О том, что трейдеры предупредили Федеральную антимонопольную службу об угрозе дефицита топлива и росте розничных цен, сообщает РБК. Одна из причин заключается в том, что нефтяники накапливают запасы (и меньше отправляют на биржу) перед плановыми остановками НПЗ на ремонт.
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже оптовые цены на бензин сейчас достигли исторического максимума (за весь период торгов с 2012 года). Об этом рассказали в некоммерческом партнёрстве «Совет по товарным рынкам».
Как сообщает издание, на московских базисах бензин марки Аи-92 вчера стоил 45 390 рублей за тонну, а Аи-95 – 47 216 рублей. Оптовая цена автомобильного топлива выросла: с начала марта 92-ой подорожал на 7,84%, с начала года – на 8,84%; 95-ый прибавил к ценнику 9,53 и 11,96% соответственно.
В «Совете по товарным рынкам» обеспокоены «политикой крупных игроков топливного рынка – нефтяных компаний, которые искусственно ограничивают предложение топлива на биржевом рынке, формируя таким образом искусственный дефицит и провоцируя рост цен как на биржевом рынке, так и на АЗС».
Известно, что в некоторых регионах РФ уже сейчас наблюдается дефицит топлива на АЗС, поэтому владельцам независимых сетей заправок приходится продавать топливо себе в убыток или с минимальной прибылью. Доходность сетей в Санкт-Петербурге и на Урале стала отрицательной, в Москве близка к критической, отметили эксперты.
По мнению председателя правления СПТР Ильи Мороза, резкое увеличение цен на бирже связано с тем, что нефтяники предпочитают вывозить товар из России (из-за увеличения экспортного паритета, вызванного в том числе ростом стоимости нефти), при этом они сокращают поставки топлива на биржу.
В случае, если эта тенденция продолжится, цены на российских автозаправках через три месяца могут вырасти на пять рублей к каждому литру топлива. Другой возможный вариант – независимые АЗС прекратят торговать бензином.
Согласно нынешним нормам, все крупные нефтяные компании обязаны продавать на бирже в РФ не менее 10% выпускаемого бензина; они не имеют права резко увеличивать экспорт продукции в случае, если это приведёт к дефициту на внутреннем рынке. За нарушения нефтяникам грозят оборотные штрафы.
Источник в одной из компаний с госучастием рассказал о том, что крупные игроки рынка не готовы постоянно сдерживать объёмы экспорта, особенно в периоды, когда цена топлива на внутреннем рынке заметно ниже. «Мы в какой-то период пошли навстречу властям и не повышали цены на топливо, даже снижали их, потому что в стране были выборы. А сейчас надо чем-то это компенсировать», — комментирует он. Представитель отрасли считает, что нефтяники должны в первую очередь заботиться об интересах акционеров, а не владельцев независимых сетей автозаправок.