Улан-удэнец Сергей Мандреев в серых, невзрачных, невыразительных на вид гальках, булыжниках и даже валунах видит картины, созданные самой матушкой-природой.
Секреты мастера
В нашу редакцию Сергей принес несколько ничем не примечательных камней. По ним мы миллионы раз шагаем даже на улицах нашего города. И как бы мы их ни вертели, стараясь увидеть хоть какое-то изображение, ничего у нас не получалось, пока Сергей не достал листок бумаги и обычный карандаш. Он наложил на камень попавшийся ему в руку листок из ученической тетради в клетку, а потом затушевал его карандашом. И вот тут-то мы и ахнули. На наших глазах появилось изображение тигра.
- Чтобы лучше разглядеть рисунок, я обычно на камень накладываю бумагу и просто ее разрисовываю карандашом. Через бумагу обычно проступает изображение, - поделился секретом Сергей.
Некоторые изображения он получает при помощи фотоаппарата. Мышка, например, появилась у него при фотографировании в темноте со вспышкой.
Рождение каменной эпопеи
Свой дар Сергей открыл совершенно случайно. В декабре 2014 года знакомый подарил ему на память нефритовый окатыш в коричневой оболочке совсем неприглядного вида, весом всего в 63 г.
- Я даже забыл о нем, пока через неделю не достал из кармана. Тогда я по-новому взглянул на камень, и мне показалось, что там обличье динозавра или дракона. Пригляделся, вроде он заглатывает дельфина. Через какое-то время еще внимательнее присмотрелся и увидел, как дельфин удерживает волка. Так забавно было, - вспоминает Сергей о начале своей каменной эпопеи.
Того окатыша в коллекции Сергея сейчас нет. Он посчитал, что полудрагоценный камень должен вернуться к своему первому хозяину, который тоже разглядел на нем природный рисунок. Позже знакомый привез Сергею еще несколько, на первый взгляд, обычных камней. На одном из них Мандрееву открылся профиль бурого медведя.
- Этот камень я показал нескольким знакомым. Они тоже подтвердили мои предположения, - говорит Сергей.
По поводу своих способностей читать рисунки на камнях Сергей даже общался с православными священниками, ламами, представителем старообрядческой церкви. Но пока не нашел у них объяснения своему дару. Сам он уверен, что события с камнями начались после третьего посещения нетленного тела Даши-Доржо Итигэлова. И каждый раз, по его словам, при посещении сначала мысленно представлялся, как солдат перед генералом, и обращался с просьбой о помощи стать лучше.
- Никогда не просил здоровья и богатства, - уточнил Сергей.
Своя методика
После первых опытов Сергей стал еще больше интересоваться разными камнями. Куда бы ни приезжал, всегда собирает камни. Но прежде обязательно оставляет монетку, угощает «местных хозяев» и берет всего чуть-чуть. Бывало, что и в магазинах Улан-Удэ покупал нефритовые окатыши. Лишь однажды он специально ездил на Тулдунское месторождение технических и ювелирных агата и халцедона. Тогда ему удалось найти всего лишь один сердолик с изображением слона, которого и то подарил своему другу. А еще по пути в Тулдун на берегу озера Сосновое он поднял несколько мелких сердоликов: три из них в миниатюре напомнили ему «сапожок гнома», «ботинок гнома» и «череп гнома».
- Остальные поездки носили попутный характер. Люди на природе пьют алкоголь, рыбачат и развлекаются, а я радуюсь солнцу, небу, пейзажам, наблюдаю за птицами и животными, насекомыми и обращаю внимание на камни, - рассказал Сергей. - Просто нужный камень под ногами не валяется, нужно побыть на месте какое-то время, сконцентрироваться. То же самое и в магазине.
Мужчина уверяет, что у него своя методика поиска камней с изображением. Но какая именно, не стал раскрывать. Лишь поделился, что первое в его методике – это трудовой десант на том месте, где собирается искать камни.
- Нужно начинать с элементарной уборки территории, поэтому вожу с собой мешки из-под мусора. Самое главное, относиться к природе с уважением и почитанием, не ломать деревья, не переворачивать тяжелые камни, не шуметь, не ругаться, не портить воду в водоеме, не бросать на природе ничего, вплоть до мельчайших отходов, - перечислил Сергей.
Благодать на душе
- Я благодарен Вечному синему небу, моим святым предкам, нашей родине, космосу, творческому началу или индивидуальной особенности за то, что ко мне пришел дар «читать» камни. Это можно по-разному интерпретировать, но факты есть факты. Один факт можно заметить и забыть, про второй можно сказать, что случайность, а уже несколько десятков – что-то новое, - рассказывает Сергей.
Сейчас в его коллекции около 30 камней от 30 г до 1 кг. Самые маленькие из них - это нефриты, самые большие – камни из Байкала. На них драконы, лисы, бараны, слоны, бурые медведи, панда, гималайский медведь, белый медведь, львица, заяц, совенок, тигр, барс, манул. Есть даже камни с обезьяной на черепахе, белым китом, собакой, рыбой, птицами, нефритовое сердечко.
- Поверхность камней никем и ничем не обрабатывалась, то есть их не сверлили, не скоблили, не рисовали, не подпиливали, не надрезали – никакого воздействия, - сообщил Сергей.
Срок проявления изображения, по его словам, от одной минуты до полугода. И каждый раз при новом проявлении изображения какого-либо животного, как рассказал Сергей, он ощущает радость и благодать на душе.
- Очень приятно, что некоторые изображения на моих камнях можно идентифицировать по виду и подвиду определенного животного, - говорит коллекционер.
Сам он не может объяснить, почему видит только изображения животных. Ведь ни разу не был на охоте и вообще противник этого занятия.
- Кто в основном охотники? Это урбанизированные, с неплохим доходом люди. Они ради забавы гадят на природе. Раньше человек добывал зверя на пропитание, брал понемногу и был доволен, - объясняет мужчина.
Сам же он зимой постоянно кормит птиц, даже соорудил две кормушки. Их хорошо видно из окна его квартиры.
Камни с изображениями Сергей хранит в трех разных местах в пригороде города.
- Им там лучше, чем в городе, там людей меньше. Камни с рыбами у меня в воде, те, что не боятся холода, держу на улице. А дома камни, которым холодно в нашем климате, например, с изображениями панды и слона, - пояснил коллекционер.
Автор песен
Его родные с самого начала с пониманием и интересом восприняли увлечение Сергея.
- У меня самая обычная семья. Теперь вместе рассматриваем камни. Правда, им еще не один камень не открылся, - поделился Сергей.
Сам он родом из Осинского района Иркутской области, по профессии инженер-механик. С 2010 года занимается массажем. Обычно об этой процедуре просят его знакомые и друзья. А еще он пишет стихи. К пяти из них написал музыку Виктор Малдаев. Он же их исполняет. Теперь мы узнали, что коллекционер камней Сергей Мандреев - автор таких известных песен, как «Бухэ барилдаан», «Таежный снайпер», «Дзюдо», «Вырасти сына мужчиной – запиши на борьбу», «Ко Дню матери». К ним написал музыку талантливый Лудуп Очиров, который сам их исполняет.
Эстетическое удовольствие
Сергей еще не встречал людей с подобным увлечением ни в Бурятии, ни в целом по стране. По крайней мере, в Интернете подобного не видел.
- Рад буду, если найдутся люди с такими похожими коллекциями, - говорит он.
Теперь же Сергей хочет, чтобы еще больше людей узнало о необычных свойствах камней.
- Наверное, пришло время поделиться моим увлечением с людьми. Прекрасное оно рядом, нужно быть чуточку внимательней, тогда и грани познания расширяются. От своего увлечения получаю эстетическое удовольствие. Ведь изображения появляются только на некоторых камнях, они как природные накопители информации, будто живые. Они были до нас и будут после нас очень долго, миллионы лет, - считает коллекционер.
Самое известное проявление изображения на камнях в Бурятии – это лик танцующей богини Янжимы. Его открыл в мае 2005 года в местности Ярикта Баргузинского района Хамбо лама Дамба Аюшеев. В некоторых культурах камень представлен не просто как бездушный булыжник, а наделен особыми свойствами. Достаточно вспомнить знаменитый японский «Каменный сад» или гораздо более древние культуры, где камню отводится и отводилась почетная роль, а сам он наделялся сверхспособностями. Камни издревле считались детьми Земли, поэтому даже сегодня многие северные народы России проводят ритуалы и приносят символические жертвы каменным обломкам.