18 апреля в Кяхтинском районе близ села Шарагол в местности Отсон Хаан ламы Буддийской традиционной сангхи России под руководством XXIV пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева проведут молебен - почитание и восхваление божества. Очирвани - грозное божество, недаром его эпитеты «имеющий великую силу», «свирепый». Считается, что молебен помогает военным и всем служащим в силовых структурах.
Земле божеств
Для верующего буддиста наряду с тремя буддийскими святынями России – статуей Зандан Жуу, Атласом тибетской медицины, драгоценным телом Хамбо ламы Даша-Доржо Итигэлова – непременно должна быть кяхтинская земля – лоно бурятского буддизма. Земля, с которой началось распространение Учения Будды в Бурятии.
Согласно своей клятве перед Буддой и ради блага народа в своем уже одиннадцатом перерождении, именно здесь родился первый пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев. Священны место рождения и каждая пядь земли, связанные с деятельностью Заяа Хамбо. Они должны почитаться бурятскими буддистами как места обитания бодхисаттвы Очирвани, воплотившего в себе силу и мощь Будд трех времен, бодхисаттвы Манджушри, который воплотил в себе ум Будд трех времен, и бодхисаттвы Арья Балы, вобравшего в себя сострадание Будд трех времен. Они должны быть одним из главных мест паломничества наших верующих – хотя бы раз в жизни надо побывать на этой священной земле.
Рождение чудесного ребенка
Рождение чудесного ребенка в 1702 году на восточном берегу реки Чикой у подножия горы Хүгтэй Хаан в семье цонгольского нойона Зая Сахулакова можно назвать предвестием нового времени. С самого рождения мальчик обладал необычными способностями: в годовалом возрасте имел сознание семилетнего ребенка, в одиннадцать лет был рассудителен как восемнадцатилетний юноша. По преданиям, передававшимся из поколения в поколение, с раннего детства он говорил своим родителям, что станет буддийским монахом и пойдет в священную страну Тибет, чтобы изучать Дхарму. Дамба-Даржа Заяев пришел в этот мир, чтобы изменить его, принести на эту благодатную землю Учение.
В местности Отсон Хаан, где родился первый пандито Хамбо лама, поистине особая энергетика, располагающая к созерцанию и раздумьям – пожалуй, так и должно быть. А особо бдительные, по словам Хамбо ламы Аюшеева, могут распознать сокрытые тайны и сокровенные вещи или найти ответы на свои волнующие вопросы.
У подножия горы сегодня раскинулся целый буддийский комплекс. Здесь, по преданиям, находится обитель бодхисаттвы Очирвани (Ваджрапани), олицетворяющего могущество всех Будд. Добравшись сюда, верующие могут поклониться статуе божества на алтаре прекрасной пагоды.
Два величественных субургана сооружены в честь двух Хамбо лам – Дамба-Даржа Заяева и Содномпила Хэтырхеева, который с малых лет принял монашество, учился у Зая Хамбо и после стал его преемником. Увековечивание имени Хамбо ламы Содномпила Хэтырхеева в буддийской ступе взял на себя Аюша Батомункуев из села Сагаан Шулуты. В этом месте Дашанима Абидуев из Энхэ-Тала построил два деревянных дома.
Удивительной силы аршан
В 2008 году в сакральном месте, где родились два иерарха бурятского буддизма, найден удивительный аршан – вода запоминает любое воздействие. С чем бы она ни соприкасалась, означает, что в ячейках памяти этого святого источника должны быть чудесные свойства исцеления и воздействия на человеческий организм.
– О том, что в данной местности должен быть аршан, сообщил Хамбо лама Дамба Аюшеев, – рассказывает Аюша Батомункуев. – В поисках источника мы бурили вручную в разных местах. Искали воду с помощью лозы, но ее не было.
Самую невероятную догадку во время своих медитаций нашел Хамбо лама Дамба Аюшеев – глубинная духовная связь Заяа Хамба со своим перерожденцем Этигэлэй Хамба может проявиться и здесь, потому надо оттолкнуться от расположения родового колодца пандито Хамбо ламы Итигэлова в местности Улзы Добо возле Оронгоя. Он сам побывал там, измерил шагами расстояние от субургана Хамбо ламы Итигэлова до его колодца с серебряным аршаном. Прибыв на Отсон Хаан, отмерил такое же расстояние от юрты и указал, что аршан должен быть именно в этом месте. Приехавшие на помощь рабочие с бурильной установкой решили, что вода на склоне горы может быть не выше уровня 200 метров. При трех попытках бурильщики натыкались на подземную скалу, ломали бур. Но, к удивлению специалистов, водоносный пласт был обнаружен на уровне 30 - 31 метра.
– Удивительной силы аршан, – рассказывает Аюша Батомункуев. – Каждое лето провожу 3 - 5 дней на Отсон Хаан. – Поначалу вода дает мочегонный эффект, потом прибавляет физическую силу. Ее хочется пить бесконечно.
А Хамбо лама Дамба Аюшеев заключил: «Из-за схожести вершины Отсон Хаана с головой льва и склона горы с телом льва можно назвать этот источник воды «молоком львицы».
Бугорочек земной, где тоонто зарыто
Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев и поныне оказывает сострадание ищущим встречи с драгоценным Учением Будды и тем, кто следует практике десяти благих намерений. Чудес на бурятской земле так много, что верующие относятся к этому достаточно спокойно – в свое время буддизм в Бурятии достиг такого расцвета, что буддийских лам, достигших высших стадий реализации, обладающих всевозможными сиддхи, было достаточно много. Казалось бы, найти священный сосуд бумбэ, заложенный в какой-то местности, без обозначения точных координат, – подобно поиску иголки в стоге сена. Но ведь отыскивают. Также на Отсон Хаан найдено место, где стояла юрта, в которой, предположительно, протекала жизнь семьи Заяа Хамбы. Может, именно здесь находится тоонто, где зарыта его пуповина?
Скептики усомнятся, но издавна люди знали, что это святая земля, связанная с именем большого ламы. Потому Дмитрий Николаевич Максимов из ближайшего села Хутор, родом из казаков, даже будучи парторгом в советское время, не позволил своим сельчанам ставить кошары в сакральном месте во избежание его осквернения. Ветеран труда в 2003 году приезжал сюда, чтобы указать на то, что ему было известно здесь.
Кандидат исторических наук, археолог Александр Дондопович Цыбиктаров, родом из соседнего с Отсон Хаан села Шарагол (Шоргоолжо, Хутор), вызвался провести изыскания на местности – удача сопутствовала ему. Ученый обратил внимание на небольшой бугорок, под которым обнаружил несколько сложенных камней, почерневших от копоти, – камни очага в юрте. Дальнейшее вскрытие культурного слоя указывало, что в этом месте действительно находился родовой очаг родителей Заяева. Именно на этом месте Отсон Хаан возведена юрта, совпадающая по периметру с той, которую некогда знал будущий Хамбо лама, – в ней сегодняшние ламы проводят молебен.
Напротив Отсон Хаан находится гора Дуудадаг хада (Зовущая гора). По сохранившимся преданиям, возвращаясь после 18-летнего отсутствия в родных краях, именно с этой горы будущий Хамбо лама Заяев позвал свою мать. Может, побежала она с пригорка навстречу, а может, смотрела, сложив козырьком ладонь, на тот берег Чикоя, чтобы увидеть, как сын будет преодолевать мощный поток реки.
Говорят, Дамба-Даржа Заяев перекинул через Чикой свою буддийскую накидку – орхимжо и как по мосту перешел по ней на родной берег.
Первый пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев, считается, божественного происхождения, пять раз перерождался в Индии, затем пять раз высоким служителем Будды в Тибете. Следующие два перерождения – бурятские. Перерожденцем Хамбо ламы Заяева люди называли пандито Хамбо ламу Итигэлова. В 1912 году Итигэлов доказал, что он перерожденец Д.-Д. Заяева, когда приехал в Цонгольский дацан. Вместе с ламами он провел там трехдневный хурал, после которого указал место для переноса дацана, добавив, что там находятся ритуальные предметы, принадлежавшие I пандито Хамбо ламе Заяеву. Так и оказалось. Дело в том, что перед своим уходом еще в 1775 году пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев у подножия горы Хумун-Хаан заложил ритуальный кувшин-бумбэ, предсказав, что в будущем на этом месте будет построен дацан. Невероятное вероятно.
Ранжун Маани - самопроявляющаяся мантра
Побывав в этих святых местах, нельзя обойти еще одно сакральное место. В полутора километрах от дацана «Балдан Брэйбун» находится местность Ранжун Маани. Настоятель дацана Бато-лама Шареев рассказывает, что, когда Хамбо лама Заяев обратился к высшим иерархам буддизма Далай-ламе и Панчен-ламе, чтобы определить свои предыдущие перерождения, тот указал, что с этим вопросом надо обратиться к Чойжон-сахюусану. Заяев со 146 учениками провел молебен и призвал Чойжон Гомбо Махагала Сахюусана – гневное воплощение бодхисаттвы Арья Балы. В этом месте Хамбо лама Заяев в глубокой медитации получил ответ на свой вопрос. В подтверждение его высокого происхождения и как результат его практики на скале проявилась мантра божества любви и сострадания Арья Балы – ОМ МАНИ БАДМЕ ХУМ. Так Арья Бала дал знак, что распространение буддийской философии здесь будет успешным, и потому бодхисаттва в этой местности будет пребывать бесконечно долго.
С самого своего земного рождения Хамбо лама Заяев имел осознанное стремление распространять драгоценное Учение Будды в местах, не тронутых проповедью, и укреплять его там, где оно уже распространилось. Он один из тех, кто для того, чтобы стать источником чистейшей Дхармы, прошел долгий путь учебы и лишений, одиноких странствий, неустанной борьбы и размышлений, горьких поражений и изумительных побед.
Сколько бы ни пытались в годы невежества самопроявляющуюся мантру стереть, иссечь, которая, по сути, для громадного большинства буддистов является повседневной молитвой, она проявлялась на прежнем месте вновь и вновь. Мне представлялось, что самопроявляющаяся мантра видится плоским изображением, словно выведенным красками. На самом же деле она как будто высечена на камне объемно. Не каждому суждено, говорят, увидеть это чудо. Мне повезло – на один миг мантра мне показалась, но после, как бы я ни пыталась вновь ее увидеть, этого не случилось.
Удивительно красивый уголок природы – в ландшафт местности прекрасно вписался дуган Арья Балы. Летом он утопает в зелени лиственных деревьев, весной о пробуждении природы возвещают дружные семейки сине-фиолетовых подснежников. Каждый день местные жители по очереди приходят сюда, чтобы зажечь зула для накопления себе благих заслуг и в будущем благого следствия.
А какая энергетика – здесь хочется пребывать наедине с самим собой, прислушиваться к дыханию земли, природы, к своим самым искренним чувствам и понять что-то великое и такое необходимое. «Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным! Поищи их в глубине своего сердца».