экология
4491

Как Улан-Удэ превращается из зеленого оазиса в пустыню

Корреспондент infpol.ru сравнил столицу Бурятии с самой собой и нашими соседями

Фото: infpol.ru

Несколько дней назад корреспондент infpol.ru поднял тему озеленения бурятской столицы. Мы решили продолжить ее. На сей раз пройдем непосредственно по нашему городу, заглянем в его историю и сравним с современностью. 

Поход в каменные джунгли

Заметно, как с каждым годом облик Улан-Удэ преображается: кое-где ведется косметический ремонт фасадов старых зданий, строятся новые торговые, спортивные объекты, на тротуарах вместо полопавшегося асфальта появилась хоть и вызывающая нарекания, но все же декоративная плитка, ночами Улан-Удэ переливается яркой иллюминацией. Летом к прочему оформлению добавляются цветочные клумбы, а на площади Советов и прилегающей территории появляются газоны. Однако древесное и кустарниковое озеленение почему-то остается без должного внимания. В экологическом плане, при нынешнем состоянии почвы, водоемов и воздуха, все это напоминает сильно курящую женщину с гламурным маникюром на руках. 

В истории нашего города были три зеленые катастрофы. Так, улица Ключевская получила свое название благодаря родникам, бившим в расположенном здесь сосновом лесу. Однако со временем деревья вырубили, а родники засыпало песком. Осталось только название улицы. 

На месте остепненного ныне Богородского острова когда-то была огромная роща дикой облепихи. Местное население ведрами собирало ягоду. Но пробираться через заросли колючих кустов было неудобно, и люди стали прорубать тропы. Облепиха – растение нежное, повреждение корней и стеблей ведет к ее высыханию. В итоге сухие кусты кто-то поджег. Стебли, насыщенные эфирными маслами, вспыхнули, как спички. За считанные часы вся роща под порывами ветра была пройдена пламенем. Уничтожение плодородного слоя на острове довершило наводнение. 

Наконец, в эпоху освоения целины советское руководство признало часть обширного болота южнее аэропорта подходящей для этих целей. Болото осушили, выступили соли, и вся эта территория, превратившаяся в «солоноземную» степь, стала совершенно непригодной для растениеводства. 

Сейчас нестройные ряды зеленых насаждений стремительно редеют под натиском автотранспорта, а город находится на грани новой зеленой катастрофы. И вот наглядные примеры. 

Удинский мост. Расширение проезжей части, строительство клеверной развязки немного снизило транспортную напряженность на этом участке. Некогда вдоль Городского дворца детско-юношеского творчества были обширные зеленые насаждения. Разовые подсадки ничего не дали. Однажды в конце учебного года лучшие выпускники школ города высадили здесь 200 саженцев, из которых до зимы дотянули около 70, дожили до весны всего 12. 

Площадь Советов. Еще в середине прошлого века мемориал, ныне стоящий на площади Революции, утопал в зелени сада. Теперь это только голая площадка, декорированная елями и яблонями. 

Район Элеватора. Магазин «Темп», пристрой между ним и «Бурятгражданпроектом», два этажа магазинов у дома № 18 по ул. Гагарина, нынешняя детская площадка «Радуга» по ул. Пушкина  – на этих, да и на многих других участках ранее были древесно-кустарниковые насаждения. Подсадки чахлых единичных кустов бузины, яблони и других пород не дают даже той газопоглотительной способности, которая была присуща этим участкам прежде, еще до значительного роста загрязнения воздуха. Дошло до абсурда, когда в нескольких местах, пригодных для высадки зеленых насаждений, установили искусственные деревья-фонари. 

Наконец, парки. Все четыре – «Юбилейный», им. Орешкова, им. Жанаева и «Железнодорожный», как некогда сохраненные участки соснового леса (хвойные породы, в отличие от лиственных, сохраняют свои воздухоочистительные функции круглый год), – пребывают в плачевном состоянии. К тому же время от времени от территории парков «откусывают» по кусочку новые собственники. 

Еще один объект, созданный искусственно и вовсе не попавший в какие-либо программы по благоустройству, – центральный парк возле Свято-Троицкой церкви. Расположенный в самом центре города и призванный быть местом отдыха, он уже много лет пребывает в плачевном состоянии. Все мероприятия по благоустройству, предпринятые прихожанами храма и общественниками, ограничиваются уборкой мусора, вырубкой старых деревьев и покраской памятников. 

И все это притом что санитарно-рекреационные нормы необходимых зеленых насаждений на одного человека составляют 7 кв. м. К примеру, в самом большом районе Улан-Удэ, Железнодорожном, этот показатель составляет менее 40%. И то за счет лесов Верхней Березовки. Но и они, вытесняемые дачными некоммерческими товариществами, стремительно редеют. Плодово-ягодная станция напротив пос. Кумыска за считанные годы бесследно исчезла под коттеджным поселком. 

В других районах Улан-Удэ ситуация еще более тяжелая. В соответствии со стратегией развития города перспективными направлениями застройки выбраны юго-западное и юго-восточное. Естественное озеленение этих степных направлений изначально обеднено. Диспропорциональное изменение численности населения и озеленённости скоро приведет к экологическому коллапсу. 

Скупой платит дважды…

Если не больше. Повсеместная вырубка тополей вдоль пригородных автотрасс вместо подрезки цветоносных стволов ухудшила экологическое состояние многих участков города. На центральных улицах деревья и кустарники заменили цветочными клумбами. В декоративном плане это некоторое решение. Но не в экологическом. 

По газопоглотительной способности цветы никак не способны конкурировать с деревьями и кустарниками. Они украшают площади только в теплое время года, тогда как древесные породы, особенно хвойные, сохраняют декоративную и воздухоочистительную функции круглый год. Для ухода за кустом или деревом требуется затрат намного меньше, чем на небольшую клумбу. Кустарниковые и древесные породы-многолетники даже в случае вандализма способны за непродолжительное время восстановить свою крону, зеленую массу. А цветы надо садить ежегодно, покупать семена, привлекать работников для высадки. В условиях засухи они требуют постоянного полива, тогда как крупные растения способны оставлять под корнями запасы влаги. В декоративном плане даже небольшой уголок с несколькими деревьями и кустарниками в сочетании со скамейками, беседками, фонарями значительно оживляет ландшафт. 

– Ученые БНЦ на протяжении длительного периода ведут мониторинг за состоянием зеленых насаждений, накоплением загрязняющих веществ в воздухе. На основе полученных данных нами сформулированы конкретные предложения для решения проблемы. Помимо постоянного наблюдения за состоянием «зеленых друзей», это замена существующих насаждений ТОЛЬКО в крайнем случае (при наличии болезней или гибели), внедрение устойчивых и декоративных видов, в том числе не присущих местной флоре. При озеленении нужно обязательно учитывать высокую газоустойчивость и газопоглотительную способность, декоративность и безвредность для человека. И делать это нужно эволюционно, а не революционно, постепенно заменяя одни породы другими, – рассказывает  кандидат биологических наук Алексей Суткин. 

А у соседей как?

Для сравнения посмотрим, как обстоят дела в других городах. Например, взять Иркутск. Не только в силу географической близости, но и из-за общих проблем с засилием автотранспорта, загрязнением воздуха и почв зеленые насаждения в соседнем городе испытывают такой же прессинг. Но городская администрация всеми силами старается сохранять зеленые массивы. Движение крупнотоннажных машин пущено по периметру Иркутска, отчего сам город предоставлен преимущественно легковому, общественному и специализированному транспорту. Академгородок, где сосредоточены основные научные, образовательные и оздоровительные учреждения, вовсе утопает в зелени. Лет 8 – 10 назад столица Приангарья пережила волну, когда старые деревья были вырублены, но на смену им вскоре были высажены молодые деревца. При соблюдении технологий и должном уходе они легко прижились и быстро набрали растительную массу. 

Другой яркий пример – город Усть-Каменогорск в Восточном Казахстане. Он расположен неподалеку от Семипалатинского полигона, в самом городе годами пыхтят вольфрамо-молибденовый, свинцово-цинковый, титаномагниевый и другие комбинаты. В этом городе штормовое предупреждение – это штиль, когда вся масса выбросов густым туманом висит в воздухе. Но удивительно ярким контрастом предстали местные парки! Вдоль набережной Иртыша, где постоянно дует ветерок, уносящий загрязнения, расположились площадки с тренажерами, беговые дорожки, детские площадки. От небольшой проезжей улицы, идущей параллельно набережной, их отделяет сплошная роща шириной не менее 50 – 70 метров. Чтобы дойти до мест отдыха в парках, нужно долго идти от ограждений по аккуратным аллеям к центру парка. Каждая детская площадка во дворах также окружена широким поясом кустов и деревьев. 

Казахские специалисты напомнили основополагающие правила озеленения, которые у нас известны, но почему-то не исполняются. В системе озеленения важно предусмотреть ключевые задачи, которые должны выполнять зеленые насаждения. Помимо декорирования ландшафта, у зеленых насаждений есть масса других жизненно важных функций: поглощение углекислого газа с выделением кислорода, понижение температуры за счет испарения влаги, защита от ветров, снижение шумового воздействия, выделение фитонцидов, убивающих микробы, и, наконец, это самый универсальный естественный поглотитель растворенных в воздухе загрязняющих веществ. 

Таким образом, наш город оказывается не в таком уж безысходном состоянии. И при грамотных подходах ситуацию еще можно нормализовать.

Автор: Алексей Левашкевич

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях