Март, как мы помним, обнажил дорожные проблемы города в его особо «больных» местах. Улан-удэнцы ещё зимой иронично подмечали – к весне надо покупать лодки, а самой «пафосной» обувью станут резиновые сапоги.
Но с приходом весны стало не до смеха. Так, например, в сотых кварталах не раз приостанавливали маршрут № 80 из-за работ по улучшению дорожных условий. В таких ситуациях перевозчик вправе временно сократить путь следования автобусов, сообщали тогда в городской администрации.
«Весной такси сюда не вызывайте – не проедем!»
Местные жители не согласны терпеть временные меры и не могут дождаться, когда, наконец, городские власти облагородят их район и решат многолетнюю транспортную проблему. Ведь уже давно «сотые» оптимистично прозвали «перспективной частью города», выделив район под активную застройку. Но пока в межсезонье здешнюю дорогу по обычаю размывает, а люди, как и прежде, жалуются на нехватку автобусов и пробки.
- В 120-х кварталах фактически лесная дорога – о твёрдом покрытии речи не идёт, - показывает фото местных дорог после таяния снега жительница 121-го квартала Марина Иванова. – Это тем более обидно, ведь здесь выделяют землю многодетным семьям, но при этом нет абсолютно никакой инфраструктуры. Власть отвечает: у вас ожидается строительство нормальной дороги к 2030 году!
Другая проблема, по словам людей, автобусы, в которые им приходится забиваться сверх нормы и вопреки безопасности, чтобы попасть на работу, в школу и домой.
- 80-й маршрут начинает ходить примерно в 06:45 и заканчивает в 20:00, продлевать не хотят, - говорит жительница 120-го квартала Ирина Зайцева. – Автобусы крайне маленькие – на 13 человек, но мы в них набиваемся до 36 человек.
У самой Ирины дети - школьники, и она переживает за них всякий раз, когда они возвращаются домой.
Будет дорога – будут автобусы
В конце марта жители «сотых» отметили – в их районе работает техника и вопрос с общественным транспортом частично решается, но это лишь полумеры.
Проблема с автобусами в 120-е кварталы объясняется плохими дорожными условиями, говорят в комитете по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству. С февраля на единственном маршруте № 80 введены автобусы большей вместимости марок «Фиат Дукато» и «Мерседес Бенц». Кроме того, перевозчик должен проработать график движения в пиковые часы с учётом пожеланий местных жителей. Пока решить вопрос можно лишь так.
- Дорога в 120-х кварталах проходит в лесном массиве, не имеет твёрдого покрытия, освещения и требует постоянного грейдирования и подсыпки, - говорит председатель комитета Юрий Ткачёв. – Есть значительный продольный уклон, нет дорожных знаков.
Сейчас рассматривается возможность включения этой дороги в программу проекта «Безопасные и качественные дороги» до 2025 года.
Получается, будущее 120-х кварталов довольно неопределенно и четкого ответа на вопрос жителей, когда будут дороги, нет. То же самое касается и трамваев, которых они так ждут.
На трамваи в «сотые» кварталы потребуется порядка миллиарда рублей
Юрий Санжанов, директор МУП «Управление трамвая»:
- Генпланом Улан-Удэ предусмотрено строительство новых трамвайных линий в «сотые» кварталы. Но это в долгосрочном планировании. В действительности же средств на масштабное строительство, к сожалению, нет. Мы хотели бы, чтобы это были не просто трамвайные линии, а ЛРТ – лёгкий рельсовый транспорт, низкопольный, какой сейчас активно используют в Москве. Необходимо построить трамвайную линию, контактную сеть, тяговую подстанцию, разворотное кольцо. Плюс ещё нужно обойти железную дорогу: либо под веткой «Улан-Удэ – Наушки», либо над ней. Это техническое решение подразумевает огромное удорожание проекта. Хотя, в принципе, решение вопроса есть. В последние годы государство выделяет огромные средства по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги». Мы внесли предложения в Минтранс РБ и администрацию Улан-Удэ о необходимости внесения изменений в законодательство, что позволит развивать экологически чистые виды транспорта и профинансировать ремонт и строительство путей, в том числе в «сотые» кварталы.