Эта история произошла почти два года назад. Неоднозначное заявление министр культуры России сделал в июне 2016-го, в ходе панельной дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме. Чиновник сообщил, что в современных российских мультфильмах нет ничего «русского», кроме того, что сделаны они в России. По его мнению, если эти мультики озвучить по-английски, то они ничем не будут отличаться от продукции китайской студии, писал «Московский комсомолец».
- Даже лица детей там азиатские, космополитичные, – отметил Владимир Мединский и добавил, что для рынка такое явление может быть нормальным и правильным, однако для федерального ведомства «это странно».
Он также заявил о готовности министерства поддержать анимационные проекты при условии, что это будут действительно русские мультфильмы.
- Не забывайте, что мы – Минкультуры России. И если у вас фильмы про Джончиков, Пончиков и девочек Мэри, то вы будете стоять в конце очереди, – подчеркнул министр.
Слова Мединского оскорбили жителей Якутии. Своё возмущение они выражали в соцсетях. Пресс-секретарь главы администрации Якутска Ирина Ефимова пояснила, что «Россия – это многонациональная федерация, и уже поэтому кино и мультфильмы в ней не могут быть только про русских и только для русских», передавал сайт «ЯкутияИнфо».
Вскоре уполномоченный по правам человека в Бурятии Юлия Жамбалова направила в адрес председателя следственного комитета России Александра Бастрыкина обращение с просьбой проверить слова главы Минкульта на разжигание межнациональной розни. Причиной стали жалобы уже со стороны жителей республики.
Постепенно СМИ забыли об этой истории. Почти два года спустя выяснилось, что скандал с Мединским свели на нет. Копии обращения бурятского омбудсмена переслали для рассмотрения по существу в главное следственное управление Санкт-Петербурга и ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, поскольку инцидент произошёл в северной столице.
- Затем их перенаправили в Москву, и в итоге мы получили ответ, что состав преступления отсутствует. Вопрос был закрыт, – рассказала Юлия Жамбалова на правительственном брифинге 2 апреля.
«Выдернули из контекста»
Кстати ещё до этого портал «Life» пообщался с юристами и выяснил, тянут ли слова федерального министра на «уголовщину». Адвокат Сергей Жорин отметил, что Мединский высказался не совсем корректно, но уголовной составляющей в его словах нет, поскольку нет призывов к насилию по какому-либо признаку – национальному, расовому или религиозному.
- При желании уголовную составляющую, конечно, можно найти. Лингвисты решают, есть ли в тексте призывы, расовые унижения, – цитировало Жорина издание. – Между тем, международная конвенция по правам человека говорит, что никто не может быть наказан за своё мнение и суждение, если оно не является призывом к противоправным действиям.
Адвокат добавил: на его памяти не было прецедентов, чтобы в отношении российских политиков применялись статьи об экстремистских высказываниях или были реальные наказания.
Такого же мнения придерживается бывший заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков.
- Слабовато тут для уголовной статьи. Министр просто констатировал национальный признак. По сути, он сказал, что мы – европейская страна и поэтому должны показывать европейские лица, а мы показываем азиатские. С точки зрения морали это не очень нравственно. Чиновник федерального уровня не может говорить таких вещей. Но на статью это не потянет, – прокомментировал он.
«Life» напоминает: после скандального заявления Мединского за него вступился министр культуры и духовного развития Якутии Владимир Тихонов. Ну а сам глава Минкульта спустя несколько дней после инцидента заявил, что его слова просто неправильно поняли.
- Это была фраза, выдернутая из контекста. Была беседа с участием китайских мультипликаторов, и речь шла о том, что мультфильмы должны иметь национальную колористику, – поведал Владимир Мединский.
Тем не менее, эта история без внимания не осталась. О ней упомянули во всероссийском докладе о проявлениях агрессивной ксенофобии. Соответствующий мониторинг ещё в июле 2016-го провело «Московское бюро по правам человека». Инициативу Юлии Жамбаловой включили в раздел под названием «Реакция общества и власти на агрессивную ксенофобию и проявления экстремизма».