В 2016 году в России решили «перекроить» дополнительное образование. В течение двух лет в девяти регионах, в том числе Бурятии, Якутии, Татарстане, Ханты-Мансийском автономном округе, Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и Пермском крае, запустили программу под названием «Равные возможности – детям!». Её придумали активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ).
Суть пилотного проекта – в персонифицированных сертификатах на допобразование, которые представляют собой бумажный либо электронный документ. За каждым – специальный счёт на определённую сумму. Государство перечисляет на него деньги, а школьникам и их родителям остаётся только выбрать любое направление – будь то шахматы, кружок по рисованию или спортивная секция, причём необязательно муниципальные.
- Все отрабатывали свою модель и везде она получилась разной, – рассказала 30 марта на специально организованном круглом столе руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Наталья Сандакова. – Предполагалось, что проект будет реализовываться на основе софинансирования из регионального бюджета, а в каждом субъекте появится своя «дорожная карта» и как минимум два реестра – всех программ дополнительного образования и поставщиков соответствующих услуг, включая лицензированных индивидуальных предпринимателей.
На эти цели в разных регионах на одного ребёнка выделяется от 18 до 30 тысяч рублей в год. По словам начальника отдела дополнительного специального образования Минобрнауки Бурятии Доржи Фролова, кружки и секции сегодня посещает 66,9% жителей республики в возрасте от 5 до 18 лет. В этой сфере работает 2329 специалистов. Проект внедрили в Баргузинском, Джидинском, Еравнинском, Заиграевском, Закаменском, Иволгинском, Кабанском, Кижингинском, Курумканском, Кяхтинском, Мухоршибирском, Окинском, Прибайкальском, Селенгинском, Тункинском и Хоринском районах, а также в Северобайкальске. Итого – 17 муниципалитетов.
В каждом муниципальном образовании – свои расценки: где-то – по 20 рублей за час работы, где-то – и все 40 за одного ученика. Доржи Фролов пояснил: поскольку система допобразования финансируется из местного бюджета, единого регионального норматива здесь быть не может.
Бурятская столица «пролетела» мимо проекта, инициированного «фронтовиками». Посещать учреждения допобразования бесплатно несовершеннолетние улан-удэнцы смогут только после того, как комитет по образованию городской администрации включит эти организации в свой реестр. У них есть возможность работать и с ребятишками из районов, но прежде необходимо попасть уже в соответствующий муниципальный перечень поставщиков таких услуг. Пока же бесплатные кружки и секции в Улан-Удэ для большинства детей остаются недоступными.