Дом
11926

Эксперимент «ИП»: Журналист в роли бомжа

Наш корреспондент провел один день в образе городского попрошайки и выяснил, сколько на этом можно «заработать»

Фото: Евгений Коноплёв

Весной на улицах нашего города становится в разы больше людей «без определенного места жительства». Одни «застолбили» территорию и каждодневно появляются на одном месте, другие скитаются по улицам с протянутой рукой. 

Даже невооруженным взглядом видно, что с каждым годом их – бомжей, попрошаек и других «людей улиц» - становится все больше. Мы решили опуститься на дно и посмотреть на жизнь города глазами обычного бомжа, узнать, насколько жители и гости Улан-Удэ отзывчивы, и заодно проверить теорию, что территория делится между «своими» и «чужими». 

Чудеса грима

Для того чтобы вжиться в роль, я пересмотрел несколько видео пранкеров, которые притворялись бомжами и подходили к обычным людям. В один момент я засомневался в успешности своего эксперимента и меня даже охватил страх. Но меня вдохновил и убедил, что я поступаю правильно, один американский мэр. Летом прошлого года Бенжамин Макадамс, мэр городского округа Солт-Лейк в штате Юта, с населением больше миллиона человек был сильно обеспокоен тем, что на улицах одного из самых посещаемых туристами города постоянно ходят бомжи и попрошайки. Он принял весьма оригинальное решение и на четыре дня сменил свой деловой костюм на старые джинсы и рваный поношенный свитер. С собой у него были только пакет с одеждой, телефон и кусок брезента на случай дождя. По завершении эксперимента в округе был принят ряд социальных программ по улучшению условий жизни населения. 

Перевоплотиться в человека неопределенного возраста, социального положения и занятий нам помогли мастера своего дела – гримеры Государственного Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева Евгения Трунова и Вера Черепанова. 

Посовещавшись, мастера решили добавить в грим такие элементы, как шрам, прыщи, грязь и легкая щетина. Поработали они и над моими руками, ногтями и зубами, чтобы ничто не выдавало во мне представителя среднего класса. 

В итоге в зеркале я увидел, как мне показалось, самого страшного человека в мире. Этот шрам почти на половину лица был просто пугающим, а морщины и прочие элементы грима спокойно накинули мне десяток лет. 

Журналист «Информ Полиса» до и после перевоплощения

Найти прибыльное место

Первое, что я испытал, выйдя на улицу, – это стыд. У меня в голове не укладывалось, как здоровый молодой человек с руками и ногами может ходить в таком отрепье на улице, да еще приставать к прохожим. 

Мне пришлось полностью изменить походку, осанку, свой взгляд и манеру речи. Первую остановку я решил сделать у кафе возле Гостиных рядов. 

- Слушай, помоги, дай десять рублей, есть хочется, – обращался я к прохожим. 

Но никакого результата это не принесло – люди шарахались от меня, как от чумного, игнорировали или коротко отказывали. В этот момент я ощутил, каково это – быть никому не нужным и презираемым, и по-новому осмыслил известную пословицу «От тюрьмы и от сумы не зарекайся…». 

Просидев около 20 минут на этом месте, я решил сменить локацию. 

Дойдя до торгового центра Galaxy, я увидел, как на тротуаре сидит в таких же отрепьях, как и я, мужчина лет сорока. Я решил завязать с ним разговор. Но на все мои вопросы он отмалчивался, показывая жестами, что он немой. Я подумал, что он наверняка не будет против, если я присяду рядом. Однако ему очень не понравилось мое общество (а скорее конкуренция), и он отчетливо произнес: 

- Иди отсюда, тут не сиди. Уходи, это мое место. 

Эта ситуация и некоторые другие моменты помогли сориентироваться в устройстве уличной жизни. Попрошайки нашего города делятся на две группы. Первая – это «алкаши», которые в поисках денег на выпивку выпрашивают деньги у людей. Обычно они не привязаны к какому-то месту, появляются периодически, от случая к случаю. Вторая группа – «профессионалы», они обычно находятся на одном месте и не терпят «конкурентов». Справедливости ради надо заметить, что меня с «прибыльного» места согнали только один раз. 

Мои первые деньги

Следующая точка - перекресток между улицей Кирова и Балтахинова. Там я нашел коробку от холодильника, сел на нее и приготовился принимать «положенную» мне мелочь.

Самыми жалостливыми оказались женщины от 30-ти лет. 

- Ты кто, откуда, давно здесь? – внезапно обратилась ко мне женщина лет 50-ти. 

Я насторожился - уж больно любопытной оказалась прохожая. Еще больше я испугался, когда она сказала, что приедет за мной в понедельник. Но мои сомнения на её счет оказались напрасными, женщина представилась как сотрудник одного из медицинских центров. В её голосе прозвучали нотки сострадания и сочувствия. Мне даже захотелось довериться этой  женщине и пойти с ней, но, увы, я не мог выдать себя. 

«Девушка, познакомитесь с бомжом?»

Следующий мой пункт пребывания – наш знаменитый «Арбат», место всех попрошаек и бродячих артистов. Там, к сожалению, у меня ничего не вышло. В основном по улице ходили молодые люди и девушки, которые, как оказалось, не особо любят делать подачки. 

Прохожие отказывались помогать и деньгами, и продуктами. Тогда я решил ради интереса попробовать знакомиться с молодыми девушками. Итог таких знакомств я, конечно, предсказывал, тем не менее хотелось понаблюдать за их реакцией. Сначала я подошел к одной стройной блондинке у газетного киоска. Её ответ был очень категоричным: «Иди работай» и «отвали». Затем она поспешно ушла. Потом были еще другие девушки, но, как только они слышали мой голос и понимали, кто с ними разговаривает, торопливо уходили. Только одна из девушек, которую я попросил купить воды, с сочувствием отнеслась ко мне, однако ее подруга не дала ей помочь мне. 

Итого за полчаса своего пребывания в роли бездомного я «заработал» 56 рублей 85 копеек. По самым грубым подсчетам (час – 100 рублей, в день – 800, пять «рабочих» дней), получается около 16 тысяч рублей в месяц. Несмотря на «скудность» моего заработка – чуть больше «полтинника», я посчитал нужным скинуть их в ящик с пожертвованиями. 

«Для счастья нужно мало»

Наблюдая за жизнью обездоленных, я задумался, что люди уже не воспринимают бездомных как нечто шокирующее и странное. Для большинства - это обычная картина нашего города. 

Но, как считается, растущее количество бездомных и попрошаек – очевидный критерий деградации уровня жизни. Бомжи, на мой взгляд, –  основной показатель экономики в обществе. 

Специалисты не могут ответить на вопрос, почему тех, кто оказался на дне, с каждым годом становится все больше. От них отвернулось общество, близкие и родные. Мы научились не замечать их на улицах. У очень небольшого процента из этой армии бездомных есть шанс возвращения в нормальную жизнь. Но для этого им нужна помощь других людей. 

Очень жаль, что у нас еще нет таких руководителей в политике, как Бенжамин Макадамс, для которого проблемы общества стоят на первом месте. 

Основные места локации бездомных - районы Элеватора, Центрального рынка, КСК ЗММК, автовокзал и мост улицы Мокрова. Как признают специалисты центра «Шанс», в городе и республике помимо официальной статистики очень много неучтенных граждан без определенного места жительства, отказывающихся от социальной адаптации.

Автор: Информ Полис, Аюр Баев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях