Каких только легенд не ходит на территории Бурятии о затерянных таинственных сокровищах. Жители республики с начала 20-х годов пытались найти Деминское золото, которое, как говорят, захоронено близ Самарты Тункинского района. Охотники за сокровищами погружались и на дно Байкала, ища золото Колчака. В свое время наделала много шума и история парохода «Работник» с золотом, спрятанным где-то в Селендуме Селенгинского района. Кладоискатели много раз пытали счастье и в Мухоршибирском районе, где якобы меркитами скрыто 40 телег с золотом. К сожалению, пока никому не удавалось найти что-то из вышеперечисленного, поэтому все эти истории так и остаются легендами. Кажется, найти сокровища люди уже не пытаются. Однако энтузиасты в Бурятии остались.
В марте начался сезон кладоискателей, который продлится до сентября. «Информ Полис» связался с нынешними археологами-любителями, чтобы узнать, что же они ищут сейчас.
Дорогое хобби
29-летний программист Евгений (герой статьи попросил не называть его фамилию. – Прим. ред.) все свое свободное время проводит в походах. Зачастую его можно встретить в экспедициях на полях в Селенгинском районе. Палатки, печки-буржуйки и огромные походные рюкзаки - с виду эта группа людей похожа на обычных туристов, если бы не ряд необычных устройств.
- Это мое хобби, которым я занимаюсь уже пять лет. Скажу честно, это дело для обеспеченных людей. Подсчитайте сами - металлоискатель стоит в среднем от 30 тысяч. Вместе со всякими прибамбасами и экипировкой увлечение обойдется в круглую сумму от 50 тысяч рублей. К слову, в Бурятии черных копателей нет. Они в основном специализируются на военных раскопках. Ищут солдат, снимают с них медали. Если где их и можно встретить, то на Западе. Ведь у нас как таковой войны не было, - рассказывает Евгений.
По словам Жени, в Бурятии довольно много кладоискателей.
- В среднем от 400 до 600 человек. Некоторые выезжают даже семьями. В основном работаем на местах бывших сел, не представляющих интерес для археологов. В действующих селах, как правило, в Селенгинском районе, Забайкальском крае, в Кяхте. Остальные районы считаются бедными. Там редко можно найти что-то существенное. Попадаются, конечно, монеты Николая Первого и Второго, Александра Третьего, но очень редко. Все, что мы находим, - это монеты, предметы быта. Как таковой ценности они не несут, поэтому мы по большей части все отдаем в музеи. Просто приятно осознавать, что под находкой будет написано «Найдено тем-то, там-то». Своего рода мы делаем вклад в историю.
Как признался кладоискатель, все же есть вещи, которые они продают.
- Некоторые монетки продаются через Интернет, но за них можно выручить копейки. Да и в музеях их и так полно. Я нашел как-то бурятский нож XIX века, но подарил его своему другу-коллекционеру.
Вещь черного шамана
Среди находок зачастую бурятским кладоискателям попадаются и мистические вещи. Так, на одной из раскопок в прошлом году Евгению попался самодельный череп.
- Это шаманская утварь в виде черепа – часть атрибута черного шамана. Сразу после того, как я ее выкопал, со мной начали происходить странные вещи. Сначала не заводилась машина. Потом она закрылась, а ключи остались в кабине. Я позвонил своему коллеге, он приехал и помог мне. Я решил отдать ему этот череп. После этого странности начали происходить и у него. Когда он выехал на трассу, в него выехала машина. Когда еле доехал до дома, у него прихватило сердце.
Тогда кладоискатель решил «почистить» странную вещь.
- Уже дома коллега окунул этот череп в бронзовое зеркало для чистки. Такими зеркалами раньше ламы убирали негатив. Сейчас не знаю, используют ли они его. Он провел обряд очищения. После этого все встало на свои места. Такие вещи в руки боятся брать даже другие шаманы. Когда мы им что-то приносим, они нам говорят, могут ли с ней совладать или нет. Если нет, то отдают сразу назад.
По словам Евгения, каждый кладоискатель должен уметь «убирать негатив» и после экспедиций ему надо обязательно провести обряд очищения.
Опасные болезни в зеркале
Также частенько кладоискателям попадаются и шаманские зеркала, именуемые также «толи», «панапту», «кузунгу».
В отличие от обычного зеркала, они изготавливаются целиком из меди или бронзы. Шаманское зеркало, выкованное мастером, имеет совершенно особенную энергетику и зачастую используется в обрядах.
Шаманские костюмы предполагают наличие большого количества таких зеркал, поскольку их отражающая поверхность является своеобразным щитом от негатива, просачивающегося из потустороннего мира. Подобные аксессуары и находят порой копатели.
- Шаманские зеркала попадаются периодически, но с ними мы стараемся не связываться. Ведь шаманы туда загоняют всю нечисть, болезни какого-нибудь человека. Год назад в Селенгинском районе я нашел бронзовое зеркало XIX – XX веков с надписями. Когда принес домой, начал замечать посторонние шумы, билась посуда, кто-то будто ходил, я видел тени, кошка постоянно что-то высматривала. Возможно, сущность какая-то вышла и начала сосать энергетику, - предположил Евгений. – Я отдал эту вещь шаману, сам сходил к нему и «подлечился».
Необычные случаи происходили и на поле при десятках очевидцев.
- Как-то начали копать в одном улусе. Выкопали чугунный котел, открываем его, а там череп барана со свастикой на лбу. На месте раскопок мы поужинали, и я пошел к машине, где увидел женщину в белом. Мы тогда все очень перепугались и уехали оттуда. «Загуглив» в Интернете, узнали, что это шаман проводил ритуал и загнал в котел злого духа. А мы, получается, его отпустили.
Стало любопытно, как же все-таки кладоискатели распознают, какого века найденная вещица.
- Чтобы понять, из какого века вещь, мы смотрим литье. У старинных вещей XVI века литье более примитивное. У вещей XVIII века выделка в разы лучше.
Разыскивается хозяин
Среди всего вышеперечисленного копателям попадаются и необъяснимые находки.
- Наши коллеги нашли вырезанного из бронзы человека в скафандре от XII до XV века. Довольно примитивное литье. Мы до сих пор не можем понять, что же хотели изобразить наши предки. Ведь тогда космонавтики не было. Возможно, скульптор увидел что-то необычное и изобразил в этой фигуре. Вскоре она будет передана в Санкт-Петербургский музей.
Для другой находки бурятские копатели решили разыскать потомков прежнего хозяина.
- Мы нашли серебряный, нагрудный, именной знак. Необычность этой вещицы в том, что ее носили в царское время и вручали только людям, которые многое делали для детских приютов. Эта находка достаточно редкая для Бурятии. Сейчас мы ищем родственников и готовы им передать медальон, - говорит Евгений.
Нынешние кладоискатели не живут иллюзиями о том, что когда-нибудь найдут груды золота. Их находки давно не окупаются, но какая-то неизведанная сила все же тянет их к земле, несмотря на разные опасности.
- Мы встречали медведей, бешеных лис. Слава богу, среди нас есть охотники, так что знаем, как вести себя с дикими животными. Что для нас эти поиски? Это состояние души. Кто-то рыбачит, кто-то любит охоту, а мы чувствуем удовлетворение от прогулок с товарищами на природе. Если ничего не найдем – зато хорошо провели время, если найдем, то вообще замечательно.