Азия
1327

"Анти-фейковые" законы в странах Юго-Восточной Азии тревожат оппозицию, но нравятся властям

Законопроектами обеспокоены оппозиция, журналистское сообщество и даже представители Facebook и Twitter

Малазийского премьера Наджиба Надзака стали сравнивать с Ким Чен Ыном. Фото: financetwitter.com

"Малайзия превращается в Северную Корею" - с унылым сарказмом констатируют блогеры, освещающие новости Юго-Восточной Азии. Авторы в целом признают, что главный проводник законопроекта "о борьбе с фейковыми новостями" малазийский премьер Наджиб Разак берет пример с Дональда Трампа в использовании терминологии и риторики, но отмечают огромную разницу между практическими действиями двух лидеров. Американский президент лишь называл фейками критикующие его публикации, а Наджиб, контролируя почти 100% основных СМИ, принадлежащих государству, хочет накинуть узду еще и на социальные медиа. Twitter и Facebook в полной мере проявили себя в критике малазийского премьера в тянущемся с 2015 года скандале "1MDB". 

Третий год, то затухая, то разгораясь с новой силой, коррупционный скандал о предположительных взятках на сумму в 700 млн. долларов отравляет жизнь Наджибу Разаку и группе близких к нему бизнесменов. Не так давно охота за роскошной яхтой "Equanimity", принадлежащей бизнес-партнеру премьера, снова подняла в заголовки новостей имя главы малазийского правительства.

Общая сумма, которая фигурирует в нескольких расследованиях деятельности предприимчивого премьера, исчисляется даже не в миллионах, а в миллиардах долларов. Захватывающий детектив, в который оказались вовлечены восемь стран, развивается по всем канонам жанра - с яхтами, королевскими фамилиями и розовыми алмазами. Все как в кино, но это действительность Юго-Восточной Азии, экономики стран которых развиваются быстрее демократических институтов. Тем не менее, за исключением Вьетнама, в регионе почти всюду есть сильная или перспективная оппозиция, которая пытается противостоять коррупции.

Представленный на днях в парламент Малайзии законопроект "о борьбе с фейковыми новостями" предполагает наказание до 10 лет тюрьмы и/или 130 тыс. долларов штрафа лицам, создающим или распространяющим информацию, которую власти могут счесть фальшивкой. Оппозиция в Малайзии прямо связывает этот законопроект с трехлетним коррупционным скандалом и предстоящими выборами. Страна, при этом и без того находится на скромном 144-м месте в рейтинге свободы слова «Репортеры без границ».

Удивительно, но факт: соседний Сингапур, некогда отделившийся от Малайзии силами сепаратистов из этнических китайцев, в рейтинге свободы слова находится на еще более невпечатляющем 155 месте (для сравнения Россия - на 148-м). Островное государство широко прославилось эффективной и беспощадной борьбой с коррупцией, но также известно и местами с трудом поддающимися объяснению жестокостями законодательства. С прошлого года в Сингапуре обсуждаются планы введения аналогичного малазийскому "анти-фейкового закона".

Любопытно, что если на малазийский законопроект мировые СМИ обратили относительно мало внимания, то путь, на который встал Сингапур, обеспокоил целый ряд транснациональных корпораций, в том числе таких как Facebook и Twitter. Официальные представители этих соцсетей, а также компании Google даже приняли участие в парламентских слушаниях законопроекта. 

Мы не верим, что этот законопроект является лучшим подходом к решению проблемы, - заявил Элвин Тан, глава общественной политики Facebook в Юго-Восточной Азии, - Сингапур уже имеет целый ряд законов и регуляторов (нормативных актов), которые направлены против разжигания ненависти, диффамации и распространения фальшивых новостей.

Позиция сторонников законопроекта заключается в том, что Сингапур - по территории очень маленькая страна, но с огромной концентрацией населения на квадратный километр, причем население принадлежит к нескольким этническим и религиозным группам. Такое положение создает уязвимость для паники или быстрых вспышек межобщинной вражды. Хотя в недавней истории Сингапура не было случаев, способных проиллюстрировать желательность "антифейкового закона", его сторонники указывают на то, что большинство фальшивых новостей, связанных с Сингапуром, происходили из-за его пределов. 

Доводы в пользу законопроекта совершенно не убедили большинство наблюдателей, а Кэтлин Рен, директор общественной политики Twitter по Азиатско-Тихоокеанскому региону, заметила, что

Ни одна компания, правительственный или неправительственный актор (или участник дискуссии), не могут быть (единственным) арбитром правды.

Сингапур - важный для всего мира коммуникационный узел, а также один из мощных финансовых центров. Кроме того, это своеобразная витрина свободной рыночной экономики в регионе, потенциальный пример для Китая, Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, Бирмы. Такой статус Сингапура заставляет крупнейших мировых игроков ощущать беспокойство за развитие демократических институтов в этой стране.

Автор: Дорж Цыбикдоржиев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях