Угасшая звезда «Олимпийского ритма»
С момента объявления Сочи столицей Олимпийских игр 2014 года много сил было брошено на обеспечение высочайшего уровня проведения Олимпиады в России. И это не только строительство новейших спортивных объектов, но и, по сути, всей городской инфраструктуры. Но еще важнее было сделать проведение Олимпийских игр делом общенациональным, к которому стал бы причастен каждый россиянин, особенно молодежь.
Спорт в своей структуре включает три основных компонента: спорт высоких достижений, спорт массовый и физическую культуру (здоровый образ жизни). Все они неразрывно взаимосвязаны, охватывают все возрасты и регионы. У разных регионов есть свои специализации не только по подготовке спортсменов по видам спорта, но и по реализации определенных векторов спортивной политики. Важнейшая роль Бурятии в этом наряду с общей популяризацией спорта заключается в создании благоприятных условий для реализации всероссийских программ и собственных проектов.
Вспомним, что в 2008 - 2010 годах в республике произошел всплеск спортивных достижений. Тогда источником ряда перспективных проектов стала креативная группа Next, работавшая при Республиканском агентстве по физической культуре и спорту (РАФКС). Инициативная группа молодых людей в рамках Всероссийской акции по поддержке Олимпийских игр в Сочи «Займись спортом 2014 часов» разработала и стала внедрять Республиканскую программу по пропаганде здорового образа жизни и спорта «Ты - Мы».
Так, например, в 2010 году в спортивном зале КСК «Дружба» состоялся первый фестиваль под громким названием «Олимпийский ритм». На это мероприятие приехало более трехсот участников из Улан-Удэ и районов республики. Впервые на одной площадке в борьбе за титул лучших встретились танцевальные команды, коллективы современных танцев; своим мастерством их поддержали рэп-исполнители и мастера граффити. В особую борьбу вступили спортивные федерации. Каждая показывала самые завораживающие трюки. За виртуозными программами федераций ушу, аэробики и художественной гимнастики последовали не менее зрелищные выступления новых, но всерьез заявляющих о себе федераций: кендо, софт-тенниса, паркура, велоспорта.
Этот фестиваль позволил раскрыть огромный потенциал профессиональных спортсменов и молодежи. Амбиции организаторов были обоснованы. Поддержку новому направлению оказали правительство Бурятии, администрация Улан-Удэ.
Замруководителя администрации правительства Ирина Смоляк тогда пояснила: «В основу программы заложен вектор: «mы ЗОЖги свою звезду». В нем первое слово понимается как «ты» и как «мы», а слово «ЗОЖигать» происходит от аббревиатуры «здоровый образ жизни». В дальнейшем мы планируем создать первый в городе и республике музыкально-спортивный центр, выделить общеобразовательным школам помещения для занятий спортом и развития альтернативных направлений среди молодежи».
Но «Олимпийский ритм» постепенно угас. В последующие годы предпринимались попытки повторить успех первого фестиваля. Но это не удалось. Второй и третий прошли намного скромнее. В спортзале института железнодорожного транспорта и в физкультурно-спортивном комплексе уже не удалось собрать такого количества участников.
С тех пор прошли уже не одни Олимпийские игры – летние в Лондоне и в Рио-де-Жанейро, зимние в Пхенчхане. На Играх в Сочи спортсменов из Бурятии не было, но была сильная общенациональная идея. В последующем Бурятия направляла на Олимпиады наших атлетов. Любовь Волосова принесла в копилку сборной России «бронзу» в женской борьбе в Лондоне, лучница Инна Степанова завоевала заветное «серебро» в Рио.
Про нынешнюю олимпиаду в Корее вспоминается с тяжестью. Мировые спортивные функционеры сделали все, чтобы аннулировать результаты Сочинской Олимпиады и максимально сократить состав нашей сборной, подорвать боевой настрой атлетов. В этих условиях наша лыжница Алиса Жамбалова выступала в условиях неравной борьбы с испытанными «волками» мировых гонок. И все же участие в Играх дало определенный результат: лыжные гонки теперь включены в число опорных для Бурятии видов спорта, потеснив пресловутый шорт-трек. Напомним, этот вид спорта был включен в число опорных для республики, когда спортивные управленцы после успешного выступления на Сочинской Олимпиаде Виктора Ана решили, что коренные жители Бурятии подходят по комплекции для подготовки олимпийского резерва. Эти надежды не оправдались, зато появились основания предполагать, что внимание к лыжному спорту, финансовая поддержка возрастут, а не останутся на плечах тренеров-энтузиастов и спонсоров.
Бурятия как форпост России
Еще до того, как состоялась Олимпиада в Сочи, правительство страны, ведущие спортивные специалисты заметили, как во всех отношениях геополитические векторы смещаются на восток. Сюда же стали смещаться ключевые спортивные события, в частности, две подряд Олимпиады – прошедшая зимняя в Пхенчхане в начале этого года и предстоящая летняя в Токио в 2020-м.
Не секрет, насколько непривычно адаптироваться спортсменам из западных регионов к специфическим природно-климатическим условиям, часовым поясам и даже быту и культуре стран Азии. Проходить длительные учебно-тренировочные сборы в этих странах очень затратно. Назрела необходимость создания универсального спортивного центра на востоке страны.
- В целях развития спорта высших достижений рассмотреть вопрос о строительстве центра спортивной подготовки в Забайкалье и других регионах, соответствующих условиям среднегорья и морского побережья, – таким было одно из поручений Владимира Путина в 2010 году.
У Бурятии появилась возможность стать именно таким регионом. Началась реализация уникального проекта «Инновационный спортивный кластер «Энергия Байкала». В его основу была заложена идея, что Байкальский регион обладает огромным потенциалом для подготовки и восстановления спортсменов. Проект вызвал большой интерес у спортивной общественности. В небольшой промежуток времени в Байкальском регионе поработали ведущие специалисты спортивной сферы, проведены научно-исследовательские экспедиции. Один за другим в Бурятии состоялись три Байкальских спортивных форума. По итогам первого из них тогдашний зампред правительства Баир Бальжиров дал поручение приурочить проведение второго форума к череде ключевых мероприятий, посвященных празднованию 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав России.
Второй форум вызвал еще больший резонанс. «Очень хороший знак развития России» – так обозначили его участники. Байкальский энергетический узел приобрел свои очертания. Это Тункинский район, остров Ольхон, поселок Максимиха и Улан-Удэ. У каждого из перечисленных мест есть свои особенности, сводимые к уникальному сочетанию природных и исторических факторов. Это повышенная продолжительность солнечного сияния, обладание богатыми минеральными источниками, сочетание ландшафтов разной высотной поясности, возможность рационального сочетания западной и восточной медицины. Чрезвычайно благоприятно и географическое положение Байкальского региона. Смена часовых поясов для спортсменов, направляющихся из западных регионов на восток, обычно сопряжена с физическим утомлением, а возможность предварительной акклиматизации перед турнирами должна позитивно повлиять на физиологическое состояние атлетов. Вслед за учеными в Бурятию стали приезжать сами спортсмены. Условия байкальского климата по достоинству оценили сборные команды России по нескольким видам спорта, участники первого в истории России чемпионата по стрельбе из арбалета, ряда крупных турниров по борьбе и боксу. Кстати, на примере Бурятии сформировался и встречный вектор, когда мировые первенства стали более доступны для спортсменов из азиатских стран.
На третьем форуме концепция кластера была уже очевидна всем участникам. И они приступили к более детальным вопросам: медицинскому сопровождению тренировочно-состязательного и восстановительного процессов, режиму питания, распределению нагрузок, индивидуальному подходу к каждому атлету, обеспечению кадрового резерва, пропаганде ЗОЖ в широких кругах населения.
Главный специалист Министерства спорта и туризма РФ Татьяна Коляскина, комментируя всю серию встреч, отметила:
- Идея форума не нова. Подобные форумы проходят регулярно в разных регионах. Но как нигде более именно здесь рождаются самые эффективные идеи и методы, призванные быть реализованными повсеместно.
При этом специалисты были уверены, что развитие шло в должном темпе, и реализация предложений, изложенных на спортивных форумах, начнется при достижении определенного этапа развития. Но что же произошло с этими проектами? Почему, набрав такие обороты, они вдруг угасли? Не секрет, какие изменения произошли в последние 3 - 4 года в системе управления спортом. Это и дело вокруг финансовых махинаций, в которых был уличен экс-руководитель РАФКС Владислав Бумбошкин, и трансформация самого Агентства в Министерство спорта и молодежной политики, и выезд из Бурятии людей, инициировавших и развивавших эти проекты. Подобные перестановки, произошедшие на фоне общего снижения расходов на развитие спорта из республиканского бюджета, не могли не отразиться на проектах.
Сейчас начинается новая волна олимпийского движения, теперь с прицелом на Токио-2020. Уровень проведения всероссийских и международных турниров по разным дисциплинам, профессионализм спортсменов и тренеров, оснащенность спортивных объектов наглядно показали федеральным функционерам потенциал республики, открыли перед Бурятией большие перспективы стать надежным форпостом в развитии спорта на востоке России. Проекты, пока ушедшие из Бурятии, с учетом корректировок могут возродиться в новом качестве. Сейчас многое зависит от грамотных действий Министерства спорта и молодежной политики и в целом от расторопности республиканских чиновников.