Спортивная киномелодрама «Лед», спродюсированная Федором Бондарчуком и собравшая неплохую кассу в российском прокате, с конца марта пришла и в китайские кинотеатры. Первоначально планировалось, что фильм одновременно выйдет на 25 тысячах киноэкранов Поднебесной, то есть займет половину кинотеатров страны. Однако «Тихоокеанский рубеж-2» и «Черная пантера» несколько потеснил позиции «Льда». Демонстрация ленты началась на 23 тысячах экранов, что тоже не плохо. Неплохо уже потому, что в общем-то проходной, хотя и качественный фильм, вступил в конкурентную борьбу с очередным киномонстром Гильермо Дель Торо, сообщает ИА «Восток России».
За первые три дня проката «Лед» заработал $2,132 млн и вошел в десятку самых кассовых фильмов недели, правда, на 9 месте. Стоит напомнить, что фильм Федора Бондарчука «Сталинград» заработал в КНР более $12 млн. В топ-10 попал и его следующий фильм – «Притяжение». Дело закончилось тем, что съемочная группа решила сделать продолжения фантастической ленты вместе с китайскими партнерами.
В топ-10 китайского проката поднимались и другие российские ленты. Среди них – «Он - дракон», «Вий», «Метро», «Викинг», «Время первых», «Сталинград», «Салют 7» и многие другие, в том числе совместная военная драма «Балет в пламени войны». Показательно, что российские фильмы выходят в прокат в весьма внушительных масштабах. Тот же «Викинг», о прокате которого в Поднебесной договорились кинокомпания «Централ Партнершип» и дистрибуционные фирмы Flame Node Entertainment и Beijing United Film Artists Co. Ltd, появился одновременно на 10000 экранах. Прокат фильма в течение трех дней принес почти $2 млн. Упомянутый «Салют 7» демонстрировался в течение недели в начале мая 2017 года и все это время твердо сохранял за собой 7-е место в десятке самых кассовых фильмов китайского кинопроката, заработав около $3 млн.
Интернет показал
С фильмом «Он – дракон» вообще произошла уникальная история. Эта фантастическая драма, снятая режиссером Игорем Цаем и спродюсированная Тимуром Бекмамбетовым, сначала не была приобретена китайцами. Фильм стал известен в КНР благодаря китайскому сегменту интернета, куда он попал элементарным пиратским способом, и где его посмотрели 40 миллионов китайцев.
Прокатчики обратили внимание на популярность российской ленты среди местных интернет-зрителей и купили ее. Фильм вышел в прокат и собрал неплохую кассу, подтвердив свой успех в больших кинотеатрах. Но на этом история не закончилась. Ходят разговоры, что скоро может появиться «Он – дракон-2», снятый уже российскими и китайскими кинематографистами. Совместной станет российская фантастическая лента «Защитники», также оказавшаяся интересной для китайских кинозрителей.
Второй рынок в мире
Сегодняшний кинопрокатный рынок Китая подобен лакомому пирогу, от которого норовит откусить кусочек любой уважающий себя зарубежный кинопроизводитель. Пока что самые жирные куски достаются Голливуду. Китайский кинорынок – второй по величине прокатный рынок мира. В 2016 году общие кассовые сборы Поднебесной составили 49 млрд юаней. А в конце 2017 года они превысили 50 млрд. Сегодня в Китае более 50 тысяч киноэкранов, и, похоже, предел еще не наступил.
Российских фильмов на этом рынке пока немного: в 2016 году в прокат вышло только четыре картины из России, еще пять появились в 2017 году. За три месяца 2018 года в Китае уже были показаны две киноленты.
Важно при этом напомнить, что Китай самостоятельно производит ежегодно почти 700 фильмов, и конкуренция за попадание в прокатную сеть даже среди китайских производителей чрезвычайно велика, не говоря уже о присутствии иностранных лент в китайских кинотеатрах. Поэтому тот факт, что в 2016-2017 годах в китайских кинотеатрах успешно демонстрировались 9 российских лент, весьма многозначителен. Он говорит о возросших перспективах для российского кино. Ведь еще лет 7-8 назад наши режиссеры сильно радовались, когда на китайских рынок попадал хотя бы один российский фильм.
Китайские кинопроизводители начали более охотно вкладываться в российский кинематограф и совместные с нашими кинематографистами киносъемки. Помимо уже перечисленных сиквелов, заканчивается работа над «Вием-2», хотя от реального Вия там уже ничего не осталось. Фильм получил название «Тайна печати дракона. Путешествие в Китай». Он снят в формате 3D, и его премьера в наших двух странах, а также в Малайзии – необычный поворот! – состоится в августе нынешнего года.
Делаются совместные мультипликационные фильмы, китайцы профинансировали фантастический боевик в стиле кибер-панка «Хардкор», снятый Ильей Найшуллером.
Две страны намерены снимать по две-три картины каждый год. Для этого китайские партнеры планируют инвестировать до $50 млн в совместное с Россией кинопроизводство. Конечно, эта цифра не очень большая: она примерно в пять раз меньше китайских киноинвестиций в голливудские компании. Но очень важно, что российско-китайское сотрудничество перестроилось на деловой лад и теперь ориентируется на конкретный результат. Такой подход, думается, вполне приемлем, ибо гарантирует совместным лентам почти автоматическое попадание в китайскую прокатную сеть, да и в нашу сеть, где китайские фильмы – крайне редкое явление, тоже.
Развитию активного сотрудничества кинематографистов двух стран в прокатной сфере имеет две мотивации. Во-первых, неплохо срабатывает административный ресурс. Но сегодня он перестает быть главным и определяющим фактором.
Второй мотивацией все больше становится то, что российские и китайские производители и прокатчики сумели проложить прямой путь к сотрудничеству друг с другом. Более того, кинематографический кризис в России уже ушел в прошлое, и наши кинопроизводители начали делать качественное художественное кино самых различных жанров, в том числе наиболее прибыльные в коммерческом отношении фантастические ленты, военное кино, отличные мультфильмы. А это не могло не привлечь внимания китайских кинобизнесменов.
Кино – это не только самый массовый вид искусства, но сегодня это еще и широкое поле для предпринимательской деятельности. Понятие «кинобизнес» прочно вошло в обиход кинематографистов, выстраивающих свою политику на принципах окупаемости производимой продукции. Китайские кинодеятели научились этому еще лет 15 назад, российские – еще только учатся. Но у них уже многое получается. И самое главное – никто не подгоняет российско-китайское кинематографическое сотрудничество. Безусловно, оно стимулируется с обеих сторон, но устраивать в этой сфере бессмысленные гонки никто не собирается. Развитие должно идти естественным путем, хотя и нуждается в стимулировании.
Авторское кино из регионов
Наиболее интересное авторское кино сегодня снимается в России на региональных киностудиях. И, кстати, там же оно весьма популярно в силу узнаваемости, и желания людей увидеть собственную жизнь, разобраться в ней ее и определиться, как быть дальше. Достойное кино делают в Якутии. Такие ленты, как «Тропа смерти», «Наахара», «Призрак», «Паранормальный Якутск», сразу после появления на экранах завоевали успех и даже позволили кинопроизводителям заработать. А детективная лента «Мой убийца» вошла в число претендентов 2016 года на голливудский «Золотой глобус». Казанские кинематографисты сегодня замахнулись аж на самого Лавкрафта - американского мастера прозы в жанре ужасов. Свое кино снимают в Бурятии, Приморье.
Региональные производственные мощности минимальны, финансовые – мизерные. Но чего в полном достатке, так это - здоровых амбиций и желания работать. И там же, кстати, огромное количество интересных и новых идей, и умение работать без оглядки на «авторитеты».
Весьма показательна история появления российского мультипликационного фильма «Снежная королева». Фильм был снят в Воронеже, студией «Визарт Анимэйшн», и вышел на год раньше Диснеевской ленты «Холодное сердце». При затратах в $7 млн заработал более $ 25 млн. Многие части последовавших после успеха продолжений рисовались в китайских студиях компьютерной графики и отчасти финансировались китайцами.
Интерес к сотрудничеству молодых российских киношников со странами Азии сегодня постепенно возрастает. В Москве не очень-то жалуют молодых режиссеров Сибири и Дальнего Востока, поощряя финансированием по большей части московских мастодонтов кинопроизводства. А ведь сегодня практически каждая область, край или республика на обширном географическом пространстве за Уралом проводит собственные международные кинофестивали, налаживает контакты с зарубежными кинопроизводителями, и могла бы предложить добротное кино. Не хватает только денег на рекламу и презентации.
Как представляется, здесь таятся неплохие перспективы для развития всего многообразия российского кино и сотрудничества с зарубежным Дальним Востоком. Китай, Япония, Южная Корея, Тайвань, Вьетнам имеют достаточно развитый кинематограф и сильную прокатную базу. Поэтому кинематографическое сотрудничество здесь имеет весьма неплохие перспективы. Российско-китайские киносвязи подтверждают это.
Александр Исаев, ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН