Село
7180

Конкурс с «запашком»: Кто и как распределяют гранты фермерам Бурятии

Конкурс по выделению денег на развитие бизнеса на селе оброс скандальными слухами. Что стоит за ними?

Фото: А. Аюшеева

Каждый год в это время в нашу редакцию поступают телефонные звонки от фермеров республики с жалобами на систему распределения грантов во время конкурсов Минсельхоза РБ. Во время командировок в районы наши журналисты также слышат рассказы сельчан о коррупции в этой сфере. Только проблема одна – жалующиеся не хотят раскрывать свои имена. 

- Это в городе легче потом найти работу. А в родном селе и районе все друг друга знают. Сживут со света! – испуганно объясняют фермеры. 

Самыми первыми с начала этого конкурса посыпались жалобы на то, что гранты получили  племянники члена комиссии - председателя одной из общественных организаций, связанных с фермерством. 

- Весь район знает, что это его племянники. Он их специально оформил фермерами, – возмущались участники первых конкурсов. 

В соседнем Хоринском районе предприниматели в разговоре с нами назвали даже конкретные суммы «отката». 

- Бывший зампред правительства РБ обещал «помочь» с выигрышем в конкурсе, только нужно было немного поделиться. С каждого миллиона рублей подарить одну четвертую часть. Как «закрывать» пробел в сумме, нам экс-зампред не посоветовал, видимо, посчитал, фермеры люди умные, как-нибудь выкрутятся. После этого мы для себя решили: больше не будем участвовать в этом конкурсе, – с горечью рассказывают хоринские предприниматели. 

Отчет за каждый кирпич

Справедливости ради отметим, что фермеры сетуют не только на коррупцию. Но и на  постоянные отчеты за полученные деньги. В Курумканском районе некоторые хозяйства принципиально не участвуют в конкурсе, все потому, что «за каждый кирпич три шкуры сдерут». 

А вот в Окинском районе до сих пор со смехом вспоминают, как несколько хозяйств смогли обмануть проверяющую комиссию. Вместо закупки КРС фермеры потратили деньги на себя. В скором времени в район приехала рабочая группа с попутной проверкой хозяйств. Фермеры не растерялись, собрали с округи навоз и разбросали по полю. Когда их спросили, где скот, они указали в сторону леса, типа там пасутся родимые. Удовлетворившись видом коровьих лепешек, улан-удэнцы проставили «плюсики» в своих отчетах. 

Во многих районах, в частности в Мухоршибирском, на совещаниях люди возмущаются и задаются вопросом, как формируются конкурсные комиссии и кто распределяет деньги. И понять такие вопросы можно. Ведь в районах лучше знают, кому из фермеров не страшно выдавать грант. 

И подобных историй не счесть. Мы решили лично развеять слухи и обратились за пояснениями к начальнику развития сельских территорий и новых форм хозяйствования Минсельхоза РБ Светлане Кобылкиной. Именно этот отдел курирует распределение грантовой поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК). 

Бумажная волокита

Максимальные размеры грантов по программе «Поддержка начинающих фермеров» составляют 3 млн рублей для разведения крупного рогатого скота мясного и молочного направлений и 1,5 млн рублей -  за другую деятельность. 

Владельцы семейных животноводческих ферм для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направлений могут получить 30 млн рублей, для других видов деятельности - 21,6 млн рублей. 

Как видим, побороться есть за что. Но чтобы вступить в борьбу, сначала нужно подать заявку с пакетом документов. 

- Самый сложный документ из всего набора – это бизнес-план развития хозяйства на пять лет. Фермер должен четко понимать, какие результаты он получит по истечении этого пятилетнего периода. Какие обязательства будет на себя брать. Если человек имеет экономическое образование и опыт работы в этом направлении, для него не будет проблемой просчитать оборот стада, рентабельность, возможную прибыль, выплату налогов, - отмечает Светлана Кобылкина и добавляет: - Стандартный бизнес-план, думаю, человек может написать за неделю. 

По ее словам, оказывать помощь в написании бизнес-плана могут фонды поддержки предпринимателей, специалисты информационно-методологического центра сельских территорий РБ и отделы управления сельского хозяйства при администрации района либо отдела сельского хозяйства. Курировать фермера могут и в минсельхозе республики. Но наивно думать, что за фермера здесь все напишут. 

- В прошлом году заявилось 172 человека. У меня один специалист, который занимается фермерами. Если я его еще загружу бизнес-планом, то у меня работать будет некому. Мы можем посмотреть бумаги, сказать чего у вас не хватает. Все-таки у каждого гранта своя специфика. Например, стандартный бизнес-план идет у КРС молочного направления. Там одна кормовая база – один оборот стада. У мясного направления другая кормовая база. Если на овощи, совсем другая специфика расчета, - объясняет чиновница. 

Если заявка фермера прошла отбор, его допускают к собеседованию. Здесь он должен представить свою презентацию. Основные критерии отбора - на очном собеседовании: степень владения знаниями и умениями по управлению хозяйством и ведение сельскохозяйственного производства, информация по представленным документам и бизнес-плану. 

Люди, распределяющие грант

А теперь самое главное – члены конкурсной комиссии. Это 13 человек, и, как уверили нас, все люди, не зависимые друг от друга. При этом в составе комиссии чиновников должно быть меньше половины. Сюда входят специалисты, которые непосредственно курируют данное направление: начальник развития сельских территорий и новых форм хозяйствования Минсельхоза РБ, председатель комитета развития сельских территорий и инвестиций Минсельхоза РБ, представитель комитета экономики комитета по труду Минэкономики РБ. 

- Остальные – люди, имеющие отношение к сельскому хозяйству, но абсолютно не заинтересованные. Например, это представители научных учреждений БГСХА и ВСГУТУ, Россельхозбанка и Сбербанка, председатель Ассоциации фермерских хозяйств, руководитель Рескома профсоюза работников агропромышленного комплекса, председатель комитета Народного Хурала РБ по земельным вопросам и руководитель информационно-методологического центра, - перечисляет Светлана Кобылкина. 

Можно поспорить с ее утверждением, что все эти люди, «незаинтересованные» в лоббировании своих фермеров. Но кто же в этом признается? 

Остались не у дел

- Это конкурс. Всегда бывают недовольные. Те, кто получил грант, довольны, и наоборот, - отмечают в министерстве. 

Конкурсная комиссия оценивает фермера по десяти критериям по балльной системе от одного до пяти. Отметим, данная балльная система была введена в прошлом году по замечанию прокуратуры РБ. 

- Эта балльная система исключает распределение по районам. Если раньше конкурсная комиссия смотрела, чтобы в каждом районе были победители, то с прошлого года, исходя из этой системы, у нас четыре района полностью вылетели. То есть ни один фермер не получил грант из-за того, что были недостаточно подготовлены, - объясняет Светлана Кобылкина. - В то же время в Бичурском, Тарбагатайском, Джидинском районах фермеры были подготовлены мощно. Они владели ситуацией, отвечали на все вопросы, четко знали, что хотят получить через пять лет. 

Если один член комиссии по личным соображениям ставит «пятерку», а остальные ставят низкий балл, все равно считается среднее арифметическое значение. Таким образом, все махинации сглаживаются, считают в Минсельхозе. 

Ушли от «нецелевки»

По своей сути, механизм выделения господдержки - это авансовый платеж для фермеров и кооперативов. Таким образом, выигравший в конкурсе фермер получает средства вперед. Отметим, остальные виды господдержки в министерстве выдаются в виде субсидий или компенсации части затрат. Представители комиссии признают, что случаи нецелевого использования средств фермерами выявлялись неоднократно. 

- В 2013 году было последний раз, когда люди получали деньги на руки. Естественно, тогда у нас было нецелевое использование. Были судебные иски. И мы ушли от этого. С 2017 года работа строится через управление казначейства. Лицевой счет открывается только в федеральном органе. Например, трактор стоит миллион рублей. Фермер сначала оплачивает 10% от суммы покупки, в нашем случае 100 тысяч рублей. Мы проверяем документы, после нас все проверяет казначейство, только после этого идет перечисление, - рассказывает Светлана Кобылкина. 

Непростое бремя

Одно дело получить грант, совсем другое - 5 лет вести свое дело. 

- В 2017 году закончили программу фермеры, которые получили поддержку в 2012 году. Надо отметить, из их числа закрылось всего 10 процентов. Остальные сейчас идут по другим субсидиям. Кто занимался животноводством, получают субсидии на содержание маточного стада. Кто-то занимается посевами. Кто вошел во вкус и на ноги бизнес поставил, те дело не бросают, - отмечает представитель комиссии. 

Не надо забывать и еще одно важное условие: на каждый полученный миллион фермер обязан создать одно рабочее место. Как признаются владельцы хозяйств, это один из самых сложных пунктов. Трудности в подборе квалифицированных кадров на селе ощущаются ежедневно. 

- По несозданным рабочим местам мы даем фермерам время, например, до первого апреля: чтобы они подали уточненную декларацию в органы, заплатили штраф в размере 5 000 или 1000 рублей, у всех по-разному. Так они избегают штрафа в размере 100 000 рублей с нашей стороны. Штраф 100 000 рублей за одно рабочее место установлен преднамеренно, чтобы человек был заинтересован брать работника. Таким образом, платить зарплату работнику дешевле, чем платить нам штраф, - поясняет Светлана Кобылкина. 

В связи с чрезвычайными ситуациями последние три года некоторые фермеры не достигли индикаторов, которые запланировали. Объема произведенной продукции достигли не все. Если раньше за неисполнение обязательств фермер был обязан полностью вернуть грант, то с прошлого года ввели штрафные санкции. В среднем штрафы варьируются на уровне 40 - 50 тысяч рублей. 

- Человек уже потратил деньги. Как он может такую сумму сразу вернуть? Это нереально. Наша задача не ухудшить положение фермера, а поддержать его, - отмечают в комиссии. - В соглашении прописано: если имеются обстоятельства непреодолимой силы, к ним относятся и ЧС, штрафные санкции мы не накладываем. Но для этого нужны доказательства. В прошлом году по каждому району, где была объявлена ЧС, приняты постановления администрации района, правительства. У некоторых фермеров есть акты обследования, что сгорели все посевы, сено и др. Фермер представляет документы и всё, вопрос решаем. 

В то же время все прекрасно понимают, что, прикрывшись режимом ЧС, фермер может и «не показать» реальный урожай. И подобных нюансов масса. 

В итоге мы пришли к выводу, что если бы с самого начала этого конкурса на сайте Минсельхоза публиковались фамилии членов комиссии и списки фермеров, прошедших и не прошедших, с указанием причины непрохождения, скандалов и слухов было бы меньше.

Автор: Информ Полис, Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях