С каждым годом технологии развиваются все стремительнее. И то, что вчера казалось фантастикой – сегодня реальность. Одни из тех, кто находится на пике технического прогресса – это компании, работающие в сфере IT, они являются проводниками между высокими технологиями и нашей действительностью. Они прогнозируют будущее и внедряют его во все сферы жизни. О том, как это происходит и какой будет Республика Бурятия через 10 лет, рассказывает Виталий Раднаев, генеральный директор компании «Снежный Барс».
Всего за несколько лет цифровые супермаркеты изменились до неузнаваемости. В 2003 году, когда в Бурятии начали открываться первые магазины компании «Снежный Барс», все покупали компьютеры: системные блоки, мониторы, клавиатуры… Потом тренд сменился. На смену PC пришли ноутбуки – мобильные, легкие, современные. Сейчас, компания «Снежный барс», которая в этом году отмечает 15-летний юбилей, отмечает, что балом правят планшеты и смартфоны. Пройдет еще несколько лет и в цифровых супермаркетах будут продаваться…. роботы. Фантастика? Нет! Реальность, которая неизбежно наступит.
- Придя к нам в магазин сегодня, среднестатистический покупатель выбирает себе новый смартфон, - говорит Виталий Раднаев, генеральный директор компании «Снежный Барс», - Сейчас смартфоны — это главное высокотехнологичное устройство человека. Этот тренд будет развиваться – плюс тренд цифровых гаджетов – фитнес часы, аксессуары, электроника,встроенная в одежду. Дальше будет электроника, встроенная в человеческое тело, люди сейчас активно рассматривают варианты чипов, вживляемых в человеческое тело – цели могут быть разные, но этот тренд развивается очень активно. В недалеком будущем люди будут покупать роботов – помощников по домашнему хозяйству или даже спутников жизни, способных выполнять супружеский долг. Все мировые компании ведут разработки в области искусственного интеллекта, это позволяет футурологам прогнозировать развитие андроидов. И если этот сценарий будет развиваться, то мы, как представители, IT бизнеса будем способствовать тому, чтобы самые современные решения были доступны жителям нашей Республики. Главный человек – для нас это наш покупатель, клиент. Для него мы работаем, для него мы создаем нашу инфраструктуру, сервис. Наша миссия – быть мостом между потребителем и производителем цифровой техники и нашим клиентам мы всегда будем предлагать самые лучшие, самые новые и смелые решения.
- А как менялась и меняется ваша компания?
- За 15 лет компания «Снежный Барс» выросла с нуля до крупной региональной кампании, которая работает в пяти субъектах федерации - в Республике Бурятия, Забайкальском крае, Иркутской области, Красноярском крае, Республике Хакассия. Среди региональных компаний входим в первую десятку рейтинга ТОП-25 IT компаний Россиипо версии CRN/RE, аналитики характеризуют нас как крупную региональную компанию.
Кстати, в Сибири региональных компаний не осталось, многих подкосил кризис 2009 и 2014 года, кто-то не выдержал конкуренции с крупными федеральными сетями. Мы в этом плане как снежный барс – это гибкий зверь, который может приспосабливаться к разным обстоятельствам и выживать даже в экстремальных условиях. И сейчас мы вводим новые принципы работы.Это значит, что у покупателей «Снежного Барса» есть возможность выбрать абсолютно любой товар, предлагаемый мировым рынком. А наша компания обязуется в короткие сроки найти его, доставить клиенту и взять на себя все гарантийные обязательства.
- Что помогло вам преодолеть трудности, почему вам удалось то, что не получилось у многих других компаний?
- Мы прошли кризис благодаря широкой региональной филиальной сети, бизнес диверсифицирован – есть розница, корпоративные продажи, сервисный центр и проектное управление. Важно и то, что все наши сотрудники – это единая слаженная команда. Мы сумели создать такие условия, что люди чувствуют себя частью компании. У нас работают настоящие профессионалы своего дела, многие начинали свой трудовой путь здесь в компании и выросли как специалисты, как руководители.
Когда мы начинали в 2003 году, мы в полной мере ощутили эффект растущего рынка. Росли на 15-20-30% в год. Все товары «уходили с колес». Спрос был очень высокий. Сейчас при той насыщенности рынка, которая есть сегодня, кажется невероятным то, что в 2004-2005 году людям приходилосьпредварительно записываться в очередь на сборку системных блоков в магазинах -настолько высоким был спрос. Мы росли очень активно, хотя уже тогда были крупные федеральные конкуренты. Тогда главным направлением было развитие розничной сети. Но ситуация менялась очень стремительно. И насыщение рынка произошло очень быстро. Мы поняли, что помимо розницы нужно развивать новые направления. С 2013 года розничный сегмент стал очень сильно падать – произошло полное насыщение, практически в каждом доме появился компьютер и ноутбук. Фокус продаж в рознице сместился на смартфоны и планшеты. Сейчас очень быстро одни товары сменяют другие. Был выбран курс на развитие корпоративного сегмент, где быстро былизавоевали ведущие позиции – начали работать с коммерческим структурами, органами власти, предлагая к реализации сложные и интересные проекты.
- Вы являетесь успешным игроком и членом Российской Федерации Го, участвуете в российских и международных соревнованиях, скажите, а эта игра помогает вам в бизнесе?
-- Увлекаюсь этой игрой со студенчества. И это больше чем игра – это философия. Она, например, учит, что в конкурентной борьбе не нужно пытаться уничтожитьпротивника, как например, в шахматах, где главная цель игры поставить мат королю. Здесь концепция игры другая – важно уметь сосуществовать с противником, предпринимая такие шаги, чтобы получить лучшую позицию. Эта игра учит действовать менее рискованно в бизнесе. Есть масса других стратагем, которые позволяют вести бизнес более продуктивно. Я вообще считаю современные бизнес модели, когда главная задача ликвидировать конкурента, не приемлемыми для себя. Это стратегия войны. Стратегия Го - миролюбивая, это стратегия гуманитарная, когда все вместе сосуществуют на одной территории. Ваш конкурент – это ваш партнер. Он помогает вам совершенствоваться. В игре Госоперники должны в итоге создать произведение искусства. Вот уже 30 лет эта игра помогает мне строить свою стратегию в бизнесе и принимать решения.
- А расскажите, как было придумано такое необычное название «Снежный барс».
- Снежный барс – это наш зверь, обитает в высоко в горах Бурятии, стремительный, покоряет своей красотой и грацией, при этом он неуловим, он всегда на шаг впереди. С высокими технологиями также – технологии всегда на шаг впереди, они всегда в развитии.В стремительном развитии!Мы таким образом хотели придать нашей компании характер и силу этого зверя, мощь природы. По-моему, наше название вполне описывает идеологию нашего бизнеса.
- Какова программа мероприятий, посвященных юбилею «Снежного барса»?
- В наш юбилейный год мы подготовили массу сюрпризов для своих корпоративных клиентов и покупателей. Например, 20 апреля в Улан-Удэ состоится масштабная Региональная партнерская конференция, посвященная IT-технологиям. Спикерами конференции станут представители таких известных мировых брендов как HP, Lenovо, APC, Epson и др. Это событие станет знаковым для нашего города.
Еще одним приятным сюрпризом станет новый образ компании «Снежный Барс» - это будет современное и смелое решение.
Уникальные проекты «Снежного барса»
Имея огромный опыт работы на рынке, компания «Снежный барс» выполнила ряд успешных проектов разного уровня сложности в пяти регионах России. Компанию отличает системный подход, многопрофильность и надежность.
Библиотека будущего
Светлана Цыденова, директор Научной библиотеки Восточно-Сибирского Государственного Университета Технологий и Управления (ВСГУТУ):
- Компанией «Снежный барс» был реализован сложнейший проект по автоматизации научной библиотеки ВУЗа. В помещениях библиотеки были установлены специальные станции, которые работают по электронному читательскому билету. Для этого около 900 тысяч томов книг и изданий были прочипированы и объединены в единую базу. Благодаря тому, что у каждой книги есть электронная метка, все процессы с книгой осуществляются в автоматическом режиме, через специальный сканер и станцию возврата книг. С помощью электронного читательского билета, книгу, например, можно сдать, не обращаясь к библиотекарю. Благодаря работе с компанией «Снежный барс» наша библиотека стала самой оснащенной и современной в Восточной Сибири. Проект был выполнен в установленные сроки и на высшем уровне. Также в результате данной работы были реализованы удобный модуль инвентаризации книжного фонда, что позволяет серьезно облегчить работу.
Мобильные технологии для золотых рудников
Андрей Сухоруков, руководитель ИТ-отдела, компания «Бурятзолото»:
- Наша компания занимается добычей золота и исследовательскими работами в области геологии. Для проведения таких работ был необходим мобильный ЦОД – центр обработки данных, который бы работал в труднодоступной отдаленной местности, где нет ни сетей, ни проводов, ни электричества. За реализацию этой непростой задачи взялась компания «Снежный барс».
Фактически они сделали для нас мобильную серверную, включая всю необходимую инфраструктуру по обеспечению электроснабжения, охлаждения, обогрева, систем безопасности, которая была помещена в металлический каркас и установлена непосредственно на руднике. Данную серверную можно легко переместить на другую площадку по необходимости. Работать со «Снежным барсом» надежно, а главное результативно. Таких компаний на рынке – единицы.