По предварительным данным 25 миллиардов рублей выделено РЖД на окончательную замену японской железнодорожной колеи на российскую на всем острове. Сделать это собрались уже в текущем году. Работы по замене начались еще пятнадцать лет назад и без лишнего фанатизма шли практически каждый год. В 2016-м говорили, что закончат всё к 2020-му, но, очевидно, с подготовкой строительства моста с материка на остров работы на железной дороге решили ускорить.
В свое время Советский Союз отказался от замены японской колеи по целому ряду причин, одной из которых стали многочисленные тоннели и мосты, которые тоже пришлось бы строить заново. При этом японские тоннели отличались высоким качеством.
Ранее общая длина путей составляла 806 километров, и часть из них шла по мостам и тоннелям. Ходили по острову сначала трофейные японские паровозы, затем - поезда, закупленные при СССР. Два японских дизеля работают до сих пор, остальные заменены на российские. Это не так удивительно, как то, что в Сети периодически появляется информация о том, что по сей день на Сахалине работает то ли один, то ли два японских железнодорожных снегоочистителя 1914 года (по другим данным - 1920-х годов) постройки. Информация о столь заслуженном ветеране сильно походила на городскую легенду, но в Youtube нашлось даже видео.
Железная дорога - не единственный, оставшийся от японцев, элемент инфраструктуры Сахалина. В прошлом году в СМИ мелькнула новость о том, что в Холмске во время ремонтных работ техника повредила старый японский водопровод. Жители других регионов сначала не обратили особого внимания на заголовки статей, мало ли всяческих раритетов ломают экскаваторы по всей стране каждый год. Лишь после того, как начали появляться сообщения о жалобах граждан Холмска на отсутствие воды, пришло осознание факта, что был поврежден не просто водопровод, а действующий водопровод! Дополнительного колорита новости придал тот факт, что трубы этого чуда начала прошлого века были сделаны из дерева.
С 1905 до 1944 года Япония обладала южной частью Сахалина и концессиями в северной части, а в 1945 году лишилась всего острова и ряда прилегающих территорий. Тем не менее, за небольшой период японцы смогли построить на островах довольно развитую по тем временам инфраструктуру, часть которой работает по сей день.