проверки. Тем не менее, мы выстояли, благодаря тому, что просто ставили для себя задачи, а не стояли на месте. В кризисные периоды, наоборот, нужно ставить более амбициозные задачи и стараться выполнять их. Вот именно поэтому во время кризиса наша компания завершала крупные стройки, открыла расширенный гипермаркет на проспекте Автомобилистов. Параллельно занимались развитием персонала, так что работы хватало. Но при всем этом мы неустанно доказывали и продолжаем доказывать клиентам, что являемся лучшими. Считаю, нам это удается.
- Закончился ли кризис сейчас, как вы считаете?
- Если судить по статистическим данным и прогнозам, в экономике страны идет поступательное движение вперед. Если говорить о строительном рынке, то те, кто вложил средства в производство, я говорю о наших партнерах-поставщиках, также лучше начали себя чувствовать. И я считаю, это стало возможным во многом благодаря программе импортозамещения, которая дала положительный эффект. Производители получили новые технологии, причем на сырье, которое есть в России. Российская продукция, созданная по технологиям ведущих мировых производителей, сейчас является конкурентным продуктом. Что касается цен, то без импортозамещения они могли вырасти, минимум, на порядок, но благодаря политике государства этого не произошло. И если сравнивать 2014 и 2018 годы, то цены почти не изменились. Импортные товары, те, конечно подорожали, но и на них резкого скачка не было. Вообще можно сказать, что глобально кризис на уровне цен на отделочные материалы не сказался.
- Какие вообще трудности Вы считаете самыми полезными для себя как для руководителя?
- Даже не трудности, я сказал бы иначе – вызовы. Вызовы времени. Например, база знаний, которая была актуальна еще три-пять лет назад, устаревает. Приходит век Интернета, цифровизации. И важно не отставать от тенденций в нашей отрасли. Важна и работа над издержками, но это я бы отнес, скорее, к плюсам работы. Например, мы пересмотрели издержки, но при этом сделали значительные вложения в развитие персонала и растут доходы профессионалов, мы открыты для сотрудничества с людьми, которые развиваются.
Да, у любой компании есть сильные и слабые стороны. Наша задача - слабые стороны превращать в сильные. Мы переживаем не первый кризис, и с каждым команда становится сильнее, копится опыт и мудрость. Я считаю, что у нашей компании произошел качественный рост. Из количества мы идем в качество
- Геннадий Юрьевич, а какое значение имеют банковские кредиты для развития бизнеса? Может ли бизнес в принципе развиваться без заемных средств?
- Скажу, что любой предприниматель, который имеет банковский кредит, мечтает, чтобы его не было, но, однако же, кредиты сегодня есть практически у всех компаний, мелких, крупных или средних. Банковские продукты помогают развитию компании, дают ей оборотные средства, возможность вложиться в модернизацию и так далее. Если говорить о кредитах вообще, то, например, ипотечные кредиты для населения помогают развивать строительную отрасль.
- Какой опыт работы с банками в плане кредитов у Вас?
- СМИТ работает с банками с момента открытия. Свой самый первый кредит мы взяли в Сбербанке в начале 2000-х годов. И до сих пор он - один из наших главных партнеров. Причем общение с банком у нас разностороннее. Например, три года подряд я езжу на форум «Сбербанк. Недвижимость», благодаря чему и могу сказать, что банк хорошо видит тренды развития экономики. Сегодня это не только банк, но и ведущая IT- компания, а ее президент Герман Греф, я считаю, один из самых эффективных управленцев. С Бурятским отделением банка у нас сложились хорошие партнерские отношения. Сейчас в регион пришла новая команда под руководством Антона Соколова и Дмитрия Лясковского, которые помогают, сопровождают и отстаивают интересы клиентов при принятии решений, ищут оптимальные варианты и заинтересованы в развитии местного бизнеса. Мы говорим на одном языке и на одной волне. Стираются границы и мнение о том, что Сбербанк это сложная структура, не актуально.
- Многие предприниматели говорят о недоступности кредитов для бизнеса в республике…
- Напротив, я сказал бы, что сейчас банки, наоборот, находятся в поисках клиентов. Но здесь нужно отметить, что есть вопрос качества обслуживания кредитов. Так, если клиентом банка является начинающий предприниматель, то это одна история и взаимоотношения с банком, если же это компания с большим опытом – другая. Что я мог бы отметить на собственном опыте, это обязательное наличие целеполагания: важно знать, для чего тебе нужен кредит. Если это кредит для поддержания текущей деятельности компании, и без него компания попросту не сможет существовать, то тогда кредит лучше не брать, возможно, лучше попробовать себя в чем-то другом. Но вот если ты реально видишь свои перспективы, адекватно оцениваешь рост и долю на рынке, другое дело. Да, в вопросе взаимоотношений бизнеса и банков есть свои стороны, которые хочется нивелировать. Например, всем хочется, чтобы ставка по кредитам была ниже, но все же плюсов, и конкретно у Сбербанка, например, больше. Банк меняется: если сравнивать 2000-ые годы и текущее время, я вижу, как банк меняется. Это касается бизнес-процессов, принятия решений, команды, я вижу, как банк развивает все эти направления. Поменялось и отношение клиентов к обслуживанию, начиная уже с этапа общения с оператором. Скажем, еще лет десять назад открыть счет считалось чем-то очень сложным. Сейчас же менеджер компании может приехать и сам его для нас открыть, объяснив все нюансы.
- Насколько мне известно, у Вас есть общие проекты со Сбербанком.
- Да, сейчас мы плотно работаем по ипотечному кредитованию. Кстати, что касается ипотеки, могу сказать, что с 1 июля 2018 года серьезно поменяются условия долевого строительства. Если раньше строители получали деньги клиентов на разных этапах, их хватало на то, чтобы строиться, то сейчас схема работы с клиентами будет иной. Застройщик должен будет полностью кредитоваться в государственных банках, параллельно продавать квартиры в возводимых домах. А ипотечные кредиты граждан, которые они взяли на приобретение жилья в этих домах, будут копиться на спецсчете в банке. И компания получит доступ к ним только после того, как достроит дом, рассчитается с подрядчиками и банком. Это будет экономически сложный шаг, но на мой взгляд, оправданный.
- Геннадий Юрьевич, в чем Вы видите основную перспективу своей работы?
- Задача номер один - делать сервис более качественным. И, конечно, строить хорошие объекты.
-Спасибо за беседу, удачи Вам.
Александра Шагдарова, Восток-Телеинформ.