Цирк Бурятии 20 апреля представит новую цирковую программу - «Девять ветвей». Постановкой необычного шоу занимается столичный хореограф-постановщик, артистка балета, бывший преподаватель МГИК по танцам Наталия Новичкова. В интервью корреспонденту infpol.ru она рассказала о том, что ждет зрителей из Бурятии на цирковом шоу, о своей обширной деятельности, современных веяниях в хореографии, сотрудничестве со звёздами российского шоу-бизнеса, в том числе группой «Би-2» и Кристиной Орбакайте.
- Наталья, почему для циркового пластического спектакля вы выбрали название «Девять ветвей»?
- Для создания цирковой программы в Бурятии меня пригласила заслуженная артистка России Елена Петрикова. Мы с ней разработали сценарий, а постановкой хореографии занимаюсь я. С самого начала мы знали, что цирковой спектакль-шоу будет на тему мифов и легенд. Для этого мы погрузились в бурятские сказки, эпосы и легенды. Прочитали эпос «Гэсэр», в нем как раз содержание разделено на ветви. Мы заинтересовались этим древним сказанием, но не стали привязываться к содержанию. Решили обыграть число девять, которое является сакральным, не только в бурятской культуре, но и во многих других, таким образом, мы синтезировали понятия, и получили более глобальное повествование. В итоге у нас получилось девять мифических историй. Мы развернем перед зрителем волшебное действо, пластический цирковой спектакль со световыми и визуальными спецэффектами. Всё действо будет иметь мифическую канву. В спектакле будут представлены легенды о Байкале, про лебедей и трех сестер, а также будет задействован дух огня как символ жизни. Мы раскроем тему охоты в номере вольтиж. Бурятия – это регион, где много своеобразного и удивительного для туристов. Нас удивило, что здесь много памятников животным и мифическим героям, и мы также решили не обходить эту тему. Постановка больше состоит из собирательных образов. Кроме всего перечисленного у нас будут и другие не менее захватывающие сцены.
- Ваша постановка представляет народную культуру, вам с ней интересно работать?
- Безусловно, тема народной культуры близка мне. С шести лет я танцевала в хореографическом ансамбле «Зоренька», в котором основным направлением был народно-сценический танец, а также современное направление. Я больше тридцати лет занимаюсь хореографией, примерно 15 лет занималась жанром народного танца. Позже, окончив училище и вуз, я больше посвящала времени современному танцу, направлениям модерн, contemporary-джаз и т.д.
- В постановке будет принимать участие балет, в каком стилевом решении они будут исполнять танцы?
- Да, в постановке у нас принимает участие балет. Девочки будут исполнять танцы, не придерживаясь какого-то одного стилевого решения. К каждому образу будут подобраны танцы разных направлений. Ясно одно - это будет этника, но её нельзя назвать фольклорной. У нас будет современная музыка с элементами рока и этническими музыкальными инструментами. Музыку написал Дмитрий Машков лидер рок-группы «Арктида», он родился и вырос в Улан-Удэ. Сейчас он живет и работает в Москве.
- Вы занимаетесь современными танцами, contemporary-джаз, модерн... Расскажите, почему вы выбрали именно эти направления?
- Я профессиональный артист и училась классическому танцу. Параллельно занималась современными танцами, ездила на мастер-классы, следила за новыми веяниями не только в России, но и за рубежом. При исполнении академического танца больше задействована внешняя энергия, в этом есть свои особенности и формы, в которых можно импровизировать в рамках образа. Танец – это своеобразная передача энергии. В современном танце - contemporary – это поток энергии, погружение в свободную пластику. Человек в процессе танца находится в поисках движения, которое как можно лучше раскрывает характер и настроение главного персонажа. Это не просто заученные движения, а это танец более живой, идущий от самого нутра, поэтому более наполненный и откровенный.
- Расскажите поподробнее о современном направлении contemporary.
- Существуют школы нетрадиционных направлений, где сформировалась определенная форма, которую можно отнести к какой-либо стилистике. Направление сontemporary усиленно развивается, пока рано говорить об устоявшихся формах и определенных школах. Пока это направление вбирает в себя много других ответвлений, оно больше различается территориально, по странам. Например, американское течение сильно отличается от французского. В каждой стране есть своя культура, которая оказывает на contemporary большое влияние.
- Востребован ли современный танец?
- Во всем мире современный танец развивается и он актуален. Сейчас в мире все придумано, всё сказано. Поэтому новая форма – это интересно вдвойне. Мы живем в большом потоке информации и для нас важны фильтры, отсекается всё лишнее, остается лишь главное. Для меня танец – это выражение гармонии, я не стремлюсь создать как можно больше движений, сейчас я понимаю, что главное не переборщить. Каждое движение должно быть оправдано относительно сюжета и спектакля. Поэтому мне интереснее искать нужную хореографию. Я работаю в одном стилистическом направлении и стараюсь идти в одном направлении.
- Вы занимаетесь достаточно разнообразной деятельностью, участвуете в съемках видеоклипов, фильмов, вы и хореограф-постановщик представлений и в бывшем преподаватель, как вам удаётся всё это объединять?
- Пятнадцать лет назад, одновременно с танцами, я начала заниматься постановкой хореографии. С течением времени, все больше стала уделять этому внимание. Сейчас у меня изменились приоритеты, я год назад завершила свою преподавательскую деятельность во МГИК и больше занимаюсь постановками.
- Вы принимали участие как хореограф-постановщик в фильмах и клипах известных исполнителей, расскажите об этом опыте.
- Постановка танцев в реальности и в кадре – это разный опыт. Этому я училась на курсах у режиссера Ирины Мироновой. Мы снимали клипы для Би-2, Кристины Орбакайте и многих других, невольно когда работаешь с профессионалами многому у них учишься. Занималась постановкой танцев для сериалов и фильмов. Для того, чтобы попасть в необходимое музыкальное направление, я слушаю материал и принимаю для себя решение, если мне это интересно, то я с радостью берусь за работу.
- Что вас вдохновляет?
- Люблю всё новое, мне интересны знакомства, новая культура. Недавно я побывала на выставке кукол Даши Намдакова, от которой была в полном восторге. Когда я увидела кукол вблизи, рассмотрела детали, я ощутила непередаваемые чувства. В экспонатах сосредоточена непередаваемая энергия. Великолепное исполнение костюмов и детальной проработки. Обожаю ходить по музеям, для меня это своеобразная форма медитации и погружение в атмосферу, что, несомненно, способствует творчеству и генерации идей. Недавно я побывала в местности Лысая гора, во время заката, город на фоне гор и леса смотрелся незабываемо, это также вдохновило меня на создание «Девяти ветвей».
- На ваш взгляд, чем отличается традиционный цирк от современного?
- Конечно, различия есть. Традиционный цирк – это манеж, это разножанровые номера, которые чередуются. Современный цирк организован иначе, имеет форму спектакля, программа имеет повествовательную канву, много есть простора для развития, поиска, творчества. Но цирк – это зрелище, где артисты не могут соврать, они постоянно рискуют, выходят на сцену и делают сложные вещи здесь и сейчас, вызывая восторг у зрителей. Главенствующим в цирке является трюк, но к нему мы делаем красивую подводку, это музыка, танцы, взаимосвязь и гармония элементов.
- Как вы можете оценить цирковую труппу Бурятии?
- Ребята молодцы, они стараются. Цирк в Бурятии достаточно молод, и команде, в профессиональном плане, есть куда расти. Необходимо финансирование, техническое оснащение скудное, его явно не хватает. Если бы было отдельное здание, то многое, и программу в том числе. можно было усовершенствовать. У вас артисты цирка многофункциональные, они все могут, и один артист может быть клоуном, вольтижёром, жонглёром, что ценно.
- Вы успешный хореограф, чтобы вы посоветовали нашим начинающим танцорам?
- Я бы посоветовала верить в себя, хореография – это колоссальный труд. У кого-то есть задатки, у кого-то их меньше. Но если человек хочет, если он старается и любит то, что он делает, то несмотря ни на что у него всё получится, и если он верит в это, то у него обязательно всё сложится наилучшим образом. Я в 5 лет загорелась желанием танцевать, и с тех пор танцы стали частью моей жизни, ищу что-то новое для себя в этой области, развиваюсь и не останавливаюсь на достигнутом. Совершенству нет предела, особенно в современном мире. И главное уметь принять новое, не стоять на месте, постоянно находиться в творческом поиске.